Курса Уголовного права. Особенная часть уголовного права – не простое продолжение курса Общей части, а самостоятельная учебная дисциплина

Особенная часть уголовного права – не простое продолжение курса Общей части, а самостоятельная учебная дисциплина. Ее предметом является система юридических норм, определяющих конкретные составы преступлений, а также виды и размеры наказаний, установленных за их совершение. Другой важнейшей составляющей предмета является практика применения этих норм. Кроме того, имеется теория Особенной части – раздел юриспруденции, изучающий историческую обусловленность и традиционность, социально-политическую значимость норм; в нём анализируются нормы, их структура, практика применения и т.д.

Задачи курса Особенной части: ознакомить учащихся с нормативным материалом, с основными теоретическими положениями, практикой применения норм УК РФ, а также научить их процессу квалификации преступлений. Последнее невозможно сделать одним лишь вербальным путём (как невозможно лишь на словах научиться строить дом или управлять автомобилем), поэтому важное значение при изучении Особенной части помимо лекций отводится групповым занятиям.

Групповые занятия по Особенной части направлены прежде всего на то, чтобы привить курсантам и слушателям навыки анализа конкретных составов преступлений, принятия самостоятельных решений в отношении применения норм уголовного закона, выработки умения аргументировано, а также литературно и юридически грамотно изложить выводы по изучаемым вопросам.

Задачи по Особенной части уголовного права решаются письменно. Как известно, для юридической деятельности важное значение имеет не только ее содержание, но и форма. Учитывая, что будущему юристу предстоит письменное изложение многих принимаемых решений, задачи следует выполнять в специальных тетрадях. Это содействует выработке у обучаемых юридического языка, лаконичности изложения решения и в то же время глубине его обоснования в процессуальном документе.

При оформлении письменных решений задач наблюдаются крайности: одни курсанты (слушатели) излагают решение (его варианты) слишком кратко, формально, другие растягивают, излишне детализируют рассуждения, обоснование решения. Поэтому можно порекомендовать: сложные места в решении излагать подробно, тщательно обосновывать пути решения и выводы, в других случаях придерживаться краткого изложения. Причём желательно, чтобы хотя один из вариантов решения был развёрнутым, мотивированным, со ссылками на нормативный материал, постановления Пленума Верховного суда РФ. Все решения должны базироваться на предписаниях закона, а не на одних суждениях и логических построениях. Во всех случаях следует выдерживать стиль процессуальных документов, особенно в заключительной части, содержащей вывод.

Все фактические обстоятельства, приводимые в задачах, считаются установленными и доказанными. Если приводятся несколько взаимосвязанных фабул дела, то следует провести анализ каждой фабулы. При упоминании в задаче нескольких лиц следует дать юридическую оценку поведения каждого из них. Решение задач необходимо аргументировать, давая развёрнутый доказательственный ответ на каждый поставленный вопрос.

Фабулы некоторых задач весьма лаконичны, это требует определённого домысливания деталей, уточнения характеризующих обстоятельств дела. Преподаватель может изменять условия задачи, поставить дополнительные вопросы, если есть необходимость в более основательной проработке того или иного положения Общей или Особенной части уголовного права.

Одной из самых распространённых ошибок учащихся является попытка обосновать решение задачи ссылкой на комментарии к УК РФ. Необходимо помнить, что комментарий всего лишь доктринальное (научное) толкование закона, точка зрения автора (или авторов), не имеющее обязательной силы.

Отвечающий на занятии учащийся должен кратко изложить содержание задачи. При этом он может заглядывать в текст пособия для того, чтобы не запоминать фамилии, даты и иные конкретные данные (фабула должна быть усвоена в процессе самостоятельной подготовки). Чёткое изложение фабулы задачи свидетельствует о её усвоении. При этом учащийся учится кратко и чётко пересказывать собственные мысли, ставить необходимые для решения вопросы и аргументировать своё решение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: