Исторический путь формирования института обвинения и защиты

Тема посвящена общим тенденциям становления и развития прокуратуры и адвокатуры в России; формированию состязательного уголовного процесса; уголовно-процессуальных функций уголовного преследования (обвинения) и защиты на различных этапах исторического прошлого и настоящего России.

Исторический путь формирования институтов обвинения и защиты и развития состязательности уголовного судопроизводства связан со следующими этапами:

1) становление и развитие указанных институтов в ходе судебно-правовой реформы 1864 года;

2) организация деятельности обвинителей и защитников в советский период и их процессуальное положение в советском уголовном процессе;

3) судебно-правовая реформа и ее значение в процессе эволюции обвинения и защиты в условиях приоритетного значения защиты прав человека.

Представить процесс возникновения прокуратуры и адвокатуры в России студенту поможет анализ пути развития судебного представительства в России до судебной реформы 1864 года. Исторический памятник древней Руси «Русская Правда» ничего не говорит о судебном представительстве или об институте официальных обвинителей. Отсюда напрашивается вывод, что в тот период исторического развития в судебном процессе господствовал принцип личной явки.

В Киевском государстве не проводилось различий между гражданским и уголовным правом, а, следовательно, не было существенных отличий между гражданским и уголовном процессами. Судопроизводство было состязательным. В целом статьи о Своде (следствие, производимое самим истцом) выражают важнейшую черту – весь процесс начинался и двигался заинтересованной стороной, а отнюдь не органами государственной власти; роль последней в данном случае сводилась к тому, чтобы при известных условиях оказывать истцу необходимое содействие.

Обвинение (уголовное преследование) отождествлялось с розыском преступников и трактовалось как «гонение следа», под которым понималось «поиск преступника по оставленным следам».

Впоследствии, в период укрепления единого русского государства, розыск и поимка преступника стали возлагаться на «особых обыщиков», выступающих в качестве представителей центральной власти, а согласно Разбойному приказу Ивана Грозного – на специальных сыщиков. Но уже ближе к 1679г. появляются первые зачатки отделения сыскного дела от расследования уголовных дел, возлагаемых на воевод.

Первоначально основной формой судебного представительства и обвинения было родственное представительство. В середине 15 века (по Псковской судной грамоте 1397-1467 гг.) начинают выступать и наемные поверенные. Институт поверенных знал определенные ограничения: нельзя было вести более одного дела в день. По судебникам 15 века судопроизводство стало подразделяться на 2 формы: состязательную (суд) и следственную (розыск). В следственном процессе судебное представительство уже не допускалось. Со временем границы розыска расширялись и оттесняли состязательный процесс. При Петре 1 «розыск» становится основной формой и применяется и в уголовных и гражданский делах. Розыскной процесс характеризовался совмещением функций суда, обвинения и защиты. Один и тот же орган производил расследование по делу, собирал доказательства как уличающие, так и оправдывающие подсудимого, решал вопрос о его виновности. Основные черты «розыска» сохранились вплоть до реформы 1864 года.

В соответствии с царским указом в октябре 1861 года началась разработка основных положений о судоустройстве и судопроизводстве. При составлении судебных уставов особое внимание к себе привлек вопрос о состязательности в уголовном судопроизводстве, и соединенные департаменты установили положение о состязательности сторон в процессе, их самостоятельности и независимости от суда.

При утверждении «Основных положений судебной реформы» было принято решение разработать «Положение о присяжных поверенных» и представить его на рассмотрение Государственного совета, так как правительство осознавало, что судебные уставы невозможно ввести в действие без учреждения официальной адвокатуры. Правила о присяжных поверенных вошли во 2-ю главу 9-го раздела «Проекта учреждения судебных мест».

Таким образом, первым этапом становления и дальнейшего развития обвинения и защиты следует связывать с судебной реформой 1864 года.

Создатели судебных уставов 1864 года исходили из того, что государство стало входить в Романо-германскую правовую систему, заимствуя многое в римском праве и странах континентальной Европы, придерживающихся романской системы. Вследствие этого Россия включает в законодательные акты демократический принцип состязательности и правового равенства. Ст. 630 Устава уголовного судопроизводства гласит: «Прокурор или частный обвинитель, с одной стороны, а подсудимый или его защитник – с другой, пользуются в судебном состязании одинаковыми правами. Как той, так и другой стороне предоставляется:

1) представлять в подтверждение своих показаний доказательства;

2) отводить по законным причинам свидетелей и сведущих людей, предлагать им с разрешения председателя суда вопросы, возражать против свидетельских показаний и просить, чтобы свидетели были передопрошены в присутствии или в отсутствии друг друга;

3) делать замечания и давать объяснения по каждому действию, происходящему на суде, и

4) опровергать доводы и соображения противной стороны».[186]

Второй этап связан с революцией 1917г. Декретом №1 1917г. была упразднена адвокатура, прокуратура, отделы уголовного преследования и практически уничтожена вся судебная система. Декретом о суде № 2 от 7.03.1918г. предусматривалась организация коллегии правозаступников при Советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатах. Правозаступничество выступало в форме общественного обвинения и общественной защиты. Коллегии были едиными для тех и других. Впоследствии наметилась тенденция к их разделению по функциям: обвинения и защиты. Положением о народном суде от 21.10.1920г. упразднялась коллегия правозаступников и устанавливалась новая форма судебной защиты. Осуществление защиты рассматривалась как общественная повинность.

В мае 1922 года была создана прокуратура, что вызвало бурное обсуждение по поводу того, какое место ей предстоит занять в системе государственных органов.

В Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 годов объединяли суд и прокуратуру в одну главу «Суд и прокуратура». В то время и суд, и прокуратура были едины, несмотря на то, что это фактически не соответствует их сущности. В этой связи уместно напомнить, что в СССР до 1933г. прокуратура являлась органом суда.

Первое положение об адвокатуре принято 26.05.1922г. на базе постановления ВЦИК (СУ РСФСР. 1922, № 36), четко разграничившим функции адвокатов и коллегий.

При губернских отделах милиции образовались коллегии защитников по гражданским и уголовным делам. В соответствии с вышеуказанным постановлением, утвердившем положение об адвокатуре члены коллегии адвокатов занимались частной практикой. Хотя на президиумы коллегий возлагались обязанности по организации консультаций населению, ориентир был на коллективную форму деятельности, произошедший де-факто в 1929г., де-юре в 1939г. (после принятия в 1939г. Положения об адвокатуре СССР// СП СССР. 1939, №49). Положение об адвокатуре 1939 года являлось моделью для всех последующих законов в этой области.

В эпоху Хрущева, которая пришла на смену сталинской эпохи, наблюдалась некоторая тенденция к усилению роли права и профессиональных юристов. Защите предоставлены права: представлять подзащитного с начала предварительного следствия в отношении несовершеннолетних, инвалидов, а также людей, не говоривших на языке, который использовал суд. В 1961 году введен открытый процесс при полном составе суда, защите давалось достаточно времени для подготовки к процессу. По оценке современных ученых, «защитник, также как и прокурор разъясняет в ходе судебного разбирательства общественно-политическое значение дела, подвергает анализу и оценке полученные доказательства в суде, дает юридическую оценку установленным фактам, характеризует личность обвиняемого и высказывает свое понимание меры преступления или призывает к оправданию подсудимого»1.

Следующий этап связан с утверждением 24 октября 1991г. Верховным Советом РСФСР «Концепции судебной реформы», где в качестве важнейших направлений судебной реформы указано: организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого. С этой целью предусматривалось исключить все рудименты обвинительной роли суда, разделение функций обвинения, защиты и разрешения дела, предоставление сторонам равных возможностей по воздействию на окончательное решение суда, введение суда присяжных заседателей. Поставленные концепцией цели были подтверждены в Конституции РФ 1993г.

В настоящее время в связи с введением в действие УПК РФ[186] от 18.12.2001г. эти задачи в той или иной мере реализованы. В целом УПК РФ обозначил предназначение деятельности, как защитников, так и обвинителей, определив в ст. 6, что защита прав потерпевших (пострадавших) от преступлений и защита прав и законных интересов лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений от незаконного их ограничения является приоритетным направлением всей уголовно-процессуальной деятельности. В этом смысле законодатель внедрил во внутреннюю правовую базу те международные принципы и нормы, которые содержатся в:

1) Пакте о гражданских и политических правах от 16.12.1966г., который указывает на гарантии в области уголовного судопроизводства – обеспечение доступа к судебной защите и обеспечение лицам, обвиняемым в совершении преступлений, права на подготовку защиты (ст. 14 и др.);

2) Конвенции о защите прав человека и основных свобод (принята в Риме 4.11.1950г. и ратифицирована Россией в 1998г.) предусматривает основные прав и свободы граждан в области уголовной процедуры и гарантируется обеспечение обвиняемому право на защиту (ст.ст. 5, 6 ЕКПЧ). В качестве гарантии предусматривается также право на обращение за защитой прав и свобод в Европейскую комиссию по правам человека и в Европейский суд по правам человека (ст. 19). Право обращения в ЕС имеет адвокат – защитник обвиняемого или любого другого лица, чьи прав и свободы нарушены при производстве по уголовному делу.

3) Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (принята в форме резолюции ГА ООН) закрепила положения, относимые к презумпции невиновности, право на свободу от вмешательства в личную и семейную жизнь, право на эффективное восстановление в правах (ст. 8, 12).

Важным моментом этого этапа является принятие Закона «О прокуратуре» 1992г. (в ред. Федерального закона от 10.02.1999г.) и Закона РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: