Новые ценности новой цивилизации

Одним из ключевых моментов европейской истории, уникальным периодомломки существовавших пространственных и временных границ была эпохаВозрождения. Она совпала с открытием Нового Света и с повторным открытиемантичного мира. Порожденные развитием капиталистического уклада хозяйствованияисторические сдвиги ослабляли ценности, "приковывавшие" человекаСредневековья к определенному сословию и той социальной роли, которая,казалось бы, не могла измениться ни при каких обстоятельствах. Особеннозаметные перемены происходили в городах, где стремительно росли крупныесостояния, что сразу меняло социальный статус обогатившихся семей, и вместес тем нередки были случаи полного разорения считавшихся преуспевающимисобственников. Средневековье изживало себя. Все большее значение приобретали города игородские ремесленные связи, которые постепенно преодолевали все феодальныеограничения и нацеливались на частное предпринимательство, на эксплуатациюнаемной рабочей силы с целью получения новых доходов. В городах бурнопротекала хозяйственная и политическая жизнь, формировались новые идеи ипредставления о достоинствах личности. Носителями этих идей и представленийявлялись служащие в различных торговых и промышленных фирмах, чиновники государственных игородских органов управления, учителя, врачи, юристы, художники, скульпторы,поэты и др. В ту эпоху человек стал рассматриваться не как носитель всяческихпороков, обязанный посвятить свою жизнь искуплению "первородного греха", акак свободная личность, обладающая естественным правом на счастье. Неаскетический отказ от земных радостей, а полнокровная, насыщенная духовнымии плотскими наслаждениями жизнь признавалась единственно достойной человека.Именно благодаря постоянному и органичному взаимодействию новых идеалов иценностей эпоха Возрождения смогла выдвинуть титанов мысли и создатьнепреходящие духовные ценности. Вы знаете имена выдающихся деятелей Возрождения, вероятно, не только поучебникам истории, но и по другим книгам; вам известны многие великиеоткрытия той эпохи. Однако в литературе несколько меньше говорится о другом-- о том, что неотъемлемой частью жизни и быта общества эпохи Возрождениябыли астрология и магические действия. И это отнюдь не результат невежества,а скорее проявление жажды овладеть таинственными силами природы. В тудалекую эпоху люди гадали на трупах, вызывали демонов, совершали магическиеобряды при закладке зданий, зарывали в землю ослов в засуху, надеясь вызватьдождь, верили в приведения, в "дурной" глаз, занимались хиромантией и т. д. Еще одним проявлением эмоциональной жизни людей был авантюризм --страсть к приключениям. Так, Неистовый Орландо (XV в.), герой одной из поэм,старающийся помогать бедным и страждущим, преследующий высокие и глубокочеловечные цели, в своих путешествиях встречается с различными чудесами,безрассудной любовью; его разум путешествует на Луну и т. п. В поэмефигурируют любовные напитки, волшебное кольцо, говорящие деревья, скалы и т.д. И все это воспринималось как вполне реальное. В жизни общества, выходившего из недр Средневековья, гуманизм нередкососедствовал с разгулом страстей, своеволием и жестокостью. Знаменитыйфлорентийский правитель, поэт Лоренцо Медичи (1449--1492), считавшийсявеличайшим покровителем искусств и наук, отбирал приданое у девушек, казнили вешал, отнюдь не пренебрегал интригами и сопутствующими им ядом икинжалом. Цезарь Борджиа (1475--1507), служивший для знаменитого мыслителяН. Макиавелли образцом идеального государя и покровительствовавший в своевремя Леонардо да Винчи, обладал не только политическим даром и энергией, но и беспощадностью: он убил собственного брата, отравилкузена, были на его совести и другие загубленные души. Да и сами титаныВозрождения были далеко не идеальными с точки зрения нынешних нравов: онибранились и дрались на дуэлях, соперничали друг с другом, полемика ихпересыпана невероятными оскорблениями и обвинениями. Напомним еще об одном факте, редко связываемом в нашем сознании сРенессансом,-- об инквизиции. Эта судебно-по-лицейская организациякатолической церкви по борьбе с еретиками официально функционировала вИспании с 1480 г., в Италии -- с 1542 г. Подсчитано, что за 150 лет вИспании, Германии, Италии на кострах инквизиции было сожжено 30 тыс. " ведьм". Преступления и пороки характерны для всех эпох человеческой истории.Были они и в Средние века, когда люди грешили и каялись в своих грехах, апокаявшись, вновь грешили. В эпоху Возрождения люди, совершая самые дикиепреступления, не каялись и поступали так потому, что судью они видели не вБоге, а в мнении других людей, тоже грешных. Рождалась иная, вполне светскаяэтика, отвергавшая страх перед Богом. О том, какие качества почитались в те времена, можно прочесть втрактатах Леона Баттиста Алъберти (1404--1472), о котором известный биографдеятелей Возрождения Джорджио Вазари писал так: "Был Леон Баттиста человекомнрава обходительного и похвального, другом людей добродетельных, приветливыми вежливым со всеми без исключения; и прожил он свою жизнь достойно и какподобает благородному человеку... Достигнув весьма зрелого возраста, он,довольный и спокойный, ушел в лучшую жизнь, оставив по себе почтеннейшуюславу". Альберти воспевал хозяйственность, понимаемую широко, как распоряжениесобственной душой, телом и временем. Тело, полагал он, должно быть здоровым,крепким и красивым (это уже далеко от идеалов Средневековья). Следуетвладеть своими страстями, не нарушать душевного спокойствия завистью,сохранять веселое расположение духа. Время нужно распределять разумно,наполняя его трудом. Труд не должен быть тягостным и изнурительным: здесь,как и во всем, важно знать меру. Убранство в доме должно быть не роскошным,а удобным, простым и самого лучшего качества, ибо добротные вещи прочнее ирадуют глаз. Леон Баттиста Альберти считал естественным стремление человека умножатьбогатство, причем не только трудом, но и бережливостью. Расходы можноразделить на необходимые и не- обязательные, а последние -- на допустимые и безумные. К необходимымрасходам он относил содержание дома, поместья, ведение "дела" -- словом,все, что имеет целью обеспечить семье комфорт и достойное положение вобществе. Щедрость допустима там, где этого требуют соображения чести семьи,отечества. Допустимы расходы на покупку серебра, великолепных ковров, коней, книг,одежды. Эти расходы лучше не делать сразу, а откладывать с тем, чтобы вслучае затруднений отказаться от них окончательно или хорошенько обдуматьпокупку. Тогда расходов будет меньше, а удовольствий больше. К безумнымрасходам он причислял содержание толпы праздных приживальщиков,паразитов-льстецов. Бережливость Альберти рассматривал как гарантиюнезависимости. Следует держаться "золотой середины" между скупостью ишвырянием денег на ветер. Такая "золотая середина" -- умеренность. Деньгилучше вкладывать в имения, в иное дело, но избегать давать в долг. Несвойственной для Средневековья чертой была вера в человека, в егонеобычайные возможности. В человеке, полагал Альберти, есть что-то отбессмертного Бога. Активность, для которой рожден человек, потенциальнобезгранична. Однако для того, чтобы реализовать свои возможности, человекдолжен быть хозяином всего и все обращать в свою пользу. Активность в трудахАльберти лишена религиозных мотивов: человек должен рассчитывать преждевсего на награду и добродетельную жизнь на земле, а награды -- это достаток,любовь, уважение окружающих. В то же время Альберти предостерегал отпраздности, корыстолюбия, развязности и сварливости. Формирование новых ценностей связано и с широким, сложным по составуучастников социально-политическим и идеологическим движением противкатолической церкви -- Реформацией, охватившей Западную и Центральную Европув XVI в. Идеологи Реформации настаивали на том, что человек не нуждается впосредничестве церкви для спасения своей души, оно достигается лишьвнутренней верой каждого. В ряде стран в результате Реформации католическая церковь утратиламонопольное положение или оказалась в большой зависимости от государственнойвласти. Духовная диктатура церкви была сломлена. Нравственные идеалы Возрождения развивались, видоизменялись в "мирскойэтике" пуритан (в переводе с лат. -- чистота), характерными чертами которойбыли расчетливость, трудолюбие, поклонение богатству, презрение к бедным,скопидомство. Пуритане отличались бесстрашием, упорством в достижении целей,религиозным фанатизмом, уверенностью в своей непогрешимости и предызбранности среди других людей. М. Венер считал,что пуританская этика сыграла немалую роль в становлении "духа капитализма",этики будущего общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: