ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРОДАВЦА
Наибольшую часть активного времени человек проводит на работе. Часы, отданные ей, могут наполнить жизнь радостью, смыслом, стать источником удовлетворения, чувства высокой собственной значимости. Но могут они превратиться и в срок отбывания тяжелой повинности, которую человек уныло исполняет в томительном ожидании конца рабочего дня. А зависит это прежде всего от того, как сам человек относится к своему делу, с каким настроем идет на работу. Другими словами, все дело в том, какова у него мотивация труда.
Характер мотивации труда отчетливо сказывается на задачах, которые продавец ставит перед собой. Они тем сложнее и содержательнее, чем отчетливее выражены мотивы призвания при выборе профессии и мотивы достижения в повседневном труде и, чем яснее для работника общественное значение его деятельности. В свою очередь усложнение практических задач делает работу продавца интереснее и разнообразнее, позволяет полнее ощутить собственную значимость. Вот перечень практических задач, стоящих перед продавцом и усложняющихся по мере роста его профессионального мастерства.
|
|
1. Выполнить по просьбе покупателя простые действия: ответить на несложный вопрос, показать товар, отмерить, взвесить, упаковать и т.п.
2. Проявить элементарную инициативу: вступить в беседу, предложить товар, продемонстрировать изделие и т.д.
3. Помочь покупателю преодолеть сомнения и колебания и решиться на покупку.
4. Добиваться постоянного расположения покупателей. Обслуживая одного из них, заботиться о впечатлении, производимом на других. В любой ситуации оставаться выдержанным и спокойным, избегать конфликтов.
5. Активно способствовать успеху хозяйственной деятельности своего магазина.
6. Стремиться создавать людям хорошее настроение или защищать его. Уважать и любить людей независимо от их ответных чувств.
7. Достичь устойчивого удовлетворения от работы, почувствовать свой успех, ощутить общественное значение своей деятельности. Не останавливаться на достигнутом, постоянно добиваться роста профессионального мастерства.
Как видим, различие между первой и второй задачами состоит лишь в степени активности продавца. Обращение к третьей и последующим задачам требует выработки специальных навыков, умений, собственных способов психологического воздействия, а затем и элемента творчества, иными словами, — овладения искусством торговать. И тогда количество проданного товара служит уже не только показателем спроса, но в немалой степени становится делом профессиональной чести продавца.
Высокий уровень владения своей специальностью принято обозначать термином "профессионализм", который подразумевает глубокие познания в своей области, сконцентрированные вокруг нее интересы, а также высокоразвитые навыки и умения в избранной деятельности. Однако все эти необходимые условия профессионализма встречаются и у многих любителей, а профессионализм к ним не сводится.
|
|
Для профессиональной деятельности характерно то, что она является источником средств существования человека. Причем — и это надо подчеркнуть — источником существования для субъекта служит сама деятельность, а не ее непосредственный продукт, который предназначен для других людей — потребителей деятельности субъекта. Результат труда важен для профессионала лишь постольку, поскольку через этот результат его профессиональная деятельность (а значит, и он сам как профессионал) может быть оценена другими. Впрочем, и им самим тоже, но с позиций других (рефлексивно).
Таким образом, специфической чертой профессионализма является особая система мотивации, в которой важное, а иногда основное место нанимает опосредованный интерес в результатах своего труда. К примеру, педагог сам вряд ли когда-либо воспользуется знаниями своих учеников, но по их успехам будут судить о его квалификации. Артист, объясняющийся на сцене в любви, заинтересован не в ответных чувствах героини, а в правдивом воплощении образа. И значит, для него важно не столько, чтобы ему поверила она, сколько, чтобы поверили зрители. Как бы ни входил он в исполняемые роли, он испытывает одновременно свои, особые эмоции, отличные от тех, что он изображает.
Продавец не получает непосредственных благ ни от проданного изделия, ни от вырученных денег, которые важны для него лишь как средство выполнить план товарооборота. Чтобы продавец стал профессионалом, отсутствующие прямые личные мотивы продажи должны быть компенсированы опосредованными.
Продавец, который постоянно наблюдает живую радость людей в связи с покупками (или их огорчения), не может бес:конечно проникаться чужими чувствами. Он либо привыкает к их созерцанию и делается безразличным к ним, либо начинает видеть в них отражение и оценку своей деятельности и становится профессионалом. И тогда радость покупателей вместе с хорошим экономическим эффектом будет восприниматься им как свидетельство собственного личного успеха, а огорчение, недовольство покупателей, снижение показателей хозяйственной деятельности магазина, какие-то другие упущения — как личные неудачи, затрагивающие самолюбие, ущемляющие достоинство.
Становление настоящего профессионализма происходит постепенно. На первых порах, пока человек осваивает профессию, ему приходится затрачивать очень много сил, применять множество лишних приемов, владение которыми еще очень далеко от совершенства. На этом этапе работа поглощает его целиком. В дальнейшем рост знаний, выработка интуиции, навыков, адаптация к условиям труда позволяют добиваться результата более экономными средствами. Высвободившиеся силы и время теперь могут расходоваться на другие интересы. Профессиональная же деятельность в той или иной мере обособляется от остальных проявлений личности, занимает в ее структуре свое, особое место. При достаточно благоприятном соотношении между разными направлениями активности человека можно говорить о гармоническом развитии личности.
Однако возможен и другой вариант использования возникающих резервов, когда они целиком замыкаются на той же профессиональной деятельности. Тогда профессионализм развивается и углубляется в ущерб другим сторонам личности. Происходит ее профессиональная деформация. В подобных случая врач, например, ничем не интересуется, кроме своей отрасли медицины, педагог приобретает безапелляционный тон, поучает и воспитывает всех кругом и т.д. Именно к таким людям относится афоризм Козьмы Пруткова: "Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя".
|
|
Возможна профессиональная деформация и в торговле. Сами работники среди ее проявлений называют ограничение круга интересов, фиксацию внимания преимущественно на внешней стороне явлений в ущерб внутреннему содержанию, обострение эмоциональных реакций. В характере могут усиливаться агрессивные черты или же, наоборот, повышаются ранимость, недоверчивость. Вырабатывается утилитарный взгляд на людей, развивается двойственность. Однако это лишь предварительные впечатления, которые нуждаются в уточнении.
Следует особо подчеркнуть, что профессионализм определяет характер, стиль труда, его продуктивность, но не обязательно его общественную ценность, которая может колебаться в очень широких пределах. Известны случаи, когда недобросовестные работники торговли антиобщественную деятельность сочетают с высоким уровнем профессионального мастерства. Следовательно, профессионализм будет служить на благо общества только в том случае, если окажется включенным в определенную систему ценностей личности.
Одним из важнейших проявлений профессионализма служит профессиональное поведение. Показать его значение помогает аналогия со спецодеждой.
Как и рабочая форма, профессиональное поведение призвано прежде всего выделить продавца, сделать его заметным и одновременно похожим на других продавцов, а кроме того, обеспечить всем им расположение и симпатии покупателей и тем самым успех в работе. Но спецодежда не только форма. Она имеет еще и защитный смысл: сохраняет собственную одежду продавца, а продовольственные товары одновременно предохраняет от загрязнения. Точно так же профессиональное поведение должно служить своего рода буфером между продавцом и покупателем, и в трудных условиях массового общения оно помогает продавцу добиваться наилучших успехов в труде при наименьшем нервном напряжении.
|
|
Наблюдение за работой опытных продавцов-профессионалов позволяет выделить в их поведении ряд элементов (зачастую неосознаваемых ими самими). Приведенные в систему, эти элементы составят принципы профессионального поведения продавца, регулирующие:
ü общение с покупателями,
ü взаимодействие с сослуживцами,
ü обращение с товарами, оборудованием, орудиями труда,
ü отношение к собственному труду.
Наиболее сложной и ответственной стороной работы продавца является взаимодействие с покупателями. Поэтому большая часть принципов относится именно к этой стороне профессионального поведения. С них мы и начнем.