Социологические трактовки феодализма

С конца XIX в. стало вырабатываться также и социологическое истолко­вание феодализма. В основании социологического подхода к пониманию феодализма лежат категории статусов и ролей, социальной структуры и стра­тификации, функционирование и роль социальных институтов общества. Феодальное общество предстает здесь как иерархия наследуемых социально-юридических статусов. Право рассматривается как важнейший компонент социатьной системы, выполняющий функцию всеобщего регулятора отно­шений между людьми. Феодализм не знает фактического отношения или состояния, не получившего правовой санкции и оформления. Каждый че-

s Block M. La societe feodale. P. 1939-1940. Vol. 1-2.

ловек, группа, корпорация, сословие характеризуются особым юридическим статусом. Особым правом пользуются и неодушевленные предметы, и инсти­туты — земли, владения, города, рынки, церкви, монастыри. Но право не унифицировано: это местное или личное право, бесконечно варьируемое, подчас незаписанное и существующее в виде обычая. Право поинмается как исконное, старинное и «доброе»: его не создает государь и оно выше него; все подвластны праву и обязаны его защищать от нарушений; в случае необ­ходимости подданные должны принудить монарха соблюдать право. Право не может быть несправедливым именно потому, что оно старое. Идея права сочетается с идеей нравственности, и все права и обязанности рассматрива­лись при феодализме также и в моральном плане (служба, повиновение, как и покровительство, — моральный долг).

Феодализм, помимо всего прочего, а может быть, и в первую очередь, — это система личных связей, иерархически объединяющих членов высшего слоя общества. Один из крупнейших историков феодализма Жак Флякк (1846—1918) в своем труде «Происхождение древней Франции» сводил его сущность именно к системе личных связей. Источником и основой феодаль­ного общества, по его мнению, были не поземельные, а личные отношения «верности» и «покровительства» между сеньорами и феодалами. Людям якобы

присуща потребность в защите других и самого себя. Их объединяют чувство любви к близким и одновременно не­нависть к чужакам. В связи с этим он вводит термин «сеньориальный ре­жим», который противопоставляет «феодальному режиму». Если первый привел Европу к полному распаду со­циальных связей, то при втором уста­новились порядок и организованность. Поземельные отношения, являющи­еся разновидностью формальных, административно-правовых отношений, начали дополняться неформальными, так нахываемыми личными связями и постепенно (а произошло это на рубеже XII—XIII вв.) вытеснили формаль­ные связи на второй план. Такого рода социологическая трактовка феодализ­ма направлена против экономического детерминизма и подчеркивает роль человеческого фактора.

Личные связи при феодализме имеют реальную основу—бенефиций, ко­торым сеньор жаловал своего вассала в обмен за определенные службы и клятву верности. Сеньора и вассала соединял вассальный договор. Вассал приносил оммаж сеньору, вкладывая свои сомкнутые руки в руки сеньора, который должен был их сжать, вассал выражал волю препоручить себя сень­ору: «Сир, я становлюсь вашим человеком», затем он произносил клятву вер­ности (фуа), за которой мог следовать взаимный поцелуй, после чего он ста­новился «человеком сеньора». По вассальному договору, вассал обязан был участвовать в созывавшихся сеньором собраниях вассалов и вершить, в час­тности, от его имени суд, а также оказывать помощь, особенно военную и в определенных случаях финансовую. Взамен сеньор обязывался оказывать покровительство вассалу. Против неверного, вероломного вассала сеньор мог, обычно по решению его совета, принять меры, главной из которых была конфискация фьефа (феода, лена). Вассал же мог отказать в верности сень-

ору, который не выполняет своих обязательств. Таким образом, в основе феодализма лежат личные отношения и связи людей вассала и сеньора, под­данного и сюзерена, крестьянина и крупного земельного собственника.

Зависимый от феодала крестьянин был заинтересован значительно боль­ше, чем раб, в результатах своего труда: он вел свое, независимое от феодала хозяйство и если получал больше продуктов, то больше оставалось у него, ведь рента была фиксированной. Если в рабовладельческом обществе контингент рабочей силы зависел от войн и захвата пленных, то при феодализме, по мнению М.В. Конотопова и СИ. Сметанина, его обеспечивал естественный прирост населения, и поэтому не в период войны, а в мирное время создава­лись оптимальные условия для развития хозяйства6.

Наряду с «вертикальными» отношениями господства и подчинения соци­альные связи выражались в «горизонтальных» отношениях корпоративного типа: сельские общины и городские коммуны, союзы городов, курии васса­лов, социально-юридические сословия, монашеские и рыцарские ордена, ре­месленные цехи, религиозные и купеческие гильдии; братства и союзы со­здавали даже преступники и нищие. Первый тип связей придает особый ха­рактер свободе человека при феодализме: свободен не тот, кто ни от кого не зависит, а тот, кто по своей воле выбрал себе господина и вступил с ним в феодальный договор. В отличие от такого свободного вассала серв, виллан — несвободны, так как родились в состоянии зависимости и не вольны из него выйти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: