Бюджетная авиакомпания (авиакомпания – дискаунтер, лоу-кост-авиакомпания, от англ. low-cost carrier, low-cost airline, discount carrier, budgetcarrier) – авиакомпания, которая предлагает крайне низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг. Родина концепции лоу-кост – США, откуда она распространилась в Европе в начале 1990-х и в дальнейшем во многих странах мира. Термин «лоу-кост» заимствован во многие языки мира из английского языка, где первоначально относился ко всем авиакомпаниям с более низкой структурой эксплуатационных расходов, чем у их конкурентов. В то время как термин лоу-кост часто применяется к любым авиакомпаниям с низкими ценами на билеты и ограниченным набором услуг, независимо от их операционных моделей, лоу-кост авиакомпании не стоит смешивать с региональными авиакомпаниями, которые работают на коротких рейсах без сервиса или с авиалиниями с полным сервисом, но ограничивающими набор услуг. Типичная модель лоу-кост авиакомпании обычно (но не всегда) включает следующие положения:
|
|
1) один пассажирский класс;
2) один тип самолёта (обычно Airbus A-320 или Boeing-737), что позволяет сокращать издержки на подготовку персонала и обслуживание техники;
3) минимальный набор дополнительного оборудования в самолёте, отсутствие развлекательных видеопанелей, AVOD, систем цифровой связи пилотов с землей ACARS, автоторможения и т. д., что делает стоимость машины ниже и уменьшает ее вес, а значит, и расход топлива;
4) простая схема платы за проезд, использование одного бланка для проезда в оба конца, а в последнее время обычным является полное отсутствие бумажных билетов при переходе на электронные билеты;
5) акцент на прямых продажах билетов, особенно через Интернет (с целью отказа от выплат комиссионных агентам и системам резервирования);
6) типично увеличение цены билета по мере заполнения самолёта с целью поощрения раннего резервирования;
7) отсутствие мест в посадочных талонах (не для всех авиакомпаний, например, в посадочных талонах Airberlin места указаны) т. е. поощрение пассажиров быстрее подняться на борт и занять места;
8) использование дешевых, менее заполненных вторичных аэропортов и отправление рано утром или поздно вечером с целью сокращения возможных задержек из-за загрузки воздушного трафика, а также с целью экономии за счёт более низких аэропортовых сборов;
9) быстрый оборот самолётов (с целью их максимальной загрузки);
10) простые маршруты, которые строятся по принципу из точки в точку (прямые рейсы между аэропортами) вместо использования промежуточных посадок в «хабах«(также с целью максимального использования самолёта и сокращения задержек, связанных с опозданием транзитных пассажиров и потерь багажа между рейсами);
|
|
11) ориентация на прямые перелеты (багаж не перемещают автоматически с рейса на рейс, даже если это рейсы одной компании);
12) сокращение набора услуг, предоставляемых пассажирам на борту самолета, исключение из этого набора услуг, которые в других авиакомпаниях являются стандартными (например, раздача пассажирам прохладительных напитков и питания), перевод таких услуг в разряд платных;
13) получение дополнительного дохода от продажи дополнительных услуг на борту самолёта и товаров;
14) совмещение служащими нескольких функций, например бортпроводники, кроме прямых обязанностей, также занимаются уборкой салона, регистрируют пассажиров на рейс (с целью экономии фонда оплаты труда);
15) уменьшение роли особых сервисов (например, повышение возраста детей, начиная с которого можно лететь самостоятельно), что снижает затраты на них;
16) программы страхования стоимости топлива.
В настоящее время в мире существует более 100 низкобюджетных авиакомпаний. Одной из первых таких авиакомпаний в Европе стала ирландская Ryanair, образованная в 1997г. По итогам 2008г. авиакомпания заняла второе место в рейтинге низкобюджетных авиакомпаний мира, уступив первое место американской авиакомпании Southwest Airlines, образованной в семидесятых годах прошлого века. В настоящее время можно выделить следующих основных иностранных низкобюджетных авиаперевозчиков, осуществляющих перелеты в нашу страну: «Germanwings», «Air Berlin«, «Wing Jet», «Clickair«, «Norwegian», «NIKI». Маршруты дискаунтеров приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Основные направления иностранных низкобюджетных авиаперевозчиков из Москвы
Пункт отправления (origin) | Страна прибытия (destination) | Город | Авиакомпания |
Москва | Австрия | Вена, Зальцбург | NIKI |
Германия | Берлин, Дюссельдорф, Мюнхен | Air Berlin | |
Кельн, Штутгарт | Germanwings | ||
Испания | Барселона | Clickair | |
Италия | Верона, Катания, Палермо, Форли | Wind Jet | |
Санкт-Петербург | Германия | Берлин, Дюссельдорф | Air Berlin |
Берлин, Кельн | Germanwings | ||
Италия | Верона, Катания, Палермо, Форли | Wind Jet | |
Норвегия | Осло | Norwegian | |
Самара | Италия | Катания, Палермо, Форли | Wind Jet |
Минимальные тарифы данных авиакомпаний при полетах из Москвы от 10 до 30% ниже по сравнению с зарубежным и российскими регулярными авиакомпаниями. Первой низкозатратной авиакомпанией, выполняющей внутренние рейсы в РФ, стала авиакомпания «Sky Express», начавшая осуществлять полеты в январе 2007г. в 11 городов России. Основные направления перелетов указаны в таблице 4.
Таблица 4 – Маршруты авиакомпании «Sky Express»
Пункт отправления | Пункт назначения |
Москва | Екатеринбург Казань Калининград Мурманск Пермь Ростов-на-Дону Самара Санкт-Петербург Сочи Тюмень Челябинск |
Авиакомпания базируется в московском аэропорту «Внуково» и выполняет высокочастотные полеты. В самолетном парке авиакомпании имеются самолеты комплектации Boeing 737-500 и Boeing 737-300. Sky Express справедливо можно назвать самой инновационной авиакомпанией России. Авиаперевозчик первым начал массовую продажу билетов через Интернет (e-ticket) и практически отказался от бумажных бланков. За первые 4 месяца полетов компании доля продаж через Интернет составила 65%. Авиакомпания доказала, что такой способ продажи может доминировать и в нашей стране.
По итогам января 2009г. доля реализованных электронных билетов составила 63% (37% – сайт www.skyexpress.ru, 13% – центр обслуживания клиентов, 13% – прямые агентства и корпоративные заказы). На нейтральных бланках ТКП было продано 37% авиабилетов. Sky Express постоянно выводит на рынок инновационные продукты – карточки предоплаты авиабилетов, совместные программы с гостиницами, продажа авиабилетов через салоны сотовой связи «Евросеть» и др.
|
|
Планировалось, что к 2012 г. авиакомпания выйдет на объем перевозок в 7 млн. пассажиров в год (крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот – Российские авиалинии» в 2006г. перевезла 7,3 млн. пассажиров). Несмотря на непростой 2008 год (в связи с большим ростом цен на авиакеросин – с января по июль он подорожал до 23-25 тыс. рублей), коммерческая загрузка (общая масса пассажиров и грузов на борту) ежемесячно возрастала. Пассажиропоток в 2008г. вырос и составил 1041 тыс. человек. В 2007г. он составлял 670 тыс. человек.
Мировой экономический особенно ощутимо отражается на новых, быстро развивающихся направлениях бизнеса. Авиационный бизнес реагирует на мировой спад в экономике снижением спроса на авиаперевозки, удорожанием всего спектра оказываемых услуг и возрастанием коммерческих рисков перевозчиков. В этой связи низкобюджетным авиакомпаниям значительно сложнее практически реализовывать программу минимизации стоимости авиаперевозок и экономии. В последнее время наблюдается значительное сокращение числа сверхэкономичных предложений даже от дискаунтеров, поскольку главные задачи настоящего этапа развития авиационного транспорта – избежать банкротства, сохранить постоянных партнеров и пассажиров.