Биосоциальные модели общества

Термин «общество» в широком историко-эволюционном смысле приме­ним не только к людям, но и к социальным животным, в первую очередь социальным насекомым21. У тех и других встречаются такие свойства, как разделение и специализация занятий, кастовая система, родственные груп­пы, социализация и воспитание младшего поколения и др. Разумеется, об­щие формы социальности у людей и животных наполнены разным содержа­нием, но не настолько разным, чтобы не говорить об их принадлежности к общей эволюционной линии, завершающейся либо включающей в себя выс­шее звено — общество. Принципиальное отличие человеческого общества — его характер. Это индивидуализированное общество (individualized societies), членами которого выступают не биологические особи, а личности, обладающие разумом, сознанием, индивидуальным стилем жизни. Напротив, общество у социальных насекомых ученые называют анонимным (anonymous), или эвсоци-альным. Личностное начало там не существует вовсе.

Термины «индивидуализированное» и «анонимное» (общество) используют­ся в биологии для обозначения двух различных типов социальной организа­ции. Сообщество социальных насекомых, например термитник, — самый зримый образец анонимного общества. Здесь особи распознают друг друга не как индивиды, а как представители одной группы. Соответственно био-

21 Dautenhahn К. Social Brain. — http://homepages.feis.herts.ac.uk/~nehaniv/al7ev/dautenhahn/node2.html.

логическая, не говоря о социальной, ценность каждой из них минимальна Колония муравьев спокойно может пожертвовать не только несколькими, но и тысячами особей, если это спасет существование вида.

Уподобление общества живому существу вошло в научную моду, пожа­луй, еще в античные времена. С тех пор арсенал биологических моделей постоянно расширялся. Сегодня можно выделить следующие их типы:

1) молекулярно-клеточная модель, согласно которой люди отождествля­ются с клетками, а их совокупность — с клеточной популяцией;

2) общество как человеческий организм: здесь не клетки, а более крупные образования (мозг, пищеварительный тракт, артерии и т.п.), уподобля­ются социальным институтам (каждый выполняет специализированную функцию и находится в согласованном взаимодействии с другими ин­ститутами-органами);

3) общество-муравейник;

4) общество как сцена борьбы за выживание: после опубликования пер­вых работ Дарвина европейские мыслители распространили его учение на общество; новая модель общества получила название социального дарвинизма;

5) планетарная модель: она базируется на воззрениях Тейяра де Шардена и В. Вернадского, мысливших глобальную экосистему как сверхорга­низм — ноосфера.

Авторами молекулярно-клеточной модели считаются немецкий ботаник Маттеус Шлейден, живший более 100 лет назад, и немецкий анатомопато-лог Рудольф Вирхов (1858). Автора организмической модели до сих пор не обнаружили, поскольку уподоблять общество организму начали еще древние греки. Идею общества-муравейника первым выдвинул Уильям Мортон Велер (W. Wheeler) в конце XIX — начале XX в.22.

Модель 1 характеризует микроуровневое уподобление, а модель 5 — мега-уровневое; здесь в единое целое соединяются все человеческое общество и

окружающая его планетная биосреда. Модели 2—4 можно назвать промежу­точными или макроуровневыми. Если модель 3 напоминает плановую мо­дель, где действия элементов подчиня­ ются единым приказам из центра, то модель 4 больше походит на рыночную экономику, где происходят постоянное обогащение, конкуренция, жестокая борьба за выживание, выбраковка слабых и утверждение сильных.

Ни одна из указанных моделей не имеет абсолютных преимуществ перед другой. Каждая приемлема в строго ограниченном диапазоне, впрочем, как и полагается любой научной теории, объясняющей не все на свете, а узкий сегмент реальности. Это означает, что пять биологических моделей, облада­ющих огромным эвристическим потенциалом с точки зрения социологии, надо применять не одновременно, а поочередно, всякий раз сообразуясь с решаемыми исследовательскими задачами (но, разумеется, применять ооо-снованно).

22 См.: Bloom H. The Lucifer Principle: A Scientific Expedition into the Forces of History. Seattle; Washing!"11-1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: