Племена и государства

Никогда и нигде племенное деление народов не совпадало с государственным. Вся история дает тому живые и убедительные доказательства. Всегда были малые народы и племена, не спо­собные к государственному самостоянию: про­следите тысячелетнюю историю армян, народа темпераментного и культурно-самобытного, но не государственного; и далее, спросите: где самостоятельные государства фламандцев (4,2 млн в Бельгии, 1 млн в Голландии) или вал­лонов (4 млн). Почему не суверенны уэльские кимры и шотландские гэлы (0,6 млн). Где госу­дарства кроатов (3 млн), словенцев (1,260 млн), словаков (2,4 млн), вендов (65 тыс.), француз­ских басков (170 тыс.), испанских басков (450 тыс.), цыган (до 5 млн), швейцарских ло-Динов (45 тыс.), испанских каталонцев (6 млн), испанских галлегосов (2,2 млн), курдов (свыше 2 млн) и многого множества других азиатских, африканских, австралийских и американских племен?

Итак, племенные «швы» Европы и других мате­риков совершенно не совпадают с государствен-

ными границами. Многие малые племена толь­ко тем и спаслись в истории, что примыкали к более крупно-сильным народам, государствен­ным и толерантным: отделить эти малые племе­на значило бы или передать их новым завоева­телям и тем окончательно повредить их само­бытную культурную жизнь, или погубить их совсем, что было бы духовно разрушительно, хозяйственно разорительно и государственно нелепо. Вспомним историю древней Римской империи — это множество народов, «включен­ных», получивших права римского гражданства, самобытных и огражденных от варваров. А со­временная Великобританская империя? И вот, именно таково же культуртрегерское задание единой России.

Ни история, ни современное правосознание не знают такого правила: «сколько племен, столько государств». Это есть новоизобретенная, неле­пая и гибельная доктрина; и ныне она выдвига­ется именно для того, чтобы расчленить единую Россию и погубить ее самобытную духовную культуру.

Источник: Ильин ИЛ. Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. Кн. 1. М., 1993.

К объединению их толкала необходи­мость обороняться от внешнего врага, а также хозяйственные потребности либо действия захватчика, который захватил огромные территории и со­здал империю.

У племени два органа управле­ния — собрание, или совет племени (в котором принимали участие все члены племени), и совет вождей (ста­рейшин родов). Избирался также во­енный предводитель, игравший зна­чительную роль преимущественно в периоды войн. Чаще всего племенные союзы возникали из потребностей во­енного характера, поскольку между племенами часто происходили столк­новения, в которых уничтожались и материальные блага, и люди. Истории известны захватнические походы, предпринимавшиеся в древние века большими народами: китайцами, пер­сами, египтянами, греками и римля­ нами. На завоеванных территориях они утверждали свое государственное устройство и навязывали свой язык, обычаи и культуру.

Экономической основой родоплеменного общества выступают чаше все­го два уклада — огородничество (примитивное фермерство) и скотоводство. Политическая организация носит неформальный характер и не приобрела еще каких-либо государственных форм6. Вождество и лидерство, особенно на уровне деревни или группы, также неформальное. Во многих племенных обществах исходной политической единицей, сплачивающей племя, высту­пают: клан — совокупность людей, считающих, что они происходят от общего предка; возрастные классы — разделение людей на разные статусные груп­пы в зависимости от принадлежности к детям, юношам, зрелым мужчинам и старикам; группы интересов, которые со временем выделяются в полити­ческие партии, экономические классы, религиозные конфессии.

Формирование племен из разрозненных объединений начинается в пери­од неолита. В дальнейшем отдельные племена разрастаются, образуя союзы племен. Из них позже возникают еще более крупные общности — народности. На территории государства Папуа-Новая Гвинея, где в конце XIX в. жил и проводил исследования русский ученый и путешественник Н.Н. Миклу­хо-Маклай, обнаружено до сих пор неизвестное первобытное племя. Как недавно сообщила газета «Интернэшнл геральд трибюн», племя, живущее в условиях каменного века, было найдено в 500 км от порта Лаэ международ­ной этнографической экспедицией. Удалось выяснить, что племя, насчиты­вающее около 120 человек, впервые сталкивается с белыми людьми. Вся до-

6 Sociopolitical organization (1999). —http://www.cabrillo.cc.ca.us/~crsmith/sociopolit_org.html.

машняя утварь сделана из дерева и камня, только несколько охотничьих ко­пий имеют металлические наконечники, которые были выменяны у сосед­них племен. Немало интересных сведений дали отечественной науке путе­шествия российского журналиста Олега Алиева7, пять сезонов прожившего в джунглях Новой Гвинеи на правах члена папуасского племени (после же­нитьбы на аборигенке). Он как бы побывал в прошлом человечества — слов­но слетал на машине времени на 20—30 тыс. лет назад. На Новой Гвинее еще можно открыть неизвестную долину и встретить первобытных людей. Их оружие — каменные топоры, копья, луки и стрелы. Они поклоняются своим богам, а когда наступает темнота, опасаются злых духов. Здесь живо далекое прошлое человечества с кровавыми обрядами и жертвоприношениями.

Аборигены прекрасно обходятся без письменности и огнестрельного ору­жия, но умеют делать то, без чего им действительно не прожить: добывать огонь трением, готовить лепешки из муки саговой пальмы, изготавливать охотничий яд из листьев неведомых нам растений, ловить рыбу руками, стро­ить двухэтажные дома из листьев папоротника. Шаманы здесь лечат сопле­менников методами, которые неизвестны ни в одном другом регионе пла­неты (например, обыкновенными камнями стачивают женщинам зубы, де­лая их острыми, как бритвы)". Эти люди питаются личинками насекомых, которых они отыскивают в коре деревьев лучше, чем птицы. Мужчины ук­рашают своих жен невероятными татуировками, которых вы не увидите боль­ше нигде.

Женщина здесь — немалая ценность: рабочая сила, сексуальный объект, мерило благосостояния и мужской состоятельности. Похищение невесты — прямая экономия: за выкраденную жену не надо платить выкуп родителям. Кстати, выкуп немалый: жених должен привести в деревню невесты 5 круп­ных свиней и поросенка в подарок вождю.

Рис. 7. Политическая организация родоплеменного общества носит неформальный характер

Оказалось, что у папуасов беспорядочных убийств не бывает в принципе. Все они связаны с войной. Ее причинами является стремление обладать вла­стью, женщинами и домашними свиньями.

7 Множество интересных сведений о путешествиях О. Алиева находится на сайте «Неизвестная пла­нета»: www.unknownplanet.ru.

s Экспедиции: Острова Суматра и Ментавай // Неизвестная планета. — http://www.unknownplanet.ru/ expeditionssumatra.shtml.

Племя яномами (Yanomami), изолированно обитающее в Венесуэле, в вер­ховьях Ориноко, ведет с соседями постоянные войны, поэтому здесь сложил­ся культ воина, следствием которого явилось ритуальное убийство новорож­денных девочек. Племя яномами — огородническое. Его политическая орга­низация сложнее, чем у племен, занимающихся собирательством. У них есть деревни, патрилинейные родовые группы, разветвленная система власти.

Воинственные племена, сохранившиеся до наших дней, являются скорее историческим правилом, нежели исключением. Самым ярким примером выступает древняя Спарта.

Тропа войны — всегда огромный риск: неясно, чем обернется она для всего племени. Если воины отправляются на охоту за людьми — они сами стано­вятся объектом охоты. Сколько раз бывало, что, уже возвращаясь после удач­ной битвы с головами врагов, они попадали в засаду и лишались своих соб­ственных голов. Успешно проведенный набег укрепляет положение и повы­шает престиж вождя победившего племени. Материальные интересы, которые движут воинами, вполне понятны. Военные трофеи во все времена служили способом поправить свое финансовое положение. Но существуют и другие мотивы: нередко папуасы хотят умилостивить своих духов, конт­ролирующих жизнь членов племени. В противном случае они лишают свое­го расположения деревню, из которой враги украли свиней или женщин, а возвращают это расположение после успешного акта отмщения.

У папуасов колдовством далеко не всегда занимаются здоровые и силь­ные люди. Чаще всего этот своеобразный институт служителей культа попол­няют что называется «инвалиды» — те, кто физически и психически не спо­собен участвовать в боевых действиях, а занимаясь колдовством, они нахо­дят свое место в племени, свой кусок хлеба и мяса.

У папуасов нет наследственной вла­сти. Вождя каждый раз выбирают зано­во. У аборигенов ценится сильный хо­зяйственник, немного дипломат, хоро­ ший руководитель.

О существовании племени чоланай-кенов в Слоновых горах индийского штата Керала стало известно совсем недав­но. Местные жители боятся посещать эти труднодоступные районы джунглей. Чоланайкены не упоминаются ни в одном труде ученых-антропологов, изучав­ших племена Южной Индии. Ни по одной внешней характеристике чоланай­кены не похожи на другие племена Южной Индии. Пока никто не знает, как они оказались в этих местах и кто их предки. Недавно два молодых индийских ученых посетили эти места и с разрешения старейшины одного из кланов про­вели неделю среди аборигенов. В племени чуть более 100 человек, разделенных на пять кланов. Цвет кожи у них, как ни странно, белый. Мужчины высокого роста, физически хорошо сложены, с правильными чертамилица. Молодые жен­щины и девушки отличаются красотой и строгостью нравов. Мужчины охотят­ся на животных и ловят рыбу, а женщины собирают ягоды, съедобные корни и дикий мед. Лук и стрелы — основное оружие. Для рыбной ловли используют корни неизвестного дерева, от соприкосновения с которыми рыба на короткое время паратизуется и всплывает на поверхность. Каждому клану отведена своя территория для охоты, рыбной ловли и сбора даров леса. Живут чоланайкены в глубоких пещерах с узким входом. На ночь и перед уходом на охоту вход зава-

ливается каменными глыбами, закрывается бамбуковыми решетками, чтобы не проникли дикие звери. Пещер в этих местах предостаточно, и если молодая чета пожелает отделиться от родителей, то ей без труда находится новая «квартира». Браки организуются без свадебных церемоний. Старейшина идет на террито­рию другого клана вместе с женихом (где тому приглянулась девушка), и в слу­чае ее согласия они возвращаются уже как муж и жена. Но девушка может и отказать жениху. Исследователи отметили высокие моральные устои строго моногамной семьи чоланайкенов (komok.ru).

В одном из экзотических уголков планеты — джунглях самого большого острова Малайского архипелага Калимантан, строго придерживаясь перво­бытно-общинных отношений, живут племена даяков. Цивилизация насту­пает на них со всех сторон, рядом с поселениями даяков — города с домами из стекла и бетона, с широкими автострадами, забитыми «фордами» и «мер­седесами», но даяки с непонятным упорством ее отвергают. Здесь никогда не бывает зимы, многоводные реки, вечнозеленые тропические леса с исклю­чительно богатой флорой и фауной.

Дома в даякской деревне огромны. Обычно в них живут семьи-племена по 200—300 человек. Бамбуковые жилища стоят на сваях. На сваях же веран­ды-улицы, по которым можно обойти всю деревню, не спускаясь на землю. Внизу, в густой траве на зыбкой болотистой почве, не очень-то комфортно: снуют какие-то дикие зверьки, полно и ядовитых змей.

Даяки добывают себе пищу сами. Группами и в одиночку уходят они в джунгли, возвращаясь с различными плодами, дичью. Мальчишки ловят рыбу. Вокруг деревни — небольшие рисовые поля, с которых даяки несколько раз в году собирают урожай. У каждого уважающего себя мужчины есть су-лепито — духовое ружье, из которого стреляют отравленными стрелами на 60 м. Современными охотничьими ружьями принципиально не пользуют­ся. Посередине деревни стоит квадратная хижина с остроконечной крышей, где размещается барэнда — место молений. Кроме общего духа племени каж­дая семья может иметь и своего, персонального. Для него возводится малень­кая семейная барэнда9.

На юго-западе Китая еще сохранился уголок, где действует матриархат. Там живет племя мусуо. Отдаленность и труднодоступность места прожива­ния мусуо позволили ему сохранить образ жизни, подобный тому, который вели в этих местах сотни лет назад. В большинстве китайских семей счита­ется, что лучше иметь собаку, чем дочь, и к женщинам относятся в лучшем случае, как к людям второго сорта. В племени мусуо всем заправляют жен­щины. Даже сексуальных партнеров они выбирают себе сами и сами реша­ют, сколько продлятся отношения10.

Несколько лет назад экспедиция российских путешественников из пяти человек под руководством Анатолия Хижняка обнаружила затерянное в джунглях труднодоступных районов Амазонки на границе Венесуэлы и Бра­зилии племя индейцев, называющих себя яномами. Они поклоняются ду­хам Солнца, Луны, воды, леса. Умерших сжигают на костре, а их прах бли­жайшие родственники хранят в специальных мешочках. В праздник поми­новения мертвых прах смешивают с пищей и съедают. Вождь является

Куимов Ф. Загадочные племена Земли. — hup://kokshetau.online.kz/ot/zagad.htm.

Бондарев А. Племя красных фонарей. — http://www.rgz.ru/arhiv/28.03.200l/planeta/txtl.html.

одновременно колдуном и лекарем, который спасает людей с помощью трав, заклинаний и других магических ритуалов. Я номами известны десятки ядо­витых средств, которыми смазывают наконечники стрел. Кроме раститель­ного кураре яды изготавливают из змей, пауков, лягушек. Живут яномами в больших тростниковых хижинах на несколько семей. Занимаются в ос­новном охотой и рыболовством. Женщины возделывают огород, собирают коренья и плоды. Как правило, аборигены — наркоманы: они привыкли одурманивать себя наркотическими растениями, которые вдыхают через специальные трубки. По праздникам изготовляют из корней и плодов хмельной напиток. Очень агрессивны и враждебны к белым людям (komok.ru).

Аборигены на Суматре едят обезьян, охотятся на крокодилов и соби­рают ядовитых пауков... Они все берут у природы, ничего не выращивая сами. Люди живут рядом с обезьянами — орангутанами и, кажется, уме­ют разговаривать с ними. Их окружают не­вероятные полчишалетучихлисиц, а в хижи­ны забредают гигантские вараны. Туземцы и к животным, и к растениям относятся как к разумным созданиям. Похоже, иначе челове­ку здесь не выжить. Это выглядит как сказ­ка о потерянном рае. Но это — не сказка. Это бесценные документальные съемки: ведь скоро и этих племен не станет. Цивилизация наступает, сметая все на своем пути. Когда западные корпорации проникнут в джунгли, они сделают аборигенов чернорабочими на своих приисках. Такова цена модернизации по западному образцу.

Как сообщает американская газета «Ин­тернэшнл геральд трибюн», на Филиппинах, в глубинных районах острова Палаван, обна­ружено племя людей, живущих в пещерах, ко­торые образовались на внутренних склонах огромного кратера потухшего вулкана. Эти люди до сих пор не имели никаких связей с внешним миром, хотя среди местного населения давно ходили мифы и предания о племени. Местность, где живут пещерные люди, недоступна из-за крутых скал и глубоких уще­лий с отвесными склонами. Как удалось теперь выяснить, затерянные в кратере имеют рост около полутора метров. Племя состоит из 30 семей по 8—10 человек и занимается примитивным сельским хозяйством, выращи­вая в долине на дне кратера сладкий картофель батат и другие культуры. Воды здесь достаточно — поскольку по долине протекает речка, берущая начало в одной из пещер. Люди добывают огонь, высекая его из камня, в качестве трута используют высушенный мох".

1' Куимов Ф. Указ. соч.

Настоящих первобытных племен на Земле остается все меньше и мень­ше. Скоро их не останется совсем. С каждым годом современная цивилиза­ция продвигается все глубже в джунгли, вытесняет девственные первобыт­ные племена, главное условие выживания которых — полная гармония с природой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: