Ответственность за нарушения в сфере налогового законодательства

1 Понятие и принципы налоговой ответственности

Вопрос о понятии, специфике и отраслевой природе института ответственности за совершение налоговых правонарушений является дискуссионным.

В юридической науке сформировалось несколько позиций по вопросу о правовой природе юридической ответственности за налоговые правонарушения, которые во многом обусловлены научными подходами к определению места административного, финансового и налогового права в системе национального права.

Первая группа, состоящая из ученых-административистов, которые, не исследуя вопрос о соотношении финансовой и налоговой ответственности, рассматривают последнюю в качестве административной.

Сторонники данной точки зрения утверждают, что налоговое правонарушение — это не что иное, как один из видов административного правонарушения и, соответственно, налоговая ответственность — разновидность административной ответственности. Данный постулат восходит к существующей в теории административного права концепции о том, что нормы административного права, закрепляя широкий круг мер принудительного воздействия, охраняют не только административно-правовые отношения, но и отношения, регулируемые гражданским, земельным и иными отраслями права, реализацию которых призваны обеспечить органы исполнительной власти.

Это означало признание того факта, что административными санкциями, прежде всего, охраняются обновленное налоговое, таможенное дело, борьба с монополизмом и многие другие экономические отношения, возникшие в ходе экономических преобразований.

Ко второй группе относятся ученые — специалисты в области налогового права, которые также рассматривают налоговую ответственность как разновидность административной ответственности.

Налоговая ответственность — разновидность административной ответственности, но процедура ее применения предусмотрена не Кодексом об административных правонарушениях, а Налоговым кодексом, т. е. актом специального законодательства. Тем не менее административная природа налоговой ответственности сохраняется.

По мнению А. В. Демина, налоговая ответственность является разновидностью административной ответственности, имеющей специфические особенности в сфере налогового процесса, что позволяет данному автору в институте налоговой ответственности выделить общую, особенную и процессуальную части. Если первые две по своей природе тождественны административной ответственности, то налоговый процесс обладает существенной спецификой.

Точка зрения по поводу налоговой ответственности как разновидности административной ответственности во многом обусловлена тем, что налоговое правонарушение как основание применения мер юридической ответственности по своей природе и признакам идентично административному правонарушению, поэтому, несмотря на специфику правового закрепления налоговой ответственности, сделать вывод о ее полной самостоятельности наравне с уголовной, гражданской, административной и дисциплинарной, по мнению этих авторов, нельзя.

Третья группа ученых — специалисты в области финансового права рассматривают налоговую ответственность как разновидность финансовой ответственности.

По мнению Ю. А. Крохиной, отнесение налоговой ответственности к разновидности финансово-правовой ответственности подтверждается вхождением налогового права в финансовое в качестве его подотрасли, а также наличием всех тех признаков, которые присущи финансово-правовой ответственности:

· основана на государственном принуждении и представляет конкретную форму реализации санкций, установленных финансово-правовыми нормами;

· наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего признаки налогового правонарушения;

· субъектами ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах могут быть организации и физические лица;

· для правонарушителя налоговая ответственность выражается в определенных отрицательных последствиях имущественного характера;

· налоговая ответственность реализуется в процессуальной форме.

Другие авторы выделение финансовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности обусловливают самостоятельностью финансового права в системе национального права.

Данное направление развития научных взглядов на охранительные финансовые правоотношения фундирует, что финансово-правовая ответственность — это данность и в ней в настоящее время происходит выделение не только налоговой, но и других видов финансовой ответственности, например бюджетно-правовой.

Четвертая группа авторов полагает, что налоговая ответственность — самостоятельный вид юридической ответственности, обладающий значительной отраслевой спецификой

Исследуя специфику налоговой ответственности, можно выделить характерные особенности, позволяющие отличать ее от административной ответственности:

· сфера действия — область отношений, к которым относятся отношения, складывающиеся по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;

· характер применяемых санкций — в качестве налоговой санкции возможно применение только штрафа как наиболее целесообразной формы наказания за налоговое правонарушение в рамках имущественных отношений;

· налоговая и административная ответственность применяются к различным субъектам правоотношений.

Вывод о формировании в правовой системе налоговой ответственности основывается, как правило, на принятии кодификационного акта в налоговой сфере, который легальным образом закрепляет специфические признаки налоговой ответственности, получившие свое развитие в научных взглядах многих авторов.

Следующая группа авторов полагает, что ответственность за нарушение налогового законодательства — комплексный правовой институт. Они считают, что о налоговой ответственности можно говорить только как о комплексном институте, объединяющем нормы различных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоотношений.

Одновременно придерживаясь и других точек зрения, Ю. А. Крохина констатирует, что состав института налоговой ответственности образуют равнозначные, самостоятельные институты других отраслей права, регулирующих общественные отношения, вертикальные и функциональные связи которых на несколько порядков сильнее, чем их связи между собой.

2 Законодательная основа налоговой ответственности

В Республике Беларусь существование нормативно-правовой неопределенности в вопросах ответственности за нарушение налогового законодательства (отсутствие в Налоговом кодексе Республики Беларусь специальной главы) приводит к наличию теоретико-научной неопределенности по вопросу характера воздействия налоговой ответственности на правонарушителей и уяснения в связи с этим ее места в системе юридической ответственности.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы применения к нарушителям налогового законодательства мер юридической ответственности, является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, в котором нашли отражение:

· положения, касающиеся мер ответственности, применяемых как налоговыми, так и таможенными органами, а также мер по аресту имущества в целях обеспечения поступления в бюджет сумм примененных указанными органами экономических санкций и административных взысканий;

· применяемые практически во всех странах подходы к определению ответственности субъектов хозяйствования, обеспечивающие соразмерность применяемых мер юридического воздействия за налоговые правонарушения объему причиненного вреда, дифференциацию размеров штрафов в зависимости от длительности просрочки исполнения обязанностей, возложенных на налогоплательщиков;

· конкретные критерии отнесения экономических правонарушений к малозначительным в целях применения за такие нарушения штрафа в меньших размерах по сравнению с общеустановленными либо неприменение мер ответственности;

· применение экономических санкций и наложение административных штрафов при наличии смягчающих обстоятельств в размере, уменьшенном в два раза по сравнению с размером, подлежащим применению при отсутствии таких обстоятельств;

· меры, направленные на укрепление дисциплины в налоговых отношениях и административной ответственности за умышленно совершенные неуплату, неполную уплату налогов и сборов, неисполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению в бюджет налоговых платежей и др.

3 Состав налоговых правонарушений

Налоговая ответственность — применение налоговых санкций за совершенное налоговое правонарушение уполномоченным на то государственным органом к правонарушителю [2, с. 305].

При этом правонарушение должно основываться на трех началах:

· нормативном;

· фактическом (деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания);

· процессуальном (акт компетентного органа о наложении взыскания).

Фактическим основанием налоговой ответственности является налоговое правонарушение — противоправное виновное действие (бездействие), выражающееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении налоговых обязательств, за которое установлена ответственность в виде применения налоговых санкций [2, с. 305].

Анализ данного определения позволяет определить налоговое правонарушение как деяние:

1) субъекта налогового правоотношения (при действии — сокрытие объектов налогообложения, бездействии — непредоставление декларации о доходах);

2) противоправное, которое нарушает нормы налогового законодательства;

3) виновное, совершаемое лицом умышленно или по неосторожности;

4) которое должно влечь вредные последствия, причем между деянием и вредным последствием должна быть причинно-следственная связь (например, неуплата налога была вызвана снижением налоговой базы);

5) наказуемо.

Налоговое правонарушение, как и всякое другое, состоит из четырех элементов, образующих состав правонарушения: объекта, субъекта, объективной стороны, субъективной стороны. При отсутствии хотя бы одного элемента состава правонарушения оно таковым не должно являться и ответственность в таком случае не наступает [2, с. 306].

Объект налогового правонарушения — это то, на что посягает налоговое правонарушение (финансовые интересы государства, а также иные блага, охраняемые налоговым законодательством).

Объективная сторона налогового правонарушения — система норм налогового права, которая характеризует внешние признаки в действительности.

Субъект налогового правонарушения — лицо, совершившее правонарушение и на которое может быть возложена налоговая ответственность.

Субъективная сторона налогового права — нарушения, характеризующиеся отношением субъекта к своему правонарушению. Ее основой является вина, которая может быть в форме умысла или неосторожности.

4 Административная ответственность за налоговые нарушения

Административная ответственность за налоговые нарушения предусмотрена гл. 13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).

Согласно ст. 13.1 КоАП нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при наступлении сроков уплаты налогов, сборов (пошлин) и просрочке более двух рабочих дней при совершении административного правонарушения должностным лицом юридического лица, более пяти рабочих дней — иным физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере 0,5 базовой величины за каждую полную или неполную неделю просрочки, но не более 5 базовых величин.

Осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе лицом, обязанным подать заявление о постановке на такой учет, за исключением физического лица (плательщика), влечет наложение штрафа в размере 5 базовых величин за каждый месяц осуществления деятельности, но не более 20 базовых величин, а на юридическое лицо — в размере 20% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 70 базовых величин (ст. 13.2 КоАП).

Нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации при просрочке не более одного рабочего дня либо не более пяти рабочих дней в случае неосуществления операций по счету влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 5 базовых величин.

Нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации при просрочке более 5 рабочих дней, а также от двух до пяти рабочих дней включительно, в период которой осуществлялись операции по счету, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере 2 базовых величин за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 20 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — 10 базовых величин с увеличением на 2 базовые величины за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 20 базовых величин, а на юридическое лицо — 10 базовых величин с увеличением на 10 базовых величин за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 70 базовых величин (ст. 13.3 КоАП).

Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при отсутствии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины), если просрочка не превысила трех месяцев, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от 0,2 базовой величины до 2 базовых величин, а на юридическое лицо — от 1 до 10 базовых величин.

Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при наличии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) либо при просрочке более трех месяцев, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на 0,5 базовой величины за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — в размере 10% от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 2 базовых величин, а на юридическое лицо — в размере 10% от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 10 базовых величин.

Нарушение физическим лицом, не являющимся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем (плательщиком), налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при наличии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) либо при просрочке более двенадцати месяцев влечет наложение штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на 0,5 базовой величины за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 10 базовых величин (ст. 13.4 КоАП).

Статья 13.5 КоАП содержит ответственность за нарушение правил учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения и влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от 2 до 10 базовых величин, а на юридическое лицо — от 5 до 50 базовых величин.

Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 20% от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 базовых величин, а на юридическое лицо — в размере 20% от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 базовых величин.

Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за проверенный период не превышает 1% от общей суммы исчисленных за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 8 базовых величин.

Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за проверенный период составляет более 1%, но не более 3% от общей суммы исчисленных за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, — влекут наложение штрафа в размере от 8 до 12 базовых величин.

Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за проверенный период составляет более 3%, но не более 5% от общей суммы исчисленных за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, влекут наложение штрафа в размере от 12 до 16 базовых величин.

Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за проверенный период превышает 5% от общей суммы исчисленных за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, влекут наложение штрафа в размере от 16 до 20 базовых величин.

Неуплата или неполная уплата физическим лицом, не являющимся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем (плательщиком), иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные по неосторожности, если неуплаченная или неполностью уплаченная сумма налога, сбора (пошлины) превышает одну базовую величину, влекут наложение штрафа в размере 15% от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 1 базовой величины.

Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица умышленно, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 60 базовых величин.

Неуплата или неполная уплата физическим лицом, не являющимся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем (плательщиком), иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные умышленно, влекут наложение штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 5 базовых величин.

Неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более одной четвертой базовой величины, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — в размере 20% от неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее 1 базовой величины.

Невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), если неудержанная и (или) неперечисленная сумма налога, сбора (пошлины) составляет не более 4 базовых величин для индивидуального предпринимателя, не более 10 базовых величин для юридического лица, а сумма налога, сбора (пошлины), не удержанная и (или) не перечисленная в бюджет, не превышает 5% от удержанных и перечисленных в бюджет за проверенный период сумм налога, сбора (пошлины), влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от 0,2 до 2 базовых величин, а на юридическое лицо — от 1 до 10 базовых величин.

Невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), если неудержанная и (или) неперечисленная сумма налога, сбора (пошлины) составляет более 4 базовых величин для индивидуального предпринимателя, более 10 базовых величин для юридического лица либо сумма налога, сбора (пошлины), не удержанная и (или) не перечисленная в бюджет, превышает 5% от удержанных и перечисленных в бюджет за проверенный период сумм налога, сбора (пошлины), влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, но не менее 2 базовых величин, а на юридическое лицо — в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, но не менее 10 базовых величин.

Невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), совершенные по неосторожности, в том числе должностным лицом юридического лица, если неудержанная и (или) неперечисленная сумма налога, сбора (пошлины) составляет более 10 базовых величин для должностного лица юридического лица (налогового агента), более 4 базовых величин для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (налогового агента), либо сумма налога, сбора (пошлины), не удержанная и (или) не перечисленная в бюджет, превышает 5% от удержанных и перечисленных в бюджет за проверенный период сумм налога, сбора (пошлины), влекут наложение штрафа в размере от 1 до 10 базовых величин.

Невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), совершенные умышленно, в том числе должностным лицом юридического лица, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 60 базовых величин (ст. 13.7 КоАП).

Непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере 10 базовых величин с увеличением его на 1 базовую величину за каждые три календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 базовых величин (ст. 13.8 КоАП).

Открытие банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими документов, подтверждающих постановку на учет в налоговом органе, а также открытие счета при наличии у банка и (или) небанковской кредитно-финансовой организации решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам этих лиц, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — от 130 до 200 базовых величин (ст. 13.9 КоАП).

В ст. 13.12 КоАП предусмотрена ответственность за незаконные начисления и выплаты премий:

1. Начисление и выплата всех видов премий руководителям (их заместителям) и главным специалистам юридических лиц при наличии задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням влекут наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин.

2. Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от 100 до 200 базовых величин.

3. Заключение с руководителем юридического лица контракта, не предусматривающего персональной ответственности руководителя за начисление и выплату всех видов премий руководителям (их заместителям) юридических лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджет, либо непривлечение руководителя, главного бухгалтера (их заместителей) юридического лица к дисциплинарной ответственности за такое начисление влекут наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин (ст. 13.12 КоАП).

5 Уголовная ответственность за налоговые нарушения

Как правило, налоговые правонарушения, влекущие уголовную ответственность, отличаются от влекущих административную ответственность квалифицирующими признаками, такими как размер ущерба. В частности, для наступления уголовной ответственности по ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов» необходимо, чтобы данное деяние повлекло причинение ущерба в крупном либо особо крупном размере. В примечании к гл. 25, содержащей данную статью, указывается, что «крупным размером в статьях данной главы признается размер на сумму в 250 раз превышающую размер минимальной заработной платы, установленной на день совершения преступления, особо крупным размером — в 1 000 и более раз превышающую размер такой минимальной заработной платы, если иное не оговорено в примечании к статьям настоящей главы». Следовательно, правонарушение по формальным признакам может являться административным правонарушением, однако по признаку крупного либо особо крупного размера быть уголовным преступлением. В силу приоритета норм уголовного права, действующего в республики Беларусь, лицо в таком случае будет подлежать уголовной ответственности.

В соответствии со ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества (или без конфискации) и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (или без лишения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: