Сущность и черты феодализма

В современной медиевистике до сих пор нет единого понимания сущно­сти феодализма. Значительная часть исследователей (в частности, Ф. Ганс-хоф (Бельгия), Ф.М. Стентон (Великобритания), американцы К. Стефенсон, Р.С. Хойт, К.В. Холлистер) придерживается политико-юридической трак­товки. Они полагают, что феодализм — это вассально-ленная система или даже просто специфическая военная организация, возникновение которой вызвано необходимостью военной защиты. Отсюда следует, что феодализм — исключительно западноевропейское явление. Другие приверженцы этого подхода считают феодализм универсальной формой государства, которая возникала в разное время у разных народов в результате военного завоева­ния или захвата власти. Феодализм — временное устройство, необходимость в котором отпадает, когда возникает более совершенная система. Данной концепции придерживаются американские и немецкие медиевисты, в част­ности Г. Миттайс и О. Бруннер, которые называют феодализм ленным госу­дарством. Его возникновение социально никак не обусловлено, он склады­вается там, где есть необходимость «политически организовать» обширное пространство, на котором царит беспорядок и не налажены экономические связи. Могущество господствующего класса в ленном государстве никак не связано с земельной собственностью7.

6 Конотопов М.В., Сметании СИ. История экономики: Учебник для вузов. М., 1999. С. 30—31.

7 См.: Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики. Французская историческая школа «Анналов» всовременной буржуазной историографии. М.,1980; Барг МЛ. Проблемы социальной истории в ос­вещении современной западной медиевистики. М.,1973.

В отечественной литературе феодализм характеризуется следующими ос­новными признаками:

Политическое господство военного класса — рыцарства, организован­ного в иерархию, скрепленную отношениями личного служения и по­кровительства.

♦ Специфическая структура земельной собственности, выражающаяся в сочетании прав на землю с политической властью. Отношение к земле при феодализме может быть охарактеризовано понятиями «владение», «пользование», «держание», «обладание»; феодальная собственность ус­ловна; феодал «держит» землю на правах феода (лена, фьефа), получен­ного от вышестоящего сеньора, который, в свою очередь, чей-то вассал. Характерно, что владения, которые их обладатели ни от кого не «держа­ли», тем не менее назывались во Франции «воздушными фьефами».

♦ Между сеньором и вассалом существуют отношения взаимности: если невыполнение вассальных обязательств лишает вассала прав на феод, то и отказ сеньора оказывать покровительство вассалу освобождает последнего от необходимости ему служить и повиноваться. Для обще­ственных отношений при феодализме характерны всеобщие связи за­висимости между людьми, выражавшиеся во взаимном ограничении прав и в неразрывном соединении прав с обязанностями.

♦ Личное и экономическое подчинение крестьян феодалам. Крестьяне, основные производители материальной продукции, ведут самостоя­тельное хозяйство и при этом лишены права свободно владеть и распо­ряжаться своим наделом. Под внеэкономическим принуждением они отдают господам прибавочный продукт — феодальную земельную ренту. Внеэкономическое принуждение выражается в подвластности и под­судности крестьян феодалам, в различных формах зависимости непо­средственных производителей — от патроната до крепостничества. В от­личие от раба и колона феодально зависимый крестьянин, обладатель орудий труда и домохозяйства, частично заинтересован в повышении производительности труда и расширении производства лишь до того порога, который обеспечивает прожиточный минимум ему и его семье. Подобный тип трудовой мотивации роднит средневекового крестьяни­на и античного раба. Отличает их статус юридически свободного лица, который даруется крестьянину его господином, феодалом, чтобы не допустить окончательного исчезновения заинтересованности первого в результатах своего труда.

Товарное производство, доставшееся феодализму от предшествующих формаций, расширяется одновременно с ростом городов и развитием городских ремесел, но не становится преобладающим. Когда товарные отношения приобретают всеобщий характер и начинают определять собой все сферы жизнедеятельности феодального общества, оно всту­пает в стадию разложения и вытесняется капитализмом. Преобладание натурального хозяйства объясняется существованием при феодализме простого, а не расширенного воспроизводства, тесным соединением работника со средствами труда, ориентацией на минимальный уровень удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Причем сведе­ние жизненных потребностей к минимуму, существование впроголодь присуще низшим классам, в то время как феодальная и отчасти церков-

ная знать предпочитают демонстративную роскошь, неумеренное по­требительство и праздный образ жизни. ♦ Философия, право, мораль, образование, искусство, литература в боль­шей или меньшей мере пронизаны теологическим мировоззрением. По­литический партикуляризм и разобщенность общественной и экономи­ческой жизни восполняются универсализмом религии и вселенским характером церкви. Духовенство доминирует в идеологической жизни общества, контролируя все отрасли духовного производства, и подчи­няет его интересам не только самой церкви, но и господствующего класса, частью которого является высшее духовенство. Для феодализма — общественного строя с преобладанием аграрной эко­номики, натурального хозяйства, мелкого индивидуального производства — были характерны медленное развитие агротехники, большая роль традиции, обычая. Феодальным способом производства был и обусловлены особеннос­ти: социальной структуры феодального общества (сословность, иерархич­ность, корпоративность), политической надстройки (публичная власть как атрибут земельной собственности), идеологической жизни общества (господ­ство религиозного мировоззрения), социально-психологического склада индивида (общинная связанность сознания и традиционность мировосприя­тия и др.).

В основе феодальных отношении лежала феодальная собственность на землю — право на получение феодальной ренты с этой земли, т.е. с людей, которые живут на ней, причем ренты фиксированной, определенной зако­ном или обычаем. Феодальные отношения предполагают существование двух собственников земли — феодала, имеющего право на получение ренты, и

крестьянина, имеющего право распо­ряжаться землей. Феодал не может отобрать землю у крестьянина, кресть­янин имеет право эту землю не только передать по наследству, но и продать. При этом к покупателю переходила также обязанность платить земельную ренту. Другая форма правовых отно­шений предполагала наличие такой категории людей (их называли рабами — сервами), которые находились в личной зависимости от феодала. Их суще­ствование свидетельствует о сохранении в недрах феодального общества ра­бовладельческого уклада.

Феодализму свойственны сословно-юридическое неравенство, закреплен­ное правом, и рыцарская военная организация. Идеологической и нравствен­ной основой феодализма стало христианство, которое определяло характер средневековой культуры. Противостояние папства и мирской монархии со­здавало пространство для утверждения личной свободы, которая постепен­но подтачивала сословно-иерархический строй феодализма. Развитие город­ской экономики подорвало натурально-хозяйственные основы господства аристократии, а рост свободомыслия привел к перерастанию ересей в Рефор­мацию XVI в. Протестантизм с его новой этикой и системой ценностей бла­гоприятствовал развитию предпринимательской деятельности капиталисти­ческого типа. Революции XVI—XVIII вв. ознаменовали в основном заверше­ние феодализма.

Феодальный строй предполагает более или менее слабую государственную власть. Политическая власть находится в руках отдельных земельных соб­ственников. Каждый помещик — не только самостоятельный хозяин, но и более или менее независимый политический властелин. На государя он смот­рит не как на господина, которому он, подданный, обязан подчинением, а как на первого среди равных, как на первого и самого могущественного фе­одала. В отношении своего государя феодал чувствует себя как бы на дого­ворном положении, которое напоминает отношения между господином (се­ньором, сюзереном) и вассалом внутри поместья. Нижестоящие на ступенях феодальной лестницы получают землю из рук людей более высокого ранга в пользование под условием выплаты определенной повинности. В то же вре­мя и нижестоящие имеют возможность передать полученную землю в даль­нейшее пользование стоящим еще ниже их опять-таки при условии опреде­ленных повинностей. При крепостном праве общественная лестница пост­роена иначе. Земля жатуется государями помещикам за службу или по доброй милости часто без всяких обязательств со стороны награждаемых, а помещи­ки распоряжаются землей вполне самостоятельно, не признавая никаких условий со своими крепостными.

Католическая церковь, приспосабливая свое учение к потребностям со­циальной действительности, развивала теорию, согласно которой вера {fides) равносильна верности (fidelitas) и истинно свободным является тот, кто ве­рен богу и сеньору, тогда как человек, мнящий себя свободным, на самом деле порабощен гордыней и осужден на погибель. Поскольку человек наря­ду с «вертикальной» связью с господином одновременно включался и в «го­ризонтальную» связь с членами корпорации, у него как у полноправного члена последней развивалось сознание равенства и необходимости взаимного уважения прав; именно здесь и вырабатывалась человеческая личность в той исторически ограниченной форме, в какой она была возможна в условиях феодального корпоративного конформизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: