П. Кууси Аграрные империи

Самые ранние империи представляли собой земледельческие общества, расположенные по берегам к.р^шь\х рек. Целью образования госу­дарства было распоряжение излишками и кон­троль за использованием воды в местных ирри­гационных системах.

Зерно производили главным образом свобод­ные крестьяне. Однако постоянные войны и раз­витие денежных отношений меняли структуру собственности и производства. Земля, принад­лежавшая семьям и отдельным крестьянам, объединялась в большие поместья и переходи­ла в собственность государства. Производство все больше становилось уделом рабов. Постоянные войны обеспечивали приток пленников, которые первоначально работали на центральную власть и вождей. Однако с разви­тием денежной экономики и невольничьих рын­ков рабов стали продавать и крупным землевла­дельцам. Использование рабского труда в сель­ском хозяйстве было очень выгодным. Первое упоминание об одомашненном крупном рогатом скоте относится к IV тысячелетию до н.э. Но только во времена древних империй живот­новодство получило распространение. Первона­чально крупный рогатый скот служил источником молока и мяса. Позже волы и буйволы стали ис­пользоваться как вьючные животные, а позже — как тягловая сила для плугов и повозок. Сельс­кое хозяйство получило важнейший, помимо че­ловеческого труда, источник энергии. Лошадь была одомашнена в степях Украины и Казахстана примерно за 2700 лет до н.э. Ее сила и скоростные качества впервые открыли воз­можность для развития наземных перевозок. Лошади использовались прежде всего в воен­ных целях, и лишь позже они заменили волов. Овладение искусством верховой езды позволи­ло создать боевую кавалерию. Кочевники обре-

ли средство для внезапных конных набегов, в отличие от народов, занимавшихся земледе­лием, они не были привязаны к постоянному ме­сту, и весь мир мог стать жертвой их завоева­тельных нашествий. Именно благодаря своей мобильности конные кочевые народы на протя­жении тысячелетий, оставаясь воинственными и появляясь всегда внезапно, вели тот образ жизни, какой был типичен для первобытных племен бродячих охотников и собирателей. Вслед за одомашниванием вола были изобрете­ны плуг и колесо. В Египте и Месопотамии зем­лю пахали с помощью плуга еще за 3400 лет до н.э. Этот способ оставался основным при­емом обработки почвы на протяжении 5 тыс. лет. Примерно в III тысячелетии до н.э. к деревянным саням, в которые запрягали волов, прикрепили колеса. В дальнейшем соединение деревянного колеса и оси было приспособлено к различным вращающимся механизмам, приводимым в дви­жение животным, водой или ветром. К важнейшим изменениям относится начало использования металлов. Природная медь ста­ла применяться на Ближнем Востоке почти од­новременно с появлением земледелия. Одна­ко мягкая медь не подходила для изготовления острых режущих инструментов. Поскольку оло­вянная и медная руда встречаются в одних и тех же местах, человек случайно обнаружил, что сплав олова и меди прочнее, чем каждый из металлов в отдельности. Так была открыта бронза.

Использование бронзы стало символом эпохи древних империй. Повсюду — в Азии, Африке и Европе — из нее делали оружие, домашнюю утварь и украшения для дворцов. Олово везли из далекой Испании. Бронзовое оружие способ­ствовало формированию постоянных армий, а также государственных структур.

Сокращено по источнику: Кууси П. Этот челове­ческий мир. М., 1988. С.147-151.

Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специ­ализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении. Аграр­ное общество — это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом. Усложнилась социальная организация общества Коллективная собственность сменилась личной, а затем частной. Последняя возможна только там, где имущество наследуется от отца к сыну. А это под­разумевает кардинальную ломку прежней организации семьи. На смену груп­повому браку и простейшей моногамии приходит сложная патриархальная семья современного типа (или близкого к нему).

Теперь земля делилась не между всей родней, составлявшей локальную группу или род, а концентрировалась в одной семье, в руках мужчин. Резко пошло в гору имущественное неравенство. Общество поделилось на работа­ющее большинство и неработающее меньшинство. Первые только продавали свою рабочую силу, вторые только накапливали прибавочный продукт.

Итак, аграрное общество — это эпоха прибавочного продукта. Он появил­ся впервые за всю историю человечества. При земледелии одна семья спо­собна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуж­дается в пользу государства и правящего класса.

Экономическая и социальная сила аграрного общества покоилась преж­де всего на земельной собственности. Зрелой формой такого общества выс­тупает феодализм. Феод означает наследственное земельное владение, пожа­лованное вассалу (слуге) его сеньором (господином) на условии несения военной службы, участия в суде и управлении государством, а также уплаты

Врезка

Тайна пустыни Наска

Самое большое в мире произведение графи­ческого искусства — линии пустыни Наска в Перу, которые ученые иногда считают взлет­но-посадочной полосой инопланетян. Они ох­ватывают площадь 520 км2 и были созданы около 2 тыс. лет назад. Эти линии включают изображения огромных птиц, китов, пауков и других животных, а также широкий спектр гео­метрических форм и линий. Все рисунки на территории пустыни выполнялись одним и чем же способом: поверхностный слой краснова­той породы непрерывной линией процарапан до появления лежащей под ним бледно-жел­той породы. Судя по всему, делалось это вруч­ную.

Датируются рисунки Наска периодом между 500 г. до н.э. и 500 г. н.э. Их создание припи­сывается племени индейцев наска, населявших районы Перу до образования империи инков. Наска были земледельцами и обрабатывали плодородные равнины вдоль тихоокеанского по­бережья Перу. Они не оставили никаких свиде­тельств наличия у них письменности: все сведе-

ния получены из захоронений и обнаруженных в них предметов.

По одной из версий, линии были древними ма­гистралями, что маловероятно, поскольку мно­гие из них неожиданно обрываются на верши­нах холмов. Наиболее популярная гипотеза была предложена доктором П. Косоком, счи­тавшим, что фигуры и линии представляют собой «крупнейшую астрономическую книгу мира». Его точку зрения разделяет и доктор М. Райхе. Она предположила, что эти изобра­жения показывали расположение звезд и со­звездий в разные времена года и использова­лись древними наска для определения точно­го времени вспашки, сева и других важных «этапов» земледельческого цикла. Клювы неко­торых изображенных птиц, например, указыва­ют на точку восхода солнца и день солнцесто­яния. Тот факт, что линии можно отчетливо рассмотреть только с воздуха, вызвал появле­ние теории о том, что во времена их создания индейцы наска будто бы умели летать. Новая теория предполагает, что некоторые из геометрических форм являются своего рода

установленных обычаем взносов. Социальной организацией феодализма является сословный строй, а политической — монархия.

В сложном обществе индивиды занимают разные позиции на шкале дос­тупа к власти. Наверху располагается правящий класс, который добивается всего отнюдь не благодаря родственным связям. В крупном государстве пра­вящий класс не может состоять сплошь из кровных родственников. Правя­щий класс крупного государства гетерогенный («разношерстный») по свое­му составу, в нем перемешаны все родственные группировки. Напротив, в простом обществе сплошь и рядом властные позиции находятся в руках од­ной родственной группы, клана.

Вскоре на первый план среди всех сословий выдвигается военное. Рань­ше, в догосударственную эпоху, оборонялись всем родом, всей группой. Никаких привилегированных военных сословий не было. Теперь они пона­добились. Почему? И почему привилегированным не стало, например, со­словие купцов или ремесленников? Разве они не приносили пользу обществу? Конечно, приносили. Но приносили всему населению, а не господствующему классу или монарху. Военные, рискуя жизнью, а не своим кошельком, защи­щали трон и от внешних, и от внутренних врагов (восстания подданных). Второй часто было главнее первого. Вот почему цари, короли, императоры жаловали земельными наделами военных, а не гражданских. Они помогали в сборе налогов, которые часто приходилось брать силой. А разве помогали в этом ремесленники, крестьяне или купцы?

В Вавилоне земельный участок воину выделялся из царских наделов. Он полностью исключался из торгового оборота, всякая сделка относитель­но земли воина считалась ничтожной. Если воин ради избавления от служ-

картами, указывающими путь к подземным во­дохранилищам. Такого мнения придерживается группа исследователей Массачусетского уни­верситета. Они выполнили археологический и геологический обзор более чем 128 месторас-

положений дренажных систем. Обнаружив соот­ветствие между геологическими разломами, содержащими подземную воду, и некоторыми геоглифами, американцы предположили, что таинственные линии указывали расположение подземных вод, которые во время засухи явля­лись более надежным источником питьевой и

поливочной воды, чем обычные реки. Исследо­ватели полагают, что коренные жители региона, знакомые с геологией окружающей среды, мог­ли определить наличие водоносных пластов и с помощью геоглифов отметили их местонахож­дение и течение. Обозначение геоглифов на карте показывает явное соответствие некоторых линий Наска и водоносных подземных пластов. Результаты исследований показывают, что под­земные грунтовые воды служили источником надежного и бесперебойного поступления воды жителям Наска. Эта вода по сравнению с реч­ной лучше качеством и богаче минеральными веществами. Проверка гипотезы на основе мно­гочисленных гидрогеологических, геофизичес­ких и геохимических анализов продолжается до сих пор. Анализы помогли установить, что мес­тонахождение подземных источников совпада­ет с геологическими разломами. А анализ хими­ческого состава воды подтвердил, что подзем­ная вода имеет другое происхождение, чем вода рек этого региона.

Источники: SciTecLibrary.com; MIGnews.com. 06.03.

бы бросал надел, он не терял прав на него в течение года при условии воз­вращения к своим обязанностям.

Аграрное общество изобрело две формы прикрепления человека к земле. благодаря которым надеялись получить максимальную производительность труда, — рабство и крепостничество. Но обе оказались неудачными. Только свободный труд крестьянина, который, возникнув в Древней Греции, затем практически исчез на 2 тыс. лет и возродился лишь при капитализме, позво­лил накормить огромное население Земли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow