Культуры в культуре

Вы уже знаете, что культура удивительно разнообразна не только посодержанию, но и по своим формам, разновидностям. Во второй половине XX в.особое внимание было уделено проблемам массовой и элитарной культур. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массовогопроизводства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи,а затем видео- и компьютерная техника способствовали ее распространению. Всовременной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая,поскольку произведения искусства, науки, религии и т. п. выступают в ней вкачестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль,если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителямузыки. Как и в любом другом виде коммерции, неотъемлемой частью массовойкультуры является реклама. Некоторые издательства, кинокомпании тратят до15--20% прибыли на рекламирование своей продукции и на изучение вкусов еепотребителей. В соответствии с запросами зрителей коммерческий кинематографпредлагает набор фильмов ужасов, мелодрам, боевиков, секс-фильмов и т. д.Учитывая потребности молодежи в самоутверждении, ее стремление к лидерству,в кино и литературе появился соответствующий герой -- некий супермен типазнаменитых Джеймса Бонда, Рембо, Индианы Джонса, наделенный такимикачествами, как смелость, решительность, воля, ловкость, своеобразно понятымчувством справедливости и т. д. Они всегда одерживают победу. Такими героямиизобилует сегодня и наш кинематограф. Зачинателями массовой культуры были бизнесмены Голливуда (США). Ониразработали целую систему производства подобных фильмов, которые сегоднязаполонили экраны кинотеатров мира. Не случайно сейчас все чаще говорят охудожественной экспансии американского кинематографа в Европе, Азии иЛатинской Америке. Подобной коммерциализации подверглись такжекнигопечатание, пресса, живопись, музыка, фотография. Несколько слов о влиянии массовой культуры на психику человека. Вследза австрийским психологом 3. Фрейдом большинство исследователей считают, чтопри потреблении массовой культуры действует механизм внушения и заражения.Человек как бы перестает быть самим собой, а становится частью массы,сливаясь с ней. Он заражается коллективным настроением и тогда, когдаслушает рок-музыку или смотрит фильм в большом зале, и тогда, когда сидитдома у телевизора. При этом люди часто создают себе кумиров из кинозвезд, ведущих телепрограмм,модных модельеров, популярных писателей, чему в большой мере способствуетсоздаваемая вокруг них реклама. У американского писателя Эла Моргана есть роман "Великий человек".Перед его героем, скромным репортером, внезапно открывается блестящаяперспектива приобрести популярность. В автомобильной катастрофе погибаетизвестный актер Герб Фуллер, и репортеру предлагают сделать специальнуюпередачу о нем. Он встречается с людьми, близко знавшими киноактера, кумирамногих американцев. Но... после каждой встречи выявляется все болеечудовищное несоответствие между мифическим и действительным Фуллером.Великий человек на деле оказался ничтожным пьяницей, развратником, циником,эгоистом и невежей. "Мы создали Фуллера из рваных тряпок",-- откровенносказал могущественный президент телесети. Не так ли создаются и сегодня имиджи многих звезд российской эстрады,бизнесменов и политиков? Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством,искусством "антиусталости", кичем (от немецкого жаргонизма "халтура"),полукультурой. В 80-х годах термин "массовая культура" стали употреблятьреже, поскольку он скомпрометирован тем, что использовался исключительно вотрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие популярная культура,или поп-культура. Характеризуя ее, американский филолог М. Беллподчеркивает: "Эта культура демократична. Она адресована вам, людям безразличия классов, наций, уровня бедности и богатства. Кроме того, благодарясовременным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многиепроизведения искусства, имеющие высокую художественную ценность". Массовой культуре, или поп-культуре, часто противопоставляют элитарную,сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятия культуру. Кней обычно относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, Базена,Воннегута, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Произведения, создаваемыев рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся вискусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов икритиков. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакоговнимания или не понять. Коммерческая выгода не является целью для создателей элитарныхпроизведений искусства, стремящихся к новаторству, полному самовыражению ихудожественному воплощению своих идей. При этом возможно появлениеуникальных произ- ведений искусства, которые иногда (как случилось, например, с фильмамиФ. Копполы и Б. Бертолуччи, с картинами С. Дали и М. Шемякина) приносят ихсоздателям не только признание, но и немалый доход, становясь оченьпопулярными. Поп-культура и элитарная культура не враждебны друг другу. Достижения,художественные приемы, идеи элитарного искусства через некоторое времяперестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ееуровень. В то же время поп-культура, приносящая прибыль, дает возможностькинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку творцамэлитарного искусства. Некоторые исследователи считают, что границы между "высокой"(элитарной) и "низкой" (массовой) культурами весьма подвижны и во многомусловны. Есть и такие, кто пытается поставить популярную культуру,отвечающую эстетическим запросам и вкусам подавляющего большинства, вышеэлитарной. А как считаете вы? Весьма специфической областью культуры конца XX в. является культуранародная. Она разворачивается в пространстве между классической фольклорнойтрадицией, из которой вырастает, и вышеупомянутой массовой культурой. Этим,собственно, и определяется ее многоликость. Диапазон жанров здесь необычайновелик: от героического эпоса, заговоров и обрядовых танцев, хранители иисполнители которых еще остались в сельских местностях, до злободневногоанекдота и песенной традиции, порожденной теми или иными политическимисобытиями (например, баллады об афганской войне). Особой формой этойкультуры является детский, и в частности школьный, фольклор. Отношения народной культуры с массовой противоречивы. С одной стороны,массовая культура навязывает народному творчеству определенный образмышления и выражения. В то же время сама эта культура подпитывается отнародной. Например, эстрадные исполнители часто используют элементыфольклорной музыки. А обращение к различным традиционным сюжетам, скажем клегендам о короле Артуре, в современных фильмах ведет к их популяризации ипобуждает некоторых зрителей обратиться к первоисточникам. В последние десятилетия заговорили о появлении экранной культуры, чтосвязано с компьютерной революцией. Экранная культура складывается на основесинтеза компьютера и видеотехники. Видеотелефоны, электронные банки,Интернет позволяют вызвать на экране компьютеров практически любуюнеобходимую информацию, превратить домашний компьютер в мощное средство общения. Прямые контакты и чтение книг уходят на второйплан. Появляется новый тип общения, основанный на возможностях свободноговыхода личности в мир информации. Благодаря использованию компьютернойграфики удается увеличить скорость и улучшить качество получаемойинформации. Компьютерная страница несет с собой новый тип мышления иобразования с характерными для него быстротой, гибкостью, реактивностью. Многие сегодня считают, что именно экранной культуре принадлежитбудущее. Мы познакомились с некоторыми областями культуры современного общества.Как вы думаете, почему были выбраны именно эти культуры?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: