Сверхорганивм, эгрегор и бутстрап

Наряду с понятием «сверхорганизм», которым пользуются также фило­софы, биологи предложили еще одно — надорганизменный разум. По от­ношению к этому феномену ученые применяют и такие термины, как «кол­лективное бессознательное», «энергоинформационное поле», «законы стай­ного поведения», «коллективное сознание» и др.

Многочисленные факты, собран­ные этиологами, доказывают, что по отношению к поведению многих ви­дов живых существ применимо поня­тие коллективного сознания,которое управляет жизнью популяции. Любой индивидуальный член оказывается как бы ячейкой единого организма, лишенной свободы воли и выполняющей лишь общественно полезные за­дачи. Наиболее ярко оно проявляется у муравьев, пчел, термитов и саран­чи, но прослеживается и в поведении высших животных. На птичьем дво-

ре, в стаде обезьян, котиков или антилоп существуют строгая социальная иерархия и взаимопомощь. Особенно наглядно это взаимодействие прояв­ляется у перелетных стай, демонстрирующих удивительную организован­ность и слаженность. Постройка термитника термитами или улья пчела­ми — одна из тех активностей, которые дали некоторым ученым повод для умозрительных метафорических утверждений о «коллективном разуме» и некой центральной нервной системе как управляющем органе в сообще­ствах насекомых23. Так, центральная нервная система сверхорганизма-тер­митника возглавляется царем и царицей. Запахами, идущими от царицы, регулируется вся общественная жизнь: ослабляется, например, концентра­ция запахов, испускаемых воинами, и царица подает свой запаховый сиг­нал, по которому часть термитов-рабочих трансформируется в головастых охранников, с огромными челюстями.

Феномен биологического сверхорганизма подробно описан А. Горбов-ским24. Приведем наиболее яркие примеры из его статьи. Огромные тучи са­ранчи, закрывающие горизонт, в едином ритме, словно по чьей-то команде, опускаются и взлетают. Когда движется живая стена саранчи, отдельную особь, находящуюся в общей массе, невозможно остановить, заставить ее изменить движение, свернуть с пути. Эти насекомые, как пишет французский исследо­ватель Реми Шовен, в едином устремлении огибают препятствия, переполза­ют через стены, проходят сквозь кустарники. По той же схеме действуют во время миграций мыши-полевки, колонии муравьев и термитов: встретив ров, они не огибают его, живая волна захлестывает его, заполняя его до краев ко­пошащимися телами, по которым сотни тысяч других безостановочно продол­жают свое движение. Затоптанные, задавленные, задыхающиеся в глубоком рву, они не делают ни малейших усилий, чтобы вырваться, спастись. Инстинкт самосохранения оказывается подавленным, вытесненным, полностью отклю­ченным. Поток несущихся в страхе газе­лей, даже увидев своего злейшего врага — льва, не в силах свернуть или замедлить ход. Животные несутся прямо на хищни­ка, обтекая его, словно это неодушевлен­ный предмет, дерево. Лев не только не делает ни малейшей попытки напасть, но захлестнутый потоком бессилен выбрать­ся из него.

Мы видим, что объединение живот­ных ведет себя как некий сверхорганизм, обладающий качествами, которые у оди­ночных животных не наблюдаются. В стае и стаде животных у особей пере­стает действовать инстинкт самосохране­ния. Он как бы выключается либо подавляется, и тогда животные прибегают к массовому самоубийству (омнициду), например киты десятками выбрасы­ваются на берег и гибнут, а южноафриканские антилопы внезапно повора­чивают к морю, чтобы броситься с откоса и погибнуть. Решение одновремен-

23 Seeley T.D. The honeybee colony as a superorganism // American Scientist, 1989. Vol. 77. P. 546-553.

24 Горбовский А. Зловещая магия толпы // НЛО. 2000. № 14 (128). — http-.//npvr.chat.ru/texts/tolpa.htm.

но броситься в море, чтобы погибнуть, принимает не отдельная особь, а не­кий биологический сверхорганизм, действующий на уровне надындивиду­ального. Отдельные особи перестают подчиняться собственной воле и слу­шаются каких-то иных приказов, неизвестно откуда приходящих. Воля по­пуляции, воля стаи — это и есть сверхорганизм. Подчиняясь ей, животные перестают воспроизводить потомство или подчиняются новой репродуктив­ной стратегии, которая выгодна не индивидам, а роду или виду в целом. Если в популяции почему-либо оказывается мало самок, то среди новорож­денных вдруг начинают преобладать самки и соотношение полов выравни­вается. Отдельная особь по собственному желанию никак не может влиять на пол своего потомства, но коллективная воля может. Канадские иссле­дователи полагают, что массовые самоубийства у животных происходят тогда, когда плотность особей превышает критическое число. Это попытка популяции регулировать свою численность.

Видимо, речь идет о явлении, повторяющемся с непреложностью закона. Сам смысл образования стаи, стад, прайда и других биосоциальных агрега­ций состоит именно в том, чтобы возникла некая воля, которая всех себе подчиняет. В результате ученые сталкиваются с неким целенаправленным воздействием, источник которого находится вне отдельной особи.

По словам энтомолога Л. Тома, термиты, обитающие в своей гигантской постройке, не составляют, как может показаться, сплоченную массу инди­видов, но являются единым организмом с уравновешенным и вдумчивым умом, подающим команды миллионам. Некоторые зоологи считают, что. например, пчела как отдельная особь по сути не существует, как не бывают самостоятельными кровяные тельца или клетки организма. Отдельные пче­лы умирают одна за другой, а рой как организм продолжает существовать. Ряд американских биологов считает, что дарвиновский отбор происходит в бол ь-шей мере именно внутри сверхорганизмов.

Изложенное имеет прямое отношение к человеку. Социологи, изучающие психологию массовых движений, давно смотрят на толпу как на некое еди­ное существо. Оно имеет свою логику действий, часто отличную от логики каждого, кто входит в нее. При этом толпа, как всякая стая, полностью под­чиняет себе действия отдельного человека25. Когда совершаются массовые бесчинства, их участники, оправдываясь, говорят, что сами не понимают, как могло подобное случиться с ними. К поступку их толкала якобы какая-то сила, которой они не смогли противостоять. В бесчинствующей толпе, танцу­ющей тусовке, негодующей демонстрации люди слиты в единое многоголо­вое, многорукое и многоногое существо. Они подчиняются неведомой силе. исходящей не от их разума и воли. Сила, сплачивающая людей в толпу, столь же таинственна, как и сила, соединяющая отдельные клетки в функциональ­ное целое.

Паралич индивидуальной воли, агрессивные эмоции, коллективный страх или жажда мести, аморфность и дезорганизация — таковы характеристики социобиологического сверхорганизма, где каждый человек или животное выступают в качестве строительного элемента гигантской структуры.

- Торбовскии А. Указ. соч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: