Самостоятельная работа учащихся

В настоящее время в изучении уголовного права всё большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Это объясняется тем, что постоянно возрастает количество учебного и научно-теоретического материала, которым необходимо овладеть обучающимся.

Перед правоприменителем в связи с особенностями конкретного уголовного дела всегда встаёт вопрос о конкретном выражении буквы уголовного закона. Необходимо помнить, что уголовный закон наполняется реальным содержанием только через судебную практику по конкретным уголовным делам, и каждое судебное решение расширяет или, наоборот, сужает представление правоприменителя о содержании уголовно-правовой нормы. К тому же постановления судов часто являются образцом квалифицированного решения сложных проблем применения уголовного закона и убедительной аргументации. А в постановлениях Верховного суда РФ содержатся фактически обязательные для правоприменителя правила квалификации того или иного преступления (группы преступлений), назначения наказания и иные правила применения положений Уголовного кодекса. Поэтому при изучении уголовного права важно не допускать разрыва между текстом уголовного закона, его научным толкованием и судебной практикой, научиться применять теоретические знания в практической работе.

Изучающим уголовное право следует идти от знания основных положений Общей и Особенной частей к анализу конкретного случая; от решения конкретного случая к повторению и углублению знаний теории, нормативных актов, судебной практики. Тем самым обеспечивается системный характер получения знаний, приобретение необходимых навыков и умений применения уголовного закона; происходит разумное сочетание методов дедукции (движение знания от более общего к менее общему, частному) и индукции (от частного к общему).

Нормативный, учебный материал и судебную практику следует проработать не один раз, а минимум два-три раза. Имеется в виду не беглый их просмотр, а осмысливание и запоминание, что предполагает наложение на процесс изучение курса индивидуальных особенностей курсанта и слушателя, например, чтение вслух, подчёркивание, заметки на полях, вкладки с пометками, ведение картотеки литературы и т.п.

При подготовке докладов, сообщений, решения задач, в которых содержатся характеристика и анализ конкретных видов и составов преступлений, следует придерживаться следующей примерной последовательности подбора и изложения материала:

1. Общая социально-политическая характеристика той или иной группы преступлений или конкретных составов преступлений, включая оценку их общественной опасности, распространённости и определение основных направлений борьбы с ними.

2. Детальный анализ элементов соответствующих составов преступлений:

объекта состава преступления, его объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.

3. Рассмотрение квалифицирующих (то есть отягчающих ответствен -

ность) признаков анализируемого состава деяния.

4. Отличие анализируемого деяния от сходных с ним по некоторым признакам преступлений. Этому следует уделить самое пристальное внимание, т.к. разграничение сходных между собой составов преступлений является одной из наиболее важных и сложных задач, стоящих перед правоприменителем.

Изучение Особенной части не должно сводиться к запоминанию призна-

ков того или иного вида преступления. Чтобы хорошо ориентироваться в уголовном законодательстве, безошибочно и быстро определять место описания в УК того или иного состава преступления, нарушаемый им круг общественных отношений, нужно хорошо знать структуру Особенной части УК, принципы её конструирования.

Законодатель традиционно построил систему Особенной части УК РФ с

помощью объекта: или родового, например, разделы: «Преступления против правосудия», Преступления против порядка управления»; или видового, например, главы в разделе «Преступления против личности». Разделы расположены в определённой последовательности с учётом степени важности объектов: на первом месте общественные отношения, охраняющие интересы личности (раздел 7 УК), на втором – общественные отношения в сфере экономики (раздел 8), а интересы государства лишь на четвёртом месте (раздел 10 УК), что соответствует иерархии ценностей, принятой в Конституции Российской Федерации.

Нормы внутри глав Особенной части УК РФ расположены относительно друг друга исходя из характера типовой опасности (вредоносности) преступлений: в одних главах преступления расположены по схеме «от более опасного к менее опасному» (например, глава 16 – «Преступления против жизни и здоровья»), в других наоборот (например, глава 21 – «Преступления против собственности»), но в большинстве глав законодатель использовал смешанный подход, т.к. применение того или иного подхода носит не сквозной характер, а осуществляется в пределах подгрупп преступлений, например, хищений, иных посягательств на собственность, не связанных с хищением.

Если твёрдо усвоить присущие конкретному виду преступлений родовой, видовой и непосредственный объекты, то при решении задач будет легче определить круг смежных составов, место состава в системе Особенной части. Важно также знать классификацию преступлений на подгруппы внутри глав, хорошо ориентироваться в признаках конкретных составов преступлений.

Кроме того, курсанты и слушатели должны уяснить и уметь раскрыть ос-

новные понятия Особенной части (например, общее понятие, формы и виды хищений чужого имущества, понятие должностного лица), свободно ориентироваться в определении этих понятий, уметь привести соответствующие разъяснения Пленума Верховного суда РФ.

В конечном итоге изучение положений и норм Особенной части должно привести к выработке у курсантов и слушателей навыков правильной квалификации преступлений, от которой зависят многие правовые последствия: признание лица виновным в совершении преступления; возможность (или невозможность) освобождения от уголовной ответственности; вид и размер наказания; признание наличия того или иного вида рецидива; вид учреждения, в котором отбывается лишение свободы и т.д.

При изучении уголовного права следует иметь в виду, что в 2003г. действующее уголовное законодательство претерпело существенные изменения (исключены положения о неоднократности преступлений, конфискации имущества, изменены размеры штрафа и т.д.), которые необходимо учитывать.

Планы семинарских и практических занятий по Особенной части


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: