Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА,
АУДИТА И СТАТИСТИКИ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Научно-методическое обеспечение управляемой самостоятельной работы студентов

дисциплина «Налоги и налогообложение»

для студентов специальности

1-25 01 13 «Экономика и управление туристской индустрией»

1-26 02 03 «Маркетинг»

  Составитель: Лабун Д. В.

Барановичи 2013

ВВЕДЕНИЕ

Управляемая самостоятельная работа студентов (УСРС) — вид познавательной деятельности, в ходе которой студент, руководствуясь специальными методическими указаниями преподавателя, приобретает и совершенствует знания, умения и навыки, накапливает опыт практической работы. Отличительной особенностью данного вида самостоятельной работы является то, что она осуществляется в форме обязательных самостоятельных занятий по выполнению студентами творческих заданий с обязательным систематическим контролем со стороны преподавателя за ее результатами.

Целью данных методических рекомендаций является — дать студентам возможность эффективно и быстро закрепить курс учебной лекции. Тестовые задания студенты могут использовать для контроля степени усвоения фундаментальных знаний соответствующей темы, систематизации изученного материала.

Предпосылкой успешного выполнения тестирования является предварительное изучение нормативно-справочной литературы, периодических изданий, материалов учебников, учебных пособий, а также практических материалов.

Наименование тем УСРС
(часы)
1. Налог на прибыль и доходы иностранных юридических лиц  
2. Ответственность за нарушения в сфере налогового законодательства  

Тема: Налог на прибыль и доходы иностранных юридических лиц.

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство

Расширение сферы внешнеэкономического и внешнеторгового сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными странами обусловливает необходимость разработки эффективного механизма налогового регулирования результатов деятельности иностранных фирм во избежание двойного налогообложения, обоснованного распределения прав налогообложения между договари вающимися государствами, предотвращение некоторых форм налоговой дискриминации. Решение этих проблем достигается посредством:

ü заключения межправительственных соглашений и координации применения местных и иностранных систем налогообложения путем закрепления за каждым государством права налогообложения отдельных доходов, полученных юридическими и физическими лицами в разных странах;

ü разработки внутреннего законодательства о налогах, предусматривающего порядок налогообложения прибыли и доходов, полученных на территории Республики Беларусь и за рубежом, а также специальных мер по одностороннему устранению двойного налогообложения.

При этом должен соблюдаться приоритет международных соглашений. Так, если ими устанавливаются правила налогообложения, отличающиеся от предусмотренных внутренним законодательством, применяются положения международного договора.

При отсутствии межправительственных соглашений иностранная организация уплачивает налоги в полном объеме и может использовать лишь льготы, предусмотренные белорусским налоговым законодательством.

Налогообложение иностранных организаций в Республике Беларусь зависит от того, осуществляют ли они свою деятельность через постоянное представительство и кто выплачивает доходы.

В первом случае иностранные организации являются плательщиками налога на прибыль. Иностранные же фирмы, не осуществляющие деятельность через постоянное представительство и получающие доходы из источников на территории Республики Беларусь, уплачивают налог на доходы

Под постоянным представительством иностранной организации, расположенной на территории Республики Беларусь, для целей налогообложения понимается: обособленное структурное подразделение (учреждение), через которое осуществляется предпринимательская деятельность иностранной организации на территории Республики Беларусь, т.е. место производства или реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказание услуг.

Если иностранная организация осуществляет предпринимательскую деятельность, используя несколько обособленных структурных подразделений, расположенных на территории Республики Беларусь, каждое из которых выполняет определенные функции, направленные на получение общего результата, признание наличия постоянного представительства производится налоговыми органами с учетом деятельности всех обособленных структурных подразделений.

Не считается постоянным представительством иностранной организации в Республике Беларусь место, используемое ею исключительно для хранения, де­монстрации или поставки товаров собственного производства, закупки товаров, сбора или распространения информации, осуществления иных видов деятельности, если эта деятельность в целом носит подготовительный или вспомогательный характер по отношению к деятельности иностранной организации, за осуществление которой она получает выручку от реализации.

Иностранная организация не рассматривается также как имеющая постоянное представительство, если при осуществлении деятельности от ее имени и в ее интересах организация или физическое лицо действуют в рамках своей обычной деятельности. При этом под обычной понимается самостоятельная деятельность, которая не подвергается указаниям или контролю со стороны иностранной организации и при осуществлении которой предпринимательский риск за ее результаты лежит на организации или физическом лице, но не на иностранной организации, которую они представляют.

Ввоз иностранной организацией в Республику Беларусь или вывоз товаров (работ, услуг), имущественных прав при отсутствии признаков постоянного представительства не приводят к его образованию. Налогообложение прибыли иностранной организации, осуществляющей деятельность через постоянное представительство на территории Республики Беларусь, аналогично порядку расчета налога на прибыль белорусских предприятий.

Объектом налогообложения является валовая прибыль, полученная иностранной организацией через постоянное представительство на территории Республики Беларусь и относящаяся к деятельности этого представительства. Она включает прибыль от реализации продукции (работ, услуг), имущественных прав, а также доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму внереализационных расходов, непосредственно связанных с осуществлением деятельности через постоянное представительство и понесенных как в Республике Беларусь, так и за ее пределами.

Прибыль от реализации товаров (работ и услуг), имущественных прав определяется как разница между выручкой от реализации (уменьшенной на сумму косвенных налогов, включаемых в отпускную цену) и затратами на производство и реализацию, учитываемыми при налогообложении. При этом в затраты на производство и реализацию кроме расходов, понесенных на территории Республики Беларусь, включаются затраты, произведенные за пределами республики и непосредственно связанные с осуществлением деятельности постоянного представительства в Республике Беларусь, в том числе управленческие, общеадминистративные расходы. Такие затраты должны быть подтверждены соответствующим заключением аудиторской организации иностранного государства, резидентом которого является данная иностранная организация. Состав доходов и расходов по внереализационным операциям, непосредственно относящимся к деятельности постоянного представительства, определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь для белорусских организаций. Налогообложению подлежит только та часть прибыли, которая возникает из источников на территории республики в связи с деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в Республике Беларусь. Аналогичным образом вычету подлежит только та часть затрат, которая относится к получению доходов на территории Республики Беларусь. Не подлежит налогообложению прибыль иностранной организации по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени данной организации и связанным с продажей товаров в Республике Беларусь, а также товарообменным операциям, при которых юридические лица Республики Беларусь становятся собственниками товаров до пересечения ими государственной границы. Если одним из источников валовой, прибыли иностранной организации является прибыль от ее деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, которая не может быть определена исходя из документально подтвержденной выручки от реализации и затрат, валовая прибыль, подлежащая налогообложению на территории Республики Беларусь, рассчитывается как произведение валовой прибыли иностранной организации в целом и коэффициента, характеризующего удельный вес прибыли, подлежащей налогообложению.

Этот коэффициент в свою очередь определяется в размере удельного веса одного из показателей финансово-хозяйственной деятельности постоянного представительства в общем объеме аналогичного показателя в целом по иностранной организации. Иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное представительство, получающие доходы не в денежной, а в натуральной форме (в виде продукцяи или имущества), уплачивают налог на прибыль исходя из договорных (контрактных) цен, цен основных организаций-экспортеров в Республике Беларусь или цен, определяемых на базе мировых цен на такую же аналогичную продукцию, имущество.

Учитывая, что налогообложению в Республике Беларусь может подлежать не вся прибыль от деятельности иностранной организации, следует исчислять удельный вес облагаелой прибыли, относящейся к деятельности постоянного представительства (расчет производится либо по удельному весу затрат, либо по удельному весу доходов от этой деятельности). При включении в валовую прибыль иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, доходов, с которых был удержан и перечислен в бюджет налог на доходы, налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет, уменьшаетсяна сумму удержанного и перечисленного налога на доходы.

Взимание налогов на доходы и прибыль иностранных организаций может быть прекращено или ограничено на основе принципа взаимности в случаях, когда в соответствующем иностранном государстве такие же меры осуществляются по отношению к юридическим лицам Республики Беларусь применительно к таким же или аналогичным налогам, что должно быть подтверждено налоговыми органами этого государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: