Традиции и новаторство в культуре

Рассматривая культуру определенного общества на конкретном историческомэтапе, принято прежде всего характеризовать существующую в нем системуосновных нравственных, эстетических, духовных, политических, научныхценностей (т. е. менталитет данного общества), которые воплощены в науке,религии, нравственности, искусстве, политике и т. д. В истории формированиякультур имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет подвум направлениям -- по вертикали и горизонтали. Первое направление связано с передачей культурных ценностей от одногопоколения к другому, т. е. с преемственностью в культуре. Преемственностькак закономерность развития, например, науки можно проиллюстрироватьизвестными фактами: обнаружение В. Рентгеном невидимых лучей привело А.Пуанкаре к гипотезе о связи между этими лучами и явлением флюоресценции; А.Беккерель, проверяя данную гипотезу, случайно зафиксировал неизвестное ранеесамопроизвольное излучение урана, что, в свою очередь, привело супругов Кюрик открытию радия и явления радиоактивности у ряда других элементов. Исходя из этой закономерности, можно смело утверждать, что безевклидовой геометрии не было бы геометрии Лобачевского, а без открытийНьютона -- теории относительности Эйнштейна. Наиболее устойчивая сторона культуры -- культурные традиции, элементысоциального и культурного наследия, которые сохраняются в течениедлительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д.(Попробуйте сами привести примеры.) Многие традиции, привычные для нас, пришли к нам из разных эпох ицивилизаций. Так, обычай отмечать весенний праздник Масленицы знаком еще современи древних славян, а правило этикета пропускать женщину вперед дошло донас из периода матриархата. Творцами традиций были люди, жившие в различныеэпохи, представители разных социальных групп и классов, поэтому традиции иногда столь противоречивы. Каждая культураосуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смысле выбирает не толькобудущее, но и прошлое. Вторая линия накопления культурных ценностей (по горизонтали) наиболееотчетливо проявляется в художественном творчестве. Она выражается в том, что в отличие от науки наследуются в качествеценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, ацелостное художественное произведение. Творчество Шекспира так же не можетзаменить творений Данте, как творения Данте -- произведений великихтрагических поэтов древности. Однако художественное произведение, созданноев XIX в., читателями XX в. воспринимается совершенно иначе. Это происходитпотому, что изменились общество, образ жизни и менталитет людей, измениласькультура. Человечество, приобретая новый опыт, иначе воспринимает наследиепрошлого, открывая в нем то, что не увидели современники. Появились новые творцы, своими произведениями оказавшие влияние насознание людей, живших в XX в. В таком одновременном существовании ивзаимодействии сегодня произведений, созданных в различные эпохи, рождаетсякультура современной цивилизации. Но проблема особенностей формирования культуры того или иного обществане сводится только к наследованию неких (далеко не всех) элементов старого.Человек по натуре творец. Мы творим даже тогда, когда воспринимаем созданноедругими. Так, читая "Войну и мир" Л. Н. Толстого, одни проникаются интересоми сочувствием к исканиям Наташи Ростовой, других трогает своеобразныйпатриотизм Пьера Безухова, третьим ближе утверждение Андрея Болконского отом, что "в жизни надо избегать только двух вещей: болезней и угрызенийсовести". Но этим проблема формирования культуры, конечно же, не исчерпывается.Каждая эпоха порождает своих творцов, своих новаторов, которые совершаютвыдающиеся научные открытия, создают оригинальные, иногда гениальныепроизведения искусства. Правда, бывает и так, что эти творения не находят признания усовременников. Но если это подлинные духовные ценности, то время их приходити последующие поколения воздают им должное. Так было, например, с трудами К.Циолковского, принципом сохранения материи и движения М. Ломоносова,картинами художников-импрессионистов и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: