Загадка неолитической революции

Культурные растения появились 9— 12 тыс. лет назад, причем сразу в пол­ном блеске всего знакомого нам видового разнообразия в разных районах земного шара. Остатки земледельческих общин того времени обнаружива­ются на Ближнем Востоке, в бассейне Инда, в Таиланде, Судане, Мексике. В историческом масштабе возникновение земледелия было столь внезапным, что получило название неолитической революции.

Подавляющее большинство культурных растений не имеет диких соро­дичей, а если и имеет, то никаких переходных форм между ними и культур­ными видами не обнаруживается. Такие культуры, как маис, финиковая пальма, банановая пальма, хлебное дерево, не способны к опылению и рас­сеиванию семян без помощи человека, а картофель, ананас, батат, маниока вообще не могут размножаться семенами. Большинство возделываемых че­ловеком культур изначально требует искусственного полива.

До сих пор науке не удалось вывести ничего, равного неолитическим пшенице, рису, кукурузе, гороху, льну, хлопчатнику. Несмотря на все попыт­ки культивировать горную рожь, которую ботаники считали родоначальни­цей культурной ржи, колос ее так и не изменился. Даже из одного вида куль­турного растения не удается получить другой культурный вид: получаются разные сорта, но одного и того же вида. Далеко не всегда успешны попытки вновь обратить в культурные растения их одичалые формы. Наследственность последних устойчивее культурных.

«Народный академик» Т.Д. Лысенко уверял, что ему удалось вывести пшеницу из ржи, а овес — из овсюга, но все это оказывалось чистым вымыс­лом. Кроманьонского селекционера за все последующие тысячелетия пре­взойти не удалось никому.

Подобная же ситуация сложилась и с одомашниванием животных. Выво­дились самые разнообразные породы, но всегда в пределах одного и того же известного с неолита вида (собаки, голуби, козы, овцы, коровы). Как же произошла неолитическая революция, то есть переход к земледелию и ско­товодству?

Историк земледелия Ю.Ф. Новиков рассказывает, как правительство Бразилии решило обучить сельскому хозяйству индейцев племени бороро.

Их наделили землей, семенами, орудиями и, конечно, инструкторами. Пос­ледние на глазах своих бесстрастно помалкивающих учеников взрыхлили землю и засеяли ее, подробно разъяснили, какие дары принесет она теперь и какие еще льготы уготовит для них заботливое бразильское правительство. Стоило только инструкторам удалиться, как индейцы в нетерпении выкопали и с аппетитом съели посаженные клубни и семена, после чего отправились в джунгли, чтобы с помощью розданных для расчистки леса топоров быстрее добраться до высокорастущих плодов.

Подобных примеров много. Коренные жители Новой Зеландии после проникновения на остров европейцев сразу стали большими любителями картошки. Но добровольно не посадили ни одной картофелины. Напротив. перекопали почти все поле, обработанное для их обучения земледелию анг­лийскими миссионерами и моряками.

Некоторые историки полагают, что к земледелию человек перешел по воле случая. Дескать, собирал диких сородичей культурных растений, съедал их. при этом семена и корнеплоды попадали на удобренную возле жилищ почву, прорастали, чутко отзывались на уход. Отсюда — лишь шаг к их возделыва­нию. В некоторых случаях так оно могло и быть. До сих пор, выкорчевывая леса под пашню, земледелец щадит лучшие плодовые деревья, оставляя их на полях. Но такие растения можно собирать просто в диком состоянии, и вводить их в культуру человеку-собирателю и охотнику вроде было ник чему.

Первое место в питании всех времен и народов занимает рис, за ним сле­дует пшеница, затем — кукуруза. Почему нашим предкам понадобилось воз­делывать именно злаки, а не, к примеру, орехи, которые хранятся не хуже зерновых? Или не ограничиться более простым разведением домашних жи­вотных?

Принудить человека к земледелию, считают некоторые историки, могло истощение охотничьих ресурсов, биоресурсов, обеспечивавших собиратель­ство, скотоводство и рыболовство. Но эти ресурсы в ряде мест Земли не ис­черпаны до сих пор.

В качестве примера приведем несметные урожаи ягод и грибов в тундре и тайге. Ежегодно используется менее 1% урожая этих ресурсов. Многие народы и сейчас живут за счет сбора плодов диких растений. В пустыне Ка­лахари кочевники собирают дикие арбузы, а индейцы области Великих озер — дикорастущий водяной рис. Жители Огненной Земли бродят в поисках скоп­лений моллюсков или выброшенного на берег кита. Обнаружив, останавли­ваются и живут до тех пор, пока не будет съедена вся туша. Переходить к земледелию они и не собираются.

Жители вечно зеленых устьев и дельт Иордана, Нила и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы до сих пор еще вполне обеспечены рыбой и водопла­вающей птицей. А в прошлом к ним добавлялись бесчисленные стада газе­лей, оленей, кабанов. Их костные останки, наряду с костями гиены, леопарда, очень характерны для мезолитических и неолитических слоев Южной Евра­зии. В письменной истории приводится немало примеров истощения про­довольственных ресурсов у различных неземледельческих народов, особен­но у кочевых. И каждый раз они переходят не к земледелию, а к воинствен­ным набегам на более богатых соседей. В лучшем случае, откочевывают за стадами антилоп, бизонов и оленей.

Примитивные формы земледелия в тропических странах даже в современ­ном мире не обеспечивают дневного пропитания человека. Стихийные бед­ствия, засухи и голод не щадят население даже самых плодородных земель. Все добро, собранное за многие годы, уничтожает один голодный год. Ди­кие народы, занимающиеся земледелием, жадно стремятся к мясной пище. Всего ближе к вегетарианству стоят только народы Восточной Азии, осно­вой питания которых является рис, а также лесные негры, выращивающие бананы. Вегетарианцами были и некоторые исчезнувшие культурные наро­ды Латинской Америки (инки, ацтеки, майя).

Самые ранние следы земледелия были обнаружены в Палестине, Месо­потамии и Египте в виде зерен культурных пшениц и ячменя, печей для выпечки хлеба, сельскохозяйственных орудий. Жители этих мест также раз­водили быков,коз,овец,собак,свиней, ослов и даже антилоп, которых впря­гали в плуги. Казалось бы, отсюда надо выводить всю земледельческую куль­туру человечества, тем более что здесь встречаются дикие виды пшениц и ячменя. Но в нижезалегающих мезолитических слоях нет никаких призна­ков земледелия или одомашнивания животных. Высокая культура первых земледельцев, судя по всему, являлась пришлой. Но откуда пришли древние пахари?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: