Конкуренция и монополия

Между товаропроизводителями идет борьба за "кошелек потребителя". Онаназывается конкуренцией. Побеждает в этой борьбе тот, кто смог повыситьпроизводительность труда, расширить производство, произвести товары болеевысокого качества. Иными словами, побеждает тот, кто снижает издержки, атакже улучшает потребительские свойства товаров. В конкурентной борьбе участвует множество самостоятельныхтоваропроизводителей (от ремесленников, фермеров до крупных фирм). Каждый изних на свой страх и риск решает вопросы, что и как производить. Его товарына рынке встречаются с аналогичными товарами других товаропроизводителей, икаждый стремится завоевать потребителя. Он расхваливает свой товар,используя для этого рекламу, стараясь придать товару внешне привлекательныйвид. Потребитель же хочет приобрести товар лучшего качества и подешевле,поскольку его возможности ограниченны. Какой фирме он отдаст свои деньги? Укого предпочтет купить платье, пару обуви или радиоприемник? Его решениезависит от многих условий. Для того чтобы продолжить производство, нужно продать товар ииспользовать вырученные средства для создания новой партии товаров. А чтобыобойти конкурентов, нужно постоянно предлагать на рынок новые товары,которых нет у соперников, постоянно давать новую рекламу. В ряде случаев длятого, чтобы продать товар, приходится идти на снижение цены. Тот, у когоиздержки велики, не может снижать цену. Его товар не будет продан или будетпродан с убытком. Мелким производителям трудно выдерживать конкуренцию.Крупные име- ют больше шансов на победу, так как у них больше возможностей длясовершенствования производства. Как вы знаете, в конце XIX в. крупные товаропроизводители в ряде странстали объединяться в союзы (картели, синдикаты, тресты). Эти союзысосредоточили в определенных отраслях решающую часть производства товаров,иными словами, стали монополиями. Суть монополии -- экономический диктатпутем установления монопольно высоких (или низких) цен для получениямонопольно высокой прибыли. Экономическая жизнь включает в себя элементы и конкуренции, имонополии. Возникновение союзов капиталистов не устраняет конкуренции: онапроисходит и между самими союзами, и между монополистическими союзами инемонополизи-рованными предприятиями. Однако монополия порождает высокиецены, несоответствие спроса и предложения. Вот почему, например, в США уже вконце XIX в. появились антитрестовские законы, которые государствоиспользовало для улучшения рыночной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: