Семья в деревне и городе

Семейная организация составляет базис социальной жизни не только в деревне, но и в городе. Учитывая универсальный характер общности та­кого типа, как семья, Теннис полагает уместным считать деревню и ма­лый город расширенной формой семьи, а клан и дом — уменьшенной ее копией. В крупном или столичном городе, а также в метрополии семей­ная жизнь неузнаваемо преображается, причем в худшую сторону. Рвут­ся родственные узы, падает влияние семьи на детей, прерываются тради­ции и преемственность поколений, нарушается беспрекословный автори­тет старших. Семья не может составить достойную конкуренцию влиянию большого города. Семья превращается в случайный фактор воздействия на поведение людей, а город — в постоянный. По Теннису, в городской, индустриальной среде дружеские отношения оттесняются на периферию социального бытия.

Профессиональная занятость и развитая сфера досуга выманивают людей из замкнутого семейного круга на широкое городское пространство, где они превращаются в безликих фигурантов толпы, тусовки, предпринимательства, политических игр. Встречаясь чаще в городе, нежели в семье, родственники постепенно замещают стереотипы поведения близких людей стереотипами незнакомых, чужих и посторонних24. Дом остается прибежищем для двух поколений — немощных стариков, которых город уже ничем не может при­влечь, и малых детей, которых он еще не успел захватить в свои сети. Стрем­ление побыстрее интегрироваться в городское сообщество особенно прису­ще культурным, социальным и политическим мигрантам, которые стремят­ся стать «как все», которых тяготит семейный быт, характерный для исто­рической родины. Они вырываются из домашнего круга, потому что он напо­минает им о том, что они еще не стали «как все». Приблизительно в таком же положении находятся выходцы из села, отличающиеся от иноприезжих тем, что говорят на одном со всеми языке и знают традиции этой страны, но деревенские (народные) традиции, обычаи, привычки и даже говор часто становятся барьером на пути к интеграции в городское сообщество.

Филиппов А.Ф. Указ. соч. С. 316.

Halperin R. Practicing Community: Class Culture and Power in an Urban Neighborhood. Austin, TX, 1998.

Старшему поколению труднее, нежели молодому, интегрироваться в не­привычную среду. Для них поступать в соответствии с традициями и обыча­ями означает чувствовать себя комфортно, вести привычный и психологи­чески необременительный образ жизни. Поступая привычно, они поступа­ют так, как им нравится. Напротив, молодое поколение быстрее усваивает инновации, интегрируется в новое сообщество и при этом все дальше ухо­дит от родительской семьи, все быстрее растворяется в анонимной городской общности.

Разрушителем семейной общности выступает индивидуализм. В город­ской среде он развит гораздо больше, чем в сельской. Традиционное обще­ство основано на коллективизме, авторитете старших, уважении к предкам передаче традиций, разветвленной системе родства, натуральном хозяйстве Современное общество все меняет на деньги, которые отныне становятся измерителем степени близости людей и прочности их отношений. В круп­ном городе человек приобретает свободу действий, его интересуют такие вещи, которых не было или которые не ценились в архаичной среде, — зара­ботная плата, пенсионное обеспечение, престижная работа, выгодные свя­зи. А во главе всего стоят деньги — основной механизм городской жизни. На них человек может купить все, что захочет. Удовлетворяя любые желания индивида, деньги делают его свободным и эгоистичным. Из коллективиста горожанин превращается не только в индивидуалиста, но и в откровенного гедониста — любителя наслаждений.

Лицо

Субъектом общественных отношений является «лицо» — объект формаль­но-юридических связей. Когда мы говорим о физическом или юридическом лице, которое должно вовремя платить налоги, заключать договоры, вступать в контрактные и административно-правовые отношения, то представляем себе нечто отчужденное и абстрактное. Лицо — собирательный образ, под которым скрываются вполне земные люди и конкретные учреждения.

Государство или учреждение есть коллективное искусственное лицо, на­деленное полномочиями и законной силой влиять, воздействовать, ограни­чивать, принуждать, направлять, организовывать. В распоряжении такого лица находятся вполне достаточные материальные, финансовые, людские ресурсы, а если надо, то и военные. Учреждение или государство как обоб­щенное лицо может быть репрезентировано (представлено) первым лицом (президентом, монархом, директором) либо правомочной корпорацией, функцию которой способно выполнять общее собрание, совет директоров, парламент и др.

«Лицо» есть внешнее механическое единство, определяемое внешним, случайным образом. Множество лиц способно составить систему и консти­туировать «фиктивное лицо», представленное собранием или отдельным индивидом. Если «общинные» отношения предполагают «высшую самостъ>\ то «общественные» — «искусственное лицо». Отсюда следует и различие глав­ных экономико-правовых категорий. В общине речь идет о «владении», «зем­ле», «территории», «семейном праве», в обществе — об «имуществе», «день­гах», «обязательственном» (торговом) праве. Сюда же Теннис добавляет и противоположность статуса и контракта (договора).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: