Принципы научного познания

Наука, по Кондратьеву, для получения системы устойчивых понятий дол­жна использовать прием «идеализации» — введение идеально-предельных понятий, создавая тем самым почву для однозначно-количественного выра­жения своих выводов. Анализируя действительность, разлагая ее на простые и однородные элементы, формируя из них систему понятий, наука сознатель­но схематизирует или стилизует действительность, абстрагируется от тех ил и иных ее признаков и тем создает возможность для типологических построе­ний и установления законов. «Теория не воспроизводит сложный отрезок действительности А, состоящий из а, Ь, с, d, e,f, как таковой. Но давая зако­ны, охватывающие в отдельности по крайней мере основные элементы это­го А, например элементы a, b, c,f, она позволяет включать А разными сторо­нами его в формулу этих законов. Она позволяет поэтому рассматривать по крайней мере основное ядро А как дифференцированное целое, как пучок или узел скрещения отдельных законов. Тем самым она дает возможность в зна­чительной мере понять А»3.

Кондратьев считает, что «наука приходит к такому образу действительно­сти и превращается в систематическое единство лишь в процессе сложной работы, руководимой идеалом научного познания»4. Наука может разрешать «стоящие перед ней сложные задачи, всегда и неизбежно лишь опираясь на ту или иную систему руководящих принципов и технических правил исследова­ния. Совокупность таких принципов и правил исследования и составляет ме­тод науки. Сюда относятся руководящие принципы (точки зрения) и прави­ла, касающиеся образования научных понятий, объяснения явлений, установ­ления и формулировки законов, построения адекватных суждений и теорий».

Каждая наука создает собственную систему понятий, которые интегри­руют известную сумму знаний. Поскольку знания отражены в суждениях. каждое понятие по своей форме — это сокращенное суждение или совокуп­ность таких суждений, а по своему содержанию понятия могут быть общи­ми, индивидуальными. Общее понятие образуется путем абстрагирования от индивидуальных различий, присущих конкретным явлениям. А потому на­ука, опирающаяся на систему общих понятий, называется номографической-

3 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 140.

4 Там же.

5 Там же. С. 142.

Номографическое познание строится на системе общих понятий и законов, а идеографическое — индивидуальных. Основными разделами номографи­ческой экономической теории являются: статика, динамика, генетика6. Чем более общим является понятие, тем шире его объем и беднее содержание. Следовательно, поднимаясь по ступеням абстракции, наука движется ко все более бессодержательным понятиям.

Общее понятие — это результат сложной и долгой аналитической рабо­ты, выделения сущности явления, установления сходных черт между мно­жеством индивидуальных событий, выявление типичного в них. Общие по­нятия образуют иерархию, благодаря ей наука составляет общую схему стро­ения действительности и тем самым вносит порядок в бесконечное многообразие индивидуальных явлений. Такова главная функция общих понятий — систематизировать и классифицировать наши знания.

Научное знание формируется у Кондратьева из двух типов: необходи­мого, т.е. всеобщеобязательного (зна­ние общественных законов), и вероятно­стного, основанного на эмпирических данных. В зависимости от характера законов нужно различать законы изме­нения и законы соотношения7. Законы соотношения указывают на единооб­разие: связи причин и следствий, су­ществования явлений, строения явле­ния или вещи. Примерами таких зако­нов служат: закон тяготения, законы строения кристаллов и организма, за­коны морфологии общества и хозяйства, социально-экономических инсти­тутов, законы равновесия рынка и др. Законы изменения указывают на еди­нообразие явлений во времени, например: закон тенденции нормы прибы­ли к понижению, закон наследственности Менделя, законы роста организма, закон роста населения, концентрации производства и др. Научное знание есть всегда знание не о вещах, а об отношениях8.

Кондратьев предпринял попытку классификации экономических законов, выделив статистические, динамические (наблюдающиеся в «ходе событий во времени»), каузальные, или причинно-следственные (обязательные при нали­чии соответствующих условий), а также эмпирические (допускающие различ­ные отклонения и исключения) закономерности. В зависимости от характе­ра научного познания нужно различать абстрактные законы, которые распро­страняются на всю область действительности, и эмпирические законы, распространяющиеся на ее ограниченные временем и местом фрагменты. По мысли Кондратьева, причинность и случайность очень странным образом переплетаются в нашей жизни. Оказывается, причинность, а стало быть, и связанная с ней необходимость — это категория самого бытия, а случай­ность — категория нашего познания9.

Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 275.

7 Там же. С. 192.

8 Там же. С. 184.Там же. С. 176.

Научное знание, ограниченное фактологическим материалом и несовеп шенством методов сбора информации, всегда носит вероятностный харак тер. Здесь открываются не законы, а закономерности. «Если закономерность есть результат действия большого числа, то отсюда следует, что всякая зако­номерность всегда лишь вероятностна»'". Закономерность есть средний ре зультат бесконечно быстрых и многочисленных движений и столкновений11 Кондратьев приводит следующий афоризм: «Законы — это русло, по кото­рому течет поток фактов; факты прорыли его, хотя они же ему и следуют»

Кондратьев большое внимание при рассмотрении природы и характера социально-экономических отношений уделяет анализу каузального и тесло-гического подходов. Согласно каузальному подходу, социальные науки дот-жны опираться только на категорию причинности, ориентируясь на есте­ствознание. Однако для общества социальный детерминизм не подходит Социальные акторы со своими интересами, мотивами, ценностями соверша­ют заранее планируемые поступки по достижению поставленных целей. Потому здесь действует целе- или телеологический подход, допускающий не только однозначное, но и многозначное соответствие между причиной и следствием, а потому открывающий двери для теоретико-вероятностных методов.

По мнению Кондратьева, наука различает пять наиболее общих классов явлений действительности: мир величин; мир физико-химических явлений; органической; психической; социальной жизни. Каждый из них разветвля­ется на систему более частных классов и подклассов. Внутри подклассы пред­ставляют не аморфное образование, а группу явлений, обладающих опреде­ленными признаками, которые сближают элементы данного класса и при­дают ему внутреннюю однородность12. А границы между классами, например между органическими и неорганическими явлениями, неясны и расплывча-

Степень распространенности явлений Рис. 24. Классификация явлений по Кондратьеву

10 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 222. 1' Там же. С. 230. 12 Там же. С. 8.

ты, так что нельзя с точностью сказать, к какому именно классу относится конкретное событие. Более того, явления одного класса зависят от явлений другого, причем степень зависимости нарастает по мере перехода от физи­ко-химических явлений к явлениям социальным. В результате самыми за­висимыми и несамостоятельными оказываются явления общественные.

На вершине мира у Кондратьева, как в свое время у Конта и Энгельса, расположились социальные явления —самые сложные (рис. 24). И науки, их изучающие, также должны относиться к самым сложным. Чем ниже распо­ложен ряд событий, тем он проще, но тем шире сфера его распространения. В результате наименее распространенными во Вселенной оказываются со­циальные явления. Возможно, что так оно и есть, хотя доказать данный те­зис современная наука не берется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: