Корпорация

В корпорацию людей сплачивает общее отношение к земле, исторически первоначально неотделимое от сознания или мнения кровных родственни­ков. Ярким примером корпорации выступает деревенская община (Dorfgemeine). Ее сущность заключается в практикуемом сообща искусном возделывании земли и владении маркой.

Источниками возникновения корпорации могут быть: 1) естественные отношения людей, если они стали социальными, возникают на основе ро­довой общины, родового союза или клана; характеризуются тем, что из про­стого чувства сплоченности вырастает постоянное чувство Я; 2) земля и со­вместное проживание — это узы, связывающие людей наряду с узами про­исхождения, однако последние со временем ослабевают; 3) более тесная совместная жизнь (город).

Корпорацию, например предприятие или университет, можно считать социальной организацией25, толкуя ее как форму упорядоченной деятельно­сти людей, протекающую по четким законам (по Теннису на основе «изби­рательной» воли). Искусственной организация называется потому, что она создана кем-то ради выполнения легитимной цели, например производства товаров или оказания платных услуг, при помощи институциализированных механизмов подчинения. Корпорация — это собирательный образ самых разных типов социальной организации. Сюда Теннис включает деревенскую и родовую общину, политическую и христианскую общину, античный по­лис, средневековые городские коммуны, университеты и промышленные гиганты. Все они — репрезентативные типы социальной организации.

Социальная организация — способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, ско­ординированного и направленного на достижение конкретных целей взаи­модействия; объединение людей, стремящихся к реализации определенных целей путем упорядоченности. Социальная организация напоминает обще­ство, разница лишь в масштабе. Корпорация Тенниса тоже является умень­шенной моделью общества и вырастает до государства как искусственной надстройки общества".

Эти корпорации и общины уходят своими корнями в ту изначальную сплоченность, которая в изложенном здесь понимании и есть общность. Несмотря на то что первоначальная совместная сущность, выражающа­яся в совместном проживании и взаимодействии, модифицируется, она все же сохраняется и может обновляться в духовных формах взаимодей­ствия, а в дальнейшем и в совместной жизни вообще, в особенности политической, так что народ, тем более если он сплотился в государ­ственный союз или только стремится к нему и если он чувствует себя связанным общим языком, хочет как народная общность представлять собой единство, которое может возрастать в национальном сознании и национальной гордости, но при этом легко теряет свою первоначаль­ную подлинность2'1.

Термин «социальная организация» самим Теннисом не употребляется в современном его понима­нии. Но это вовсе не означает, что мы не в праве прибегнуть к нему, когда возникает необходимость пояснить весьма сложный язык автора «Общности и общества». Теннис Ф. Общность и общество. С. 226.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: