Регулятивно-прагматический уровень

Характеризуется только прагматическими, ситуационными аспектами самосознания. Ему по нашей типологии учителей соответствует тип «самодур».
Это педагог, уровень самосознания которого вряд ли можно назвать личностным, настолько он привязан к ситуации, выполняя только служебную роль. На этом уровне профессиональное самосознание учителя находится еще в зачаточном состоянии в силу отсутствия самой интенции педагога к процессу самопознания. По сути дела, здесь мы сталкиваемся только с регулятивной функцией профессионального самосознания учителя, с его поведенческой подструктурой, что в отсутствие когнитивных процессов профессионального самосознания учителя и осознанного эмоционального отношения к себе и ситуации дает возможность человеку лишь в минимальной степени адаптироваться к ситуации и регулировать свое поведение, опираясь при этом исключительно на буквально понимаемые прагматические смыслы. Поэтому для решения сиюминутных задач такому учителю наиболее очевидной и единственно доступной представляется система принуждения по отношению к учащимся.
Проиллюстрируем сказанное примером из школьной жизни.
Учитель химии знала, что во вторник старшеклассников вызывают в военкомат. Но у нее на этот день была запланирована зачетная работа. Вместо того чтобы перенести зачет, она решила просто не сообщать мальчикам о вызове в военкомат.
Директор школы, случайно выяснив в разговоре с ребятами, что они ничего не знают о вызове в военкомат, просит их все-таки посетить это учреждение. Учитель химии получает замечание от директора и в силу труднопостижимой логики решает наказать мальчиков за то, что они без ее разрешения пропустили занятие: вызывает родителей, снижает отметки за поведение, устраивает ребятам «выволочку», игнорируя их недоуменные возражения.
Конфликт обостряется до такой степени, что старшеклассники просят заменить им классного руководителя.
Совершенно очевидно, что каждый из поступков учителя в этой истории продиктован импульсивными побуждениями, осмысленными лишь из прагматически осознанной конкретной ситуации, но без учета всех факторов и возможных последствий совершаемых действий. О развитом профессиональном самосознании здесь и речи нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: