После социальных животных обратимся к не менее сложному и противоречивому процессу — социогенезу. На исторической шкале времени социогенез занимает несколько меньшее время и включает следующие процессы и фазы: социальные животные, формирование стада предлю-дей, становление стада людей, возникновение семьи, рода, племени, первобытной общины и вождества. Большая часть того времени, которое потратило на свой эволюционный путь человеческое общество, никак не могла быть описана в истории общества по той простой причине, что она составляет его предысторию. История — это совокупность письменных свидетельств о различных явлениях и событиях. Но истоки общественных форм лежат в мире социальных животных.
Можно утверждать, что у общественных насекомых — пчел, муравьев, термитов — уже существуют элементы (или зачатки) социальной организации: они живут коллективно, у них разделение труда, защита территории, контроль порядка, сложившаяся система отношений, определенная «социальная иерархия» (рабочие, воины, няньки). В то же время имеются веские основания считать, что у животных нет социализации.
|
|
Поведение простейших животных, ведущих коллективный образ жизни (причем каждая отдельная особь такой коллективности — это именно простейшее животное), хотя иногда внешне и похоже на человеческое, чисто инстинктивное. Инстинкты — это биологические программы действия, которые являются врожденными и передаются генетически. Инстинкт предполагает направленное, линейное, жестко предписанное поведение (без вариантов); любое отклонение от следования инстинкту нередко грозит смертью.
По мере эволюции роль инстинктов снижается. Если поведение червей и моллюсков на 100% инстинктивное, то у рыб имеются зачатки разума, а поведение млекопитающих уже в значительной степени разумно. Высшую ступеньку эволюции занимает человек, у которого роль инстинктов минимальна.
Совокупность животных организмов образует естественную иерархию. Все их многообразие можно расположить на своеобразной лестнице видов — от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше при-
холится ему обучаться, чтобы приспособиться к окружающей среде. Насекомые, в отличие от людей, рождаются уже практически взрослыми, т.е. готовыми нормально функционировать в своей экологической нише. Природа (точнее, эволюция) позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течение которого новорожденный обучается и приспосабливается к взрослому миру своего биологического вида, чтобы овладеть хотя бы минимальными навыками выживания. Этот период называется детством. У птиц он длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян — несколько лет. Чем выше по лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации.
|
|
Если бы мы попытались построить возникающую в ходе эволюции иерархию живых существ от низших — насекомых до высших — человека, то получили бы следующую диаграмму.
Закономерность здесь такова: чем примитивнее существо, тем большую роль в его поведении играют инстинкты (рис. 19). У насекомых поведение практически на 100% инстинктивно. У слонов, волков уже меньше инстинктов и больше приобретенного поведения, которое передается родителями. Поведение обезьян в еще меньшей степени определяется инстинктами. У человека, по мнению некоторых исследователей, поведение более чем на 80% социально приобретаемое. Чем больше инстинктов, тем меньше роль родителей. У насекомых функцию родителей выполняет, по сути, сама природа (врожденные программы поведения). Соответственно, чем меньше инстинктов, тем выше роль и ответственность родителей.
Такова общеэволюционная закономерность. В последнее время исследователи вносят в нее определенные уточнения и поправки. К примеру, немало загадок продолжают поставлять на научную кухню одни из древнейших обитателей планеты — муравьи и пчелы. Следующее звено в эволюционной цепочке биологических форм совместной жизни представлено высшими животными. К ним относятся и ранние люди или, как их еще называют, предлюди.
Вот ведь какой парадокс: самые организованные и сознательные существа — люди — начинали свою эволюцию как совершенно безмозглые (в буквальном смысле слова) и хаотичные существа. Тот далекий период называ-
Врезка
В. Красилов Стратегия выживания
Человек появился на поздней стадии эволюции биосферы как элемент ее биологического разнообразия. Подобно другим биологическим видам, человек на первых этапах своей эволюции взаимодействовал со средой обитания по принципу управления с обратной связью с неизбежными при этом резкими колебаниями численности. Численность регулировалась «сверху» — хищниками и паразитами, «сбоку» — конкурирующими видами, «изнутри» — людоедством и умерщвлением детей, инфантицидом (следы которого остались в мифах) и «снизу» — истощением пищевых ресурсов. По мере того как первые три способа отступали на задний план, последний приобретал все большее значение.
У примитивных организмов стратегия выживания основана на росте численности, у высокоорганизованных — на поддержании популяцион-ного равновесия. Для многих поколений людей прогрессивное общественное развитие прочно ассоциировалось с популяционным и экономическим ростом. Этому способствовало постоянное военное противостояние. Сейчас открывается возможность пересмотреть стратегию роста в пользу равновесия. Настоятельной необходимостью становится стабилизация численности. Если человечество хочет избежать регуляции численности «снизу» — истощением ресурсов, то необходима регуляция «изнутри» и по возможности не людоедскими методами.
Источник: Красилов В. Есть ли в природе общая идея? // Знание — сила. 1997. № 4.
ют первобытным человеческим стадом. Напротив, муравьи как начали свой путь коллективно организованными существами, так и закончили его. Вернее сказать, где начали, там и закончили, ибо за 65 млн лет они не проделали и сотой доли того эволюционного пути, какой за 5 млн лет совершил человек — в противоречиях, отступлениях, революционных скачках вперед и головокружительных падениях.
Для низших организмов характерна максимальная зависимость от среды: малейшие колебания температуры способны уничтожить целый вид. Чем выше эволюционная ступенька и сложнее организм, тем он меньше зависит от изменений, в том числе катастрофических, среды. На вершине пирамиды стоит Homo sapiens. Эволюционный процесс увеличения приспособительных возможностей по мере усложнения организма и относительной независимости от колебаний среды называется автономизацией онтогенеза^. Автономизация у животных означает, что по достижении физиологической зрелости они приспособлены к обособленному существованию и могут самостоятельно добывать себе пропитание. Взрослые особи обеспечены необходимыми поведенческими программами, в том числе программой размножения.
|
|
Согласно закону де Бера, на ранних фазах индивидуального развития животные более сходны между собой, чем на поздних. Изменения в развитии организма на ранней стадии влияют на все последующие. Чем дальше эволюционирует организм, индивидуальный или общественный, человека или животного, тем больше отклонений от первоначального образца. На более ранней стадии развития, которой предшествует меньше стадий, этих отклонений меньше. Отсюда следует, что взрослые формы различных животных должны сильнее отличаться друг от друга.
Термин «общество» в широком историко-эволюционном смысле применим не только к людям, но и к социальным животным, в первую очередь социальным насекомым2.
Современное человеческое общество намного сложнее, чем любое общество, когда-либо существовавшее в мире животных. Тем не менее в течение последних 100 тыс. лет, когда впервые появился Homo sapiens sapiens, человек современного анатомического вида, он существовал в рамках небольших обществ собирателей и охотников. По своему устройству и организации эти общества были даже проще тех, которые, подобно осколкам старины, существуют в джунглях Амазонки, в пустыне Сахары или в лесах Новой Гвинеи, —
1 Алексеев В.М. Физические принципы антропосоциогенеза (2001). — http://valexeev.narod.ru/deml.htm.
2 Dautenhahn К. Social Brain. — http://homepages.feis.herts.ac.uk/-nehaniv/al7ev/dautenhahn/node2.html.
примитивных племен, также занимающихся охотой и собирательством. Первобытные общества, насчитывавшие от нескольких десятков до нескольких тысяч человек, связанных между собой кровными и территориально-политическими узами, представляли собой более высокий уровень развития, чем общества социальных насекомых, состоящие порой из нескольких миллионов особей. Их можно назвать племенами, в которые объединилось несколько локальных групп (bands).
|
|
Племенная форма социальной организации древних людей поддерживалась местным патриотизмом (ощущением своей принадлежности к племени), традициями и неформальными институтами (называемыми еще социальными практиками), благодаря которым в первобытном обществе происходили распределение земли, работы и продуктов, дарообмен, участие в общественном строительстве (например, сооружении гидромелиорации), коллективные ритуалы и принятие управленческих решений.
Приблизительно 10 тыс. лет назад произошла так называемая неолитическая революция — доместикация растений и животных, а затем переход к земледелию. Аграрные общества стали большими по занимаемой территории и численности населения. Они стали намного сложнее в управлении, а скорость возрастания организационной сложности общественного устройства теперь уже намного опережала ту, которая была присуща первобытному сообществу эпохи плейстоцена, когда социальным поведением человека руководили биологические инстинкты.
Примерно 5 тыс. лет назад произошла новая глобальная революция — на планете появились первые государства. Государство — это одна из крупнейших социополитических инноваций человечества, которая привела к еще большему углублению общественного разделения труда, кооперации и координации действий людей. На несколько порядков усложнилась и возросла социальная иерархия, основанная на неравенстве и подчинении. Хотя в зачаточном виде она встречается у социальных насекомых и социальных животных, только люди умудрились превратить ее в мощный общественный институт, имеющий самодовлеющую и законную силу.
Переход от плоской социальной пирамиды к высокой всегда означает увеличение уровней управления и горизонтальных связей в обществе, его сегментацию. Но чем больше уровней управления, тем сложнее регулировать секторы общества и большие массы населения. Формируется достаточно сложная система стратификации с кастовым или сословным делением, растет степень неравенства, появляются опосредованные функции управления населением. Государство использует принуждение, стараясь сделать общество более управляемым. Между обществом, т.е. массой рядовых граждан, и государством, а именно аппаратом управления, возникают неизвестные ранее отношения — отчуждение, противоречие, напряжение, конфликт.
С появлением на исторической сцене этой важнейшей политической инновации человеческого разума государство, а не биология становится главным двигателем развития общества.
Государство отгораживается от отдельных людей стеной социальных институтов, в зазорах между которыми, а также в промежутке между государством и обществом возникает множество неформальных образований. Это некие социальные ниши, которые люди заполняют личными и межличностными отношениями, привязанностями, симпатиями, дружбой и т.д. Ины-
ми словами, той социальной материей, которые стремятся уничтожить или вытеснить на периферию общественной жизни крупные бюрократические структуры, корпорации, институты. Основным институтом, противостоящим этим поползновениям, становится один из древнейших институтов человеческого рода — семья. В этих нишах, как в тихих заводях, люди отдыхают, приходят в себя, строят интимные связи и доверительные отношения. Немецкий социолог Ф. Теннис назвал такое размежевание конфликтом между обществом (читай — государством) и общиной — малой человеческой общностью, построенной на доверительно личных взаимодействиях.
Социальная эволюция человеческого рода достигла такой высокой стадии, когда индивиду приходится обучаться умению выживать не в дикой природе, с которой боролся дикарь, а в социальной среде, которая предстала перед его взором еще худшими джунглями, где выживает сильнейший, где происходит постоянный социальный отбор, где одни группы и расы воюют с другими. Человечество создало вторую природу, но оказалась ли она лучше первой?
Социальные институты могли появиться только на исторической стадии эволюции человеческого общества и лишь в крупнонаселенных общностях.
Их главное предназначение — регулировать отношения между людьми, не являющимися кровными родственниками. В примитивных обществах — локальных группах, племенах, вождествах — все люди были близкими или дальними родственниками. Здесь не было институтов в нашем понимании, которые улаживают взаимоотношения междулюдьми на основе формальных правил, созданных не узкой группой родственников, а всем многочисленным населением (либо его полномочными представителями). Формальные правила и юридические законы — это не-родственные или квазиродственные нормы.
Преимущества коллективной организации жизни древний человек почувствовал на самых ранних этапах эволюции — этапах накопления и превращения личного опыта отдельных членов сообщества в традицию, передаваемую от поколения к поколению. Среди основных преимуществ группового образа жизни И.А. Шилов указывает следующие3: повышение эффективности активной обороны, более экономный тип энергозатрат (метаболический «эффект группы»), возможность передачи опыта взрослых особей молодым через подражание и прямое обучение и т.п. Г. Ферстер4 считает «основным признаком живых существ их способность образовывать коалиции», называя так организацию элементов, которые при объединении способны совершить то, чего каждый из них в отдельности никогда не смог бы достичь.
3 Шилов И.А. Эколого-физиологические основы популяционных отношений у животных. М., 1977.С. 199.
4 Ферстер Г. Био-логика. Проблемы бионики. М, 1965.
В процессе антропогенеза человек достаточно рано начал развиваться вопреки биологическим законам. Согласно последним, внутри группы и между группами должна быть постоянная борьба и отбор сильнейших. Для выживания рода и его успеха в межвидовой конкуренции крайне вредно оставлять в живых больных, старых и инвалидов. Но именно это с нарастающей скоростью происходило в человеческом обществе. Складывается впечатление, что история человечества — это совершенствование системы социальной помощи и защиты. Филантропия достигла максимума в западных постиндустриальных странах, где уровень цивилизованности измеряется уходом и выживаемостью стариков, больных и инвалидов. Как ни странно (странно с биологической точки зрения), человечество лишь возмужало и окрепло, защищая старых, больных и беспомощных. Они, оказывается, нужны человечеству ради культурного прогресса. Сострадание к сирым и убогим, бедным и беззащитным, во-первых, как ничто другое формирует этические принципы — основу культурных завоеваний человечества, во-вторых, позволяет молодым надеется, что и им в старости будет оказана достойная помощь. А это базис позитивной мотивации и основа социального самочувствия в обществе.
Социальная эволюция ведет не только к увеличению разнообразия индивидов и дифференциации членов одной группы, но и к закреплению способов групповой защиты. Групповой образ жизни способствует накоплению опыта совместной защиты, который при непрерывной смене поколений и поддержании минимально допустимой численности группы становится традицией, закрепляемой даже генетически5. А это один из признаков непрерывной эволюции форм социальной организации людей.
^ Алексеев В.М. Указ. соч.