В современной медиевистике до сих пор нет единого понимания сущности феодализма. Значительная часть исследователей (в частности, Ф. Ганс-хоф (Бельгия), Ф.М. Стентон (Великобритания), американцы К. Стефенсон, Р.С. Хойт, К.В. Холлистер) придерживается политико-юридической трактовки. Они полагают, что феодализм — это вассально-ленная система или даже просто специфическая военная организация, возникновение которой вызвано необходимостью военной защиты. Отсюда следует, что феодализм — исключительно западноевропейское явление. Другие приверженцы этого подхода считают феодализм универсальной формой государства, которая возникала в разное время у разных народов в результате военного завоевания или захвата власти. Феодализм — временное устройство, необходимость в котором отпадает, когда возникает более совершенная система. Данной концепции придерживаются американские и немецкие медиевисты, в частности Г. Миттайс и О. Бруннер, которые называют феодализм ленным государством. Его возникновение социально никак не обусловлено, он складывается там, где есть необходимость «политически организовать» обширное пространство, на котором царит беспорядок и не налажены экономические связи. Могущество господствующего класса в ленном государстве никак не связано с земельной собственностью7.
6 Конотопов М.В., Сметании СИ. История экономики: Учебник для вузов. М., 1999. С. 30—31.
7 См.: Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики. Французская историческая школа «Анналов» всовременной буржуазной историографии. М.,1980; Барг МЛ. Проблемы социальной истории в освещении современной западной медиевистики. М.,1973.
В отечественной литературе феодализм характеризуется следующими основными признаками:
♦ Политическое господство военного класса — рыцарства, организованного в иерархию, скрепленную отношениями личного служения и покровительства.
♦ Специфическая структура земельной собственности, выражающаяся в сочетании прав на землю с политической властью. Отношение к земле при феодализме может быть охарактеризовано понятиями «владение», «пользование», «держание», «обладание»; феодальная собственность условна; феодал «держит» землю на правах феода (лена, фьефа), полученного от вышестоящего сеньора, который, в свою очередь, чей-то вассал. Характерно, что владения, которые их обладатели ни от кого не «держали», тем не менее назывались во Франции «воздушными фьефами».
♦ Между сеньором и вассалом существуют отношения взаимности: если невыполнение вассальных обязательств лишает вассала прав на феод, то и отказ сеньора оказывать покровительство вассалу освобождает последнего от необходимости ему служить и повиноваться. Для общественных отношений при феодализме характерны всеобщие связи зависимости между людьми, выражавшиеся во взаимном ограничении прав и в неразрывном соединении прав с обязанностями.
♦ Личное и экономическое подчинение крестьян феодалам. Крестьяне, основные производители материальной продукции, ведут самостоятельное хозяйство и при этом лишены права свободно владеть и распоряжаться своим наделом. Под внеэкономическим принуждением они отдают господам прибавочный продукт — феодальную земельную ренту. Внеэкономическое принуждение выражается в подвластности и подсудности крестьян феодалам, в различных формах зависимости непосредственных производителей — от патроната до крепостничества. В отличие от раба и колона феодально зависимый крестьянин, обладатель орудий труда и домохозяйства, частично заинтересован в повышении производительности труда и расширении производства лишь до того порога, который обеспечивает прожиточный минимум ему и его семье. Подобный тип трудовой мотивации роднит средневекового крестьянина и античного раба. Отличает их статус юридически свободного лица, который даруется крестьянину его господином, феодалом, чтобы не допустить окончательного исчезновения заинтересованности первого в результатах своего труда.
♦ Товарное производство, доставшееся феодализму от предшествующих формаций, расширяется одновременно с ростом городов и развитием городских ремесел, но не становится преобладающим. Когда товарные отношения приобретают всеобщий характер и начинают определять собой все сферы жизнедеятельности феодального общества, оно вступает в стадию разложения и вытесняется капитализмом. Преобладание натурального хозяйства объясняется существованием при феодализме простого, а не расширенного воспроизводства, тесным соединением работника со средствами труда, ориентацией на минимальный уровень удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Причем сведение жизненных потребностей к минимуму, существование впроголодь присуще низшим классам, в то время как феодальная и отчасти церков-
ная знать предпочитают демонстративную роскошь, неумеренное потребительство и праздный образ жизни. ♦ Философия, право, мораль, образование, искусство, литература в большей или меньшей мере пронизаны теологическим мировоззрением. Политический партикуляризм и разобщенность общественной и экономической жизни восполняются универсализмом религии и вселенским характером церкви. Духовенство доминирует в идеологической жизни общества, контролируя все отрасли духовного производства, и подчиняет его интересам не только самой церкви, но и господствующего класса, частью которого является высшее духовенство. Для феодализма — общественного строя с преобладанием аграрной экономики, натурального хозяйства, мелкого индивидуального производства — были характерны медленное развитие агротехники, большая роль традиции, обычая. Феодальным способом производства был и обусловлены особенности: социальной структуры феодального общества (сословность, иерархичность, корпоративность), политической надстройки (публичная власть как атрибут земельной собственности), идеологической жизни общества (господство религиозного мировоззрения), социально-психологического склада индивида (общинная связанность сознания и традиционность мировосприятия и др.).
В основе феодальных отношении лежала феодальная собственность на землю — право на получение феодальной ренты с этой земли, т.е. с людей, которые живут на ней, причем ренты фиксированной, определенной законом или обычаем. Феодальные отношения предполагают существование двух собственников земли — феодала, имеющего право на получение ренты, и
крестьянина, имеющего право распоряжаться землей. Феодал не может отобрать землю у крестьянина, крестьянин имеет право эту землю не только передать по наследству, но и продать. При этом к покупателю переходила также обязанность платить земельную ренту. Другая форма правовых отношений предполагала наличие такой категории людей (их называли рабами — сервами), которые находились в личной зависимости от феодала. Их существование свидетельствует о сохранении в недрах феодального общества рабовладельческого уклада.
Феодализму свойственны сословно-юридическое неравенство, закрепленное правом, и рыцарская военная организация. Идеологической и нравственной основой феодализма стало христианство, которое определяло характер средневековой культуры. Противостояние папства и мирской монархии создавало пространство для утверждения личной свободы, которая постепенно подтачивала сословно-иерархический строй феодализма. Развитие городской экономики подорвало натурально-хозяйственные основы господства аристократии, а рост свободомыслия привел к перерастанию ересей в Реформацию XVI в. Протестантизм с его новой этикой и системой ценностей благоприятствовал развитию предпринимательской деятельности капиталистического типа. Революции XVI—XVIII вв. ознаменовали в основном завершение феодализма.
Феодальный строй предполагает более или менее слабую государственную власть. Политическая власть находится в руках отдельных земельных собственников. Каждый помещик — не только самостоятельный хозяин, но и более или менее независимый политический властелин. На государя он смотрит не как на господина, которому он, подданный, обязан подчинением, а как на первого среди равных, как на первого и самого могущественного феодала. В отношении своего государя феодал чувствует себя как бы на договорном положении, которое напоминает отношения между господином (сеньором, сюзереном) и вассалом внутри поместья. Нижестоящие на ступенях феодальной лестницы получают землю из рук людей более высокого ранга в пользование под условием выплаты определенной повинности. В то же время и нижестоящие имеют возможность передать полученную землю в дальнейшее пользование стоящим еще ниже их опять-таки при условии определенных повинностей. При крепостном праве общественная лестница построена иначе. Земля жатуется государями помещикам за службу или по доброй милости часто без всяких обязательств со стороны награждаемых, а помещики распоряжаются землей вполне самостоятельно, не признавая никаких условий со своими крепостными.
Католическая церковь, приспосабливая свое учение к потребностям социальной действительности, развивала теорию, согласно которой вера {fides) равносильна верности (fidelitas) и истинно свободным является тот, кто верен богу и сеньору, тогда как человек, мнящий себя свободным, на самом деле порабощен гордыней и осужден на погибель. Поскольку человек наряду с «вертикальной» связью с господином одновременно включался и в «горизонтальную» связь с членами корпорации, у него как у полноправного члена последней развивалось сознание равенства и необходимости взаимного уважения прав; именно здесь и вырабатывалась человеческая личность в той исторически ограниченной форме, в какой она была возможна в условиях феодального корпоративного конформизма.