Низкобюджетные авиаперевозки

Бюджетная авиакомпания (авиакомпания – дискаунтер, лоу-кост-авиакомпания, от англ. low-cost carrier, low-cost airline, discount carrier, budgetcarrier) – авиакомпания, которая предлагает крайне низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг. Родина концепции лоу-кост – США, откуда она распространилась в Европе в начале 1990-х и в дальнейшем во многих странах мира. Термин «лоу-кост» заимствован во многие языки мира из английского языка, где первоначально относился ко всем авиакомпаниям с более низкой структурой эксплуатационных расходов, чем у их конкурентов. В то время как термин лоу-кост часто применяется к любым авиакомпаниям с низкими ценами на билеты и ограниченным набором услуг, независимо от их операционных моделей, лоу-кост авиакомпании не стоит смешивать с региональными авиакомпаниями, которые работают на коротких рейсах без сервиса или с авиалиниями с полным сервисом, но ограничивающими набор услуг. Типичная модель лоу-кост авиакомпании обычно (но не всегда) включает следующие положения:

1) один пассажирский класс;

2) один тип самолёта (обычно Airbus A-320 или Boeing-737), что позволяет сокращать издержки на подготовку персонала и обслуживание техники;

3) минимальный набор дополнительного оборудования в самолёте, отсутствие развлекательных видеопанелей, AVOD, систем цифровой связи пилотов с землей ACARS, автоторможения и т. д., что делает стоимость машины ниже и уменьшает ее вес, а значит, и расход топлива;

4) простая схема платы за проезд, использование одного бланка для проезда в оба конца, а в последнее время обычным является полное отсутствие бумажных билетов при переходе на электронные билеты;

5) акцент на прямых продажах билетов, особенно через Интернет (с целью отказа от выплат комиссионных агентам и системам резервирования);

6) типично увеличение цены билета по мере заполнения самолёта с целью поощрения раннего резервирования;

7) отсутствие мест в посадочных талонах (не для всех авиакомпаний, например, в посадочных талонах Airberlin места указаны) т. е. поощрение пассажиров быстрее подняться на борт и занять места;

8) использование дешевых, менее заполненных вторичных аэропортов и отправление рано утром или поздно вечером с целью сокращения возможных задержек из-за загрузки воздушного трафика, а также с целью экономии за счёт более низких аэропортовых сборов;

9) быстрый оборот самолётов (с целью их максимальной загрузки);

10) простые маршруты, которые строятся по принципу из точки в точку (прямые рейсы между аэропортами) вместо использования промежуточных посадок в «хабах«(также с целью максимального использования самолёта и сокращения задержек, связанных с опозданием транзитных пассажиров и потерь багажа между рейсами);

11) ориентация на прямые перелеты (багаж не перемещают автоматически с рейса на рейс, даже если это рейсы одной компании);

12) сокращение набора услуг, предоставляемых пассажирам на борту самолета, исключение из этого набора услуг, которые в других авиакомпаниях являются стандартными (например, раздача пассажирам прохладительных напитков и питания), перевод таких услуг в разряд платных;

13) получение дополнительного дохода от продажи дополнительных услуг на борту самолёта и товаров;

14) совмещение служащими нескольких функций, например бортпроводники, кроме прямых обязанностей, также занимаются уборкой салона, регистрируют пассажиров на рейс (с целью экономии фонда оплаты труда);

15) уменьшение роли особых сервисов (например, повышение возраста детей, начиная с которого можно лететь самостоятельно), что снижает затраты на них;

16) программы страхования стоимости топлива.

В настоящее время в мире существует более 100 низкобюджетных авиакомпаний. Одной из первых таких авиакомпаний в Европе стала ирландская Ryanair, образованная в 1997г. По итогам 2008г. авиакомпания заняла второе место в рейтинге низкобюджетных авиакомпаний мира, уступив первое место американской авиакомпании Southwest Airlines, образованной в семидесятых годах прошлого века. В настоящее время можно выделить следующих основных иностранных низкобюджетных авиаперевозчиков, осуществляющих перелеты в нашу страну: «Germanwings», «Air Berlin«, «Wing Jet», «Clickair«, «Norwegian», «NIKI». Маршруты дискаунтеров приведены в таблице 3.

Таблица 3 – Основные направления иностранных низкобюджетных авиаперевозчиков из Москвы

Пункт отправления (origin) Страна прибытия (destination) Город Авиакомпания
Москва Австрия Вена, Зальцбург NIKI
Германия Берлин, Дюссельдорф, Мюнхен Air Berlin
Кельн, Штутгарт Germanwings
Испания Барселона Clickair
Италия Верона, Катания, Палермо, Форли Wind Jet
Санкт-Петербург Германия Берлин, Дюссельдорф Air Berlin
Берлин, Кельн Germanwings
Италия Верона, Катания, Палермо, Форли Wind Jet
Норвегия Осло Norwegian
Самара Италия Катания, Палермо, Форли Wind Jet

Минимальные тарифы данных авиакомпаний при полетах из Москвы от 10 до 30% ниже по сравнению с зарубежным и российскими регулярными авиакомпаниями. Первой низкозатратной авиакомпанией, выполняющей внутренние рейсы в РФ, стала авиакомпания «Sky Express», начавшая осуществлять полеты в январе 2007г. в 11 городов России. Основные направления перелетов указаны в таблице 4.

Таблица 4 – Маршруты авиакомпании «Sky Express»

Пункт отправления Пункт назначения
Москва Екатеринбург Казань Калининград Мурманск Пермь Ростов-на-Дону Самара Санкт-Петербург Сочи Тюмень Челябинск

Авиакомпания базируется в московском аэропорту «Внуково» и выполняет высокочастотные полеты. В самолетном парке авиакомпании имеются самолеты комплектации Boeing 737-500 и Boeing 737-300. Sky Express справедливо можно назвать самой инновационной авиакомпанией России. Авиаперевозчик первым начал массовую продажу билетов через Интернет (e-ticket) и практически отказался от бумажных бланков. За первые 4 месяца полетов компании доля продаж через Интернет составила 65%. Авиакомпания доказала, что такой способ продажи может доминировать и в нашей стране.

По итогам января 2009г. доля реализованных электронных билетов составила 63% (37% – сайт www.skyexpress.ru, 13% – центр обслуживания клиентов, 13% – прямые агентства и корпоративные заказы). На нейтральных бланках ТКП было продано 37% авиабилетов. Sky Express постоянно выводит на рынок инновационные продукты – карточки предоплаты авиабилетов, совместные программы с гостиницами, продажа авиабилетов через салоны сотовой связи «Евросеть» и др.

Планировалось, что к 2012 г. авиакомпания выйдет на объем перевозок в 7 млн. пассажиров в год (крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот – Российские авиалинии» в 2006г. перевезла 7,3 млн. пассажиров). Несмотря на непростой 2008 год (в связи с большим ростом цен на авиакеросин – с января по июль он подорожал до 23-25 тыс. рублей), коммерческая загрузка (общая масса пассажиров и грузов на борту) ежемесячно возрастала. Пассажиропоток в 2008г. вырос и составил 1041 тыс. человек. В 2007г. он составлял 670 тыс. человек.

Мировой экономический особенно ощутимо отражается на новых, быстро развивающихся направлениях бизнеса. Авиационный бизнес реагирует на мировой спад в экономике снижением спроса на авиаперевозки, удорожанием всего спектра оказываемых услуг и возрастанием коммерческих рисков перевозчиков. В этой связи низкобюджетным авиакомпаниям значительно сложнее практически реализовывать программу минимизации стоимости авиаперевозок и экономии. В последнее время наблюдается значительное сокращение числа сверхэкономичных предложений даже от дискаунтеров, поскольку главные задачи настоящего этапа развития авиационного транспорта – избежать банкротства, сохранить постоянных партнеров и пассажиров.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: