Стереотипно-зависимый уровень

Особенностью является то, что жизнедеятельность человека с этим уровнем развития самосознания определяется его близким окружением, группой, с которой он либо себя отождествляет, либо ставит выше себя. Если на предыдущем уровне другой человек выступает как вещь, как средство достижения эгоцентрических целей, то на этом другие люди делятся на «своих», обладающих самоценностью, и «чужих», ее лишенных. Следствием отождествления себя с группой для человека, по нашему мнению, становится утеря творческого начала и неизбежное возникновение зависимости от ценностных ориентаций группы. Для педагога, находящегося на этом уровне профессионального самосознания, возникает как минимум две возможности выбора: группа коллег-учителей и класс детей, с которыми он непосредственно работает.
Этому уровню, по нашему мнению, соответствуют типы «штамповщик», «наблюдатель», «кот Леопольд».
К типам «штамповщик» и «наблюдатель» относятся педагоги, отдающие предпочтение профессиональным корпоративным интересам. Содержание педагогического труда здесь полностью определяется установочными тенденциями и ценностными ориентациями, которых придерживается профессиональное окружение педагога. Приведем пример.
В детском саду новая воспитательница поделилась на педсовете своим оригинальным опытом работы по физическому воспитанию детей. После педсовета к ней подошла одна из коллег и сказала:
— Что ты выделываешься? Работай как все. Это не только мое мнение.
— Но... Мне хочется попробовать что-то свое, новое. Мне это интересно.
— Перед начальством выслуживаешься? Нашлась — новаторша...
— Можешь думать обо мне как угодно. Но я буду пробовать свои силы. Если ваш принцип — не отходить ни на шаг от старых методик и инструкций, это ваше дело. Но, мне кажется, вам это скоро самим наскучит.
— Ну-ну... — многообещающе произнесла коллега и удалилась.
Эта история закончилась печально для инициативного педагога. Из-за постоянных стычек и насмешек со стороны воспитателей, дружно объединившихся против «белой вороны», она вынуждена была перейти на работу в другой детский сад, где ее начинания принимаются и поддерживаются.
В данном примере очень показательна корпоративность педагогов со стереотипно-зависимым уровнем развития профессионального самосознания.
Тип «наблюдатель» представляет собой тщетную попытку «гуманной» педагогической деятельности, которая сопровождается чувством недоброжелательности по отношению к детям и является отражением «модных» идей профессиональной группы.
Тип «кот Леопольд» характеризуется отождествлением педагога с группой (классом) учащихся. Эта ситуация могла бы быть более продуктивной, чем две предыдущие, но она, к сожалению, тоже не одухотворена творческим началом у педагога.
Из сказанного ясно, что на этом уровне речь идет о более глубоком самосознании педагога. Но поскольку без творчества невозможен процесс самоактуализации и самопознания, а центрация на группе, деление людей на «своих» и «чужих» тормозят процессы глубокой рефлексии и не способствуют поиску конструктивных способов преодоления трудностей, то естественно, что этот уровень самосознания нельзя считать высоким и полностью приемлемым для учителя. Тем более что педагог, находящийся на этом уровне развития самосознания, формирует у детей стереотипно-зависимый тип отношения к себе и другим людям.
Приведу эпизод из школьной жизни.
Проводились спортивные состязания в параллели третьих классов. В одном из конкурсов эстафеты детям необходимо было преодолеть ряд препятствий с повязкой на глазах. Учитель третьего «А» Д.И. незаметно для судей, но отнюдь не скрывая от детей, помогала «своим» так надеть повязку, чтобы оставалась щелочка. Класс вышел победителем.
На следующий день на уроке Д.И. говорила о честности и справедливости, о том, что «лучше горькая правда, чем сладкая ложь», и тут одна наивная девочка неожиданно спрашивает:
— Д.И., а почему же тогда мы не сознались, что поступили вчера нечестно и подглядывали в конкурсе?
Д.И. едва заметно покраснела и ответила:
— Но ведь мы все хотели, чтобы наш класс выиграл, правда? А для того, чтобы добиться цели в общем деле, нужно использовать разные средства.
Иными словами, учитель откровенно проповедует возможность и даже необходимость иногда преступать нормы морали в интересах «своей» группы. Это, конечно же, один из крайних случаев проявления особенностей стереотипно-зависимого уровня развития самосознания, но в целом он показателен для понимания смысла и содержания этого уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: