Семья и дом

К первичным формам общности Теннис относит родство, соседство и дружбу. Он полагал, что наличие общности можно констатировать там, «где люди через свою волю органично связаны друг с другом и положительно относятся друг к другу». Положительные отношения — это эмоциональные, добросердечные и дружественные связи между людьми. Без них невозмож­но существование общности в целом и семьи в частности. Вслед за А. Шо­пенгауэром Теннис придавал огромное значение роли чувств в социальной жизни, а особенно симпатии, считая ее уникальной силой, способной спла­чивать людей в единое целое. Особенность ее в том, что она естественная и социальная одновременно. Симпатия между людьми возникает при наличии общих интересов.

В первичной общности главную роль играют эмоциональные отношения: матери к детям, братьев и сестер между собой, мужа и жены. Это своего рола фундаментальные, или базовые, взаимоотношения, которые завершаются отношением отца к детям. Такова пирамида семейно-родственных отноше­ний в первичной ячейке человеческого общества, как принято сегодня на­зывать семью.

Наряду с кровным родством к общинным связям относятся соседство и дружба. В противоположность общине для общества характерна «механичес­кая» связь отношений индивидов, построенных на рациональном расчете Здесь царят целерациональная воля и произвол. Напротив, в общине воля индивидов бывает разумной, но не рациональной.

Общность и община — это воплощение живой связи людей, естествен­но возникающих отношений. Напротив, общество символизирует механи­ческий артефакт или социальную конструкцию. В общине торжествует со­гласие как глубинный уровень единения людей, а в обществе — соглаше­ние, юридическое, торговое, общественное. Первичный тип солидарности. присущий семье, базируется на близости, доверии, глубине чувств, готов­ности прийти на помощь. Биологической основой здесь выступает ин­стинкт, который наиболее ярко присутствует в отношении матери к ре­бенку.

Единство воли в структуре семейных отношений определяется инстинк­том (значение которого оценивается довольно сдержанно), привычкой и па­мятью о взаимно доставленных радостях, т.е. так или иначе опосредовано ментальными, а не только телесными характеристиками22.

22 Филиппов А.Ф. Указ. соч. С. 316.

Место жительства первичной общности, прежде всего семьи — кровно­родственной ячейки — дом. Дом может рассматриваться как единичный (изо­лированный), причем в нем выделяются три слоя: хозяин и его жена или жены, их потомство, а также как внешний круг — слуги и рабы. Дом может быть также деревенским: соседство характерно для жизни в деревне (селе­нии — Dorf). По аналогии с домом, где имеются господин и слуги, может оформляться и отношение домов, если речь идет о клане — «семье до семьи» и «деревне до деревни». Дом главы клана и господский двор находятся в цен­тре селения или возвышаются над ним (Burg)2i-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: