Никогда и нигде племенное деление народов не совпадало с государственным. Вся история дает тому живые и убедительные доказательства. Всегда были малые народы и племена, не способные к государственному самостоянию: проследите тысячелетнюю историю армян, народа темпераментного и культурно-самобытного, но не государственного; и далее, спросите: где самостоятельные государства фламандцев (4,2 млн в Бельгии, 1 млн в Голландии) или валлонов (4 млн). Почему не суверенны уэльские кимры и шотландские гэлы (0,6 млн). Где государства кроатов (3 млн), словенцев (1,260 млн), словаков (2,4 млн), вендов (65 тыс.), французских басков (170 тыс.), испанских басков (450 тыс.), цыган (до 5 млн), швейцарских ло-Динов (45 тыс.), испанских каталонцев (6 млн), испанских галлегосов (2,2 млн), курдов (свыше 2 млн) и многого множества других азиатских, африканских, австралийских и американских племен?
Итак, племенные «швы» Европы и других материков совершенно не совпадают с государствен-
ными границами. Многие малые племена только тем и спаслись в истории, что примыкали к более крупно-сильным народам, государственным и толерантным: отделить эти малые племена значило бы или передать их новым завоевателям и тем окончательно повредить их самобытную культурную жизнь, или погубить их совсем, что было бы духовно разрушительно, хозяйственно разорительно и государственно нелепо. Вспомним историю древней Римской империи — это множество народов, «включенных», получивших права римского гражданства, самобытных и огражденных от варваров. А современная Великобританская империя? И вот, именно таково же культуртрегерское задание единой России.
|
|
Ни история, ни современное правосознание не знают такого правила: «сколько племен, столько государств». Это есть новоизобретенная, нелепая и гибельная доктрина; и ныне она выдвигается именно для того, чтобы расчленить единую Россию и погубить ее самобытную духовную культуру.
Источник: Ильин ИЛ. Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. Кн. 1. М., 1993.
К объединению их толкала необходимость обороняться от внешнего врага, а также хозяйственные потребности либо действия захватчика, который захватил огромные территории и создал империю.
У племени два органа управления — собрание, или совет племени (в котором принимали участие все члены племени), и совет вождей (старейшин родов). Избирался также военный предводитель, игравший значительную роль преимущественно в периоды войн. Чаще всего племенные союзы возникали из потребностей военного характера, поскольку между племенами часто происходили столкновения, в которых уничтожались и материальные блага, и люди. Истории известны захватнические походы, предпринимавшиеся в древние века большими народами: китайцами, персами, египтянами, греками и римля нами. На завоеванных территориях они утверждали свое государственное устройство и навязывали свой язык, обычаи и культуру.
|
|
Экономической основой родоплеменного общества выступают чаше всего два уклада — огородничество (примитивное фермерство) и скотоводство. Политическая организация носит неформальный характер и не приобрела еще каких-либо государственных форм6. Вождество и лидерство, особенно на уровне деревни или группы, также неформальное. Во многих племенных обществах исходной политической единицей, сплачивающей племя, выступают: клан — совокупность людей, считающих, что они происходят от общего предка; возрастные классы — разделение людей на разные статусные группы в зависимости от принадлежности к детям, юношам, зрелым мужчинам и старикам; группы интересов, которые со временем выделяются в политические партии, экономические классы, религиозные конфессии.
Формирование племен из разрозненных объединений начинается в период неолита. В дальнейшем отдельные племена разрастаются, образуя союзы племен. Из них позже возникают еще более крупные общности — народности. На территории государства Папуа-Новая Гвинея, где в конце XIX в. жил и проводил исследования русский ученый и путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай, обнаружено до сих пор неизвестное первобытное племя. Как недавно сообщила газета «Интернэшнл геральд трибюн», племя, живущее в условиях каменного века, было найдено в 500 км от порта Лаэ международной этнографической экспедицией. Удалось выяснить, что племя, насчитывающее около 120 человек, впервые сталкивается с белыми людьми. Вся до-
6 Sociopolitical organization (1999). —http://www.cabrillo.cc.ca.us/~crsmith/sociopolit_org.html.
машняя утварь сделана из дерева и камня, только несколько охотничьих копий имеют металлические наконечники, которые были выменяны у соседних племен. Немало интересных сведений дали отечественной науке путешествия российского журналиста Олега Алиева7, пять сезонов прожившего в джунглях Новой Гвинеи на правах члена папуасского племени (после женитьбы на аборигенке). Он как бы побывал в прошлом человечества — словно слетал на машине времени на 20—30 тыс. лет назад. На Новой Гвинее еще можно открыть неизвестную долину и встретить первобытных людей. Их оружие — каменные топоры, копья, луки и стрелы. Они поклоняются своим богам, а когда наступает темнота, опасаются злых духов. Здесь живо далекое прошлое человечества с кровавыми обрядами и жертвоприношениями.
Аборигены прекрасно обходятся без письменности и огнестрельного оружия, но умеют делать то, без чего им действительно не прожить: добывать огонь трением, готовить лепешки из муки саговой пальмы, изготавливать охотничий яд из листьев неведомых нам растений, ловить рыбу руками, строить двухэтажные дома из листьев папоротника. Шаманы здесь лечат соплеменников методами, которые неизвестны ни в одном другом регионе планеты (например, обыкновенными камнями стачивают женщинам зубы, делая их острыми, как бритвы)". Эти люди питаются личинками насекомых, которых они отыскивают в коре деревьев лучше, чем птицы. Мужчины украшают своих жен невероятными татуировками, которых вы не увидите больше нигде.
Женщина здесь — немалая ценность: рабочая сила, сексуальный объект, мерило благосостояния и мужской состоятельности. Похищение невесты — прямая экономия: за выкраденную жену не надо платить выкуп родителям. Кстати, выкуп немалый: жених должен привести в деревню невесты 5 крупных свиней и поросенка в подарок вождю.
Рис. 7. Политическая организация родоплеменного общества носит неформальный характер
|
|
Оказалось, что у папуасов беспорядочных убийств не бывает в принципе. Все они связаны с войной. Ее причинами является стремление обладать властью, женщинами и домашними свиньями.
7 Множество интересных сведений о путешествиях О. Алиева находится на сайте «Неизвестная планета»: www.unknownplanet.ru.
s Экспедиции: Острова Суматра и Ментавай // Неизвестная планета. — http://www.unknownplanet.ru/ expeditionssumatra.shtml.
Племя яномами (Yanomami), изолированно обитающее в Венесуэле, в верховьях Ориноко, ведет с соседями постоянные войны, поэтому здесь сложился культ воина, следствием которого явилось ритуальное убийство новорожденных девочек. Племя яномами — огородническое. Его политическая организация сложнее, чем у племен, занимающихся собирательством. У них есть деревни, патрилинейные родовые группы, разветвленная система власти.
Воинственные племена, сохранившиеся до наших дней, являются скорее историческим правилом, нежели исключением. Самым ярким примером выступает древняя Спарта.
Тропа войны — всегда огромный риск: неясно, чем обернется она для всего племени. Если воины отправляются на охоту за людьми — они сами становятся объектом охоты. Сколько раз бывало, что, уже возвращаясь после удачной битвы с головами врагов, они попадали в засаду и лишались своих собственных голов. Успешно проведенный набег укрепляет положение и повышает престиж вождя победившего племени. Материальные интересы, которые движут воинами, вполне понятны. Военные трофеи во все времена служили способом поправить свое финансовое положение. Но существуют и другие мотивы: нередко папуасы хотят умилостивить своих духов, контролирующих жизнь членов племени. В противном случае они лишают своего расположения деревню, из которой враги украли свиней или женщин, а возвращают это расположение после успешного акта отмщения.
У папуасов колдовством далеко не всегда занимаются здоровые и сильные люди. Чаще всего этот своеобразный институт служителей культа пополняют что называется «инвалиды» — те, кто физически и психически не способен участвовать в боевых действиях, а занимаясь колдовством, они находят свое место в племени, свой кусок хлеба и мяса.
|
|
У папуасов нет наследственной власти. Вождя каждый раз выбирают заново. У аборигенов ценится сильный хозяйственник, немного дипломат, хоро ший руководитель.
О существовании племени чоланай-кенов в Слоновых горах индийского штата Керала стало известно совсем недавно. Местные жители боятся посещать эти труднодоступные районы джунглей. Чоланайкены не упоминаются ни в одном труде ученых-антропологов, изучавших племена Южной Индии. Ни по одной внешней характеристике чоланайкены не похожи на другие племена Южной Индии. Пока никто не знает, как они оказались в этих местах и кто их предки. Недавно два молодых индийских ученых посетили эти места и с разрешения старейшины одного из кланов провели неделю среди аборигенов. В племени чуть более 100 человек, разделенных на пять кланов. Цвет кожи у них, как ни странно, белый. Мужчины высокого роста, физически хорошо сложены, с правильными чертамилица. Молодые женщины и девушки отличаются красотой и строгостью нравов. Мужчины охотятся на животных и ловят рыбу, а женщины собирают ягоды, съедобные корни и дикий мед. Лук и стрелы — основное оружие. Для рыбной ловли используют корни неизвестного дерева, от соприкосновения с которыми рыба на короткое время паратизуется и всплывает на поверхность. Каждому клану отведена своя территория для охоты, рыбной ловли и сбора даров леса. Живут чоланайкены в глубоких пещерах с узким входом. На ночь и перед уходом на охоту вход зава-
ливается каменными глыбами, закрывается бамбуковыми решетками, чтобы не проникли дикие звери. Пещер в этих местах предостаточно, и если молодая чета пожелает отделиться от родителей, то ей без труда находится новая «квартира». Браки организуются без свадебных церемоний. Старейшина идет на территорию другого клана вместе с женихом (где тому приглянулась девушка), и в случае ее согласия они возвращаются уже как муж и жена. Но девушка может и отказать жениху. Исследователи отметили высокие моральные устои строго моногамной семьи чоланайкенов (komok.ru).
В одном из экзотических уголков планеты — джунглях самого большого острова Малайского архипелага Калимантан, строго придерживаясь первобытно-общинных отношений, живут племена даяков. Цивилизация наступает на них со всех сторон, рядом с поселениями даяков — города с домами из стекла и бетона, с широкими автострадами, забитыми «фордами» и «мерседесами», но даяки с непонятным упорством ее отвергают. Здесь никогда не бывает зимы, многоводные реки, вечнозеленые тропические леса с исключительно богатой флорой и фауной.
Дома в даякской деревне огромны. Обычно в них живут семьи-племена по 200—300 человек. Бамбуковые жилища стоят на сваях. На сваях же веранды-улицы, по которым можно обойти всю деревню, не спускаясь на землю. Внизу, в густой траве на зыбкой болотистой почве, не очень-то комфортно: снуют какие-то дикие зверьки, полно и ядовитых змей.
Даяки добывают себе пищу сами. Группами и в одиночку уходят они в джунгли, возвращаясь с различными плодами, дичью. Мальчишки ловят рыбу. Вокруг деревни — небольшие рисовые поля, с которых даяки несколько раз в году собирают урожай. У каждого уважающего себя мужчины есть су-лепито — духовое ружье, из которого стреляют отравленными стрелами на 60 м. Современными охотничьими ружьями принципиально не пользуются. Посередине деревни стоит квадратная хижина с остроконечной крышей, где размещается барэнда — место молений. Кроме общего духа племени каждая семья может иметь и своего, персонального. Для него возводится маленькая семейная барэнда9.
На юго-западе Китая еще сохранился уголок, где действует матриархат. Там живет племя мусуо. Отдаленность и труднодоступность места проживания мусуо позволили ему сохранить образ жизни, подобный тому, который вели в этих местах сотни лет назад. В большинстве китайских семей считается, что лучше иметь собаку, чем дочь, и к женщинам относятся в лучшем случае, как к людям второго сорта. В племени мусуо всем заправляют женщины. Даже сексуальных партнеров они выбирают себе сами и сами решают, сколько продлятся отношения10.
Несколько лет назад экспедиция российских путешественников из пяти человек под руководством Анатолия Хижняка обнаружила затерянное в джунглях труднодоступных районов Амазонки на границе Венесуэлы и Бразилии племя индейцев, называющих себя яномами. Они поклоняются духам Солнца, Луны, воды, леса. Умерших сжигают на костре, а их прах ближайшие родственники хранят в специальных мешочках. В праздник поминовения мертвых прах смешивают с пищей и съедают. Вождь является
Куимов Ф. Загадочные племена Земли. — hup://kokshetau.online.kz/ot/zagad.htm.
Бондарев А. Племя красных фонарей. — http://www.rgz.ru/arhiv/28.03.200l/planeta/txtl.html.
одновременно колдуном и лекарем, который спасает людей с помощью трав, заклинаний и других магических ритуалов. Я номами известны десятки ядовитых средств, которыми смазывают наконечники стрел. Кроме растительного кураре яды изготавливают из змей, пауков, лягушек. Живут яномами в больших тростниковых хижинах на несколько семей. Занимаются в основном охотой и рыболовством. Женщины возделывают огород, собирают коренья и плоды. Как правило, аборигены — наркоманы: они привыкли одурманивать себя наркотическими растениями, которые вдыхают через специальные трубки. По праздникам изготовляют из корней и плодов хмельной напиток. Очень агрессивны и враждебны к белым людям (komok.ru).
Аборигены на Суматре едят обезьян, охотятся на крокодилов и собирают ядовитых пауков... Они все берут у природы, ничего не выращивая сами. Люди живут рядом с обезьянами — орангутанами и, кажется, умеют разговаривать с ними. Их окружают невероятные полчишалетучихлисиц, а в хижины забредают гигантские вараны. Туземцы и к животным, и к растениям относятся как к разумным созданиям. Похоже, иначе человеку здесь не выжить. Это выглядит как сказка о потерянном рае. Но это — не сказка. Это бесценные документальные съемки: ведь скоро и этих племен не станет. Цивилизация наступает, сметая все на своем пути. Когда западные корпорации проникнут в джунгли, они сделают аборигенов чернорабочими на своих приисках. Такова цена модернизации по западному образцу.
Как сообщает американская газета «Интернэшнл геральд трибюн», на Филиппинах, в глубинных районах острова Палаван, обнаружено племя людей, живущих в пещерах, которые образовались на внутренних склонах огромного кратера потухшего вулкана. Эти люди до сих пор не имели никаких связей с внешним миром, хотя среди местного населения давно ходили мифы и предания о племени. Местность, где живут пещерные люди, недоступна из-за крутых скал и глубоких ущелий с отвесными склонами. Как удалось теперь выяснить, затерянные в кратере имеют рост около полутора метров. Племя состоит из 30 семей по 8—10 человек и занимается примитивным сельским хозяйством, выращивая в долине на дне кратера сладкий картофель батат и другие культуры. Воды здесь достаточно — поскольку по долине протекает речка, берущая начало в одной из пещер. Люди добывают огонь, высекая его из камня, в качестве трута используют высушенный мох".
1' Куимов Ф. Указ. соч.
Настоящих первобытных племен на Земле остается все меньше и меньше. Скоро их не останется совсем. С каждым годом современная цивилизация продвигается все глубже в джунгли, вытесняет девственные первобытные племена, главное условие выживания которых — полная гармония с природой.