Проблемы современной отечественной культуры

Проблемы современной отечественной культуры часто сводят к ее плохомуфинансированию со стороны государства, упад-ку уровня жизни большей частинаселения и разлагающему влиянию "бездуховной" культуры Запада. Несмотря нато что, по крайней мере, две первые проблемы действительно существуют, этокрайне упрощенное объяснение. История человечества показывает, что уровень культуры отнюдь невсегда пропорционален уровню финансирования и обеспеченности населения. Чтоже касается "экспансии Запада", то она возможна благодаря тому, что покаким-то причи-. нам востребована в России. Суть того, что происходит всфере современной культуры, можно понять, только рассматривая эту проблему вболее широком контексте. Дело в том, что современная отечественная культура-- это культура переходного периода. Преобразования, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия,настолько фундаментальны, что, по существу, представляют собой радикальноеизменение образа жизни, системы ценностей и стиля сознания. Характеристикамиподобных периодов в истории культур являются динамичность развития, с однойстороны, и значительная нестабильность -- с другой. Переходя к конкретным вопросам отечественной культу- i ры, необходимоотметить крайнюю ее мозаичность. Конечно, (субкультуры существовали вРоссии и в советское время, одна- t ко в условиях безраздельного господствакоммунистической идеологии, регламентировавшей все основные сферысоциального бы- тия, они, в зависимости от их характера, контролировалисьи вписывались в единую социалистическую культуру или подавлялись. На рубеже80--90-х годов сдерживающий фактор, а также "железный занавес", отделявшийРоссию от Запада, исчезают и начинается стремительный процесс образованияразличных культурных общностей со своими традициями, картиной мира и т. п.Количество их видов и вариантов весьма велико: от возрождения и обособлениянациональных культур до субкультур новых социальных групп (например, такназываемых "новых русских"), от ставших традиционными хиппи до такихэкзотических явлений, как сторонники возрождения язычества и поклонникироманов английского филолога Дж. Р. Толкиена. Процесс культурного многоголосия вообще-то нормален, естествен иплодотворен, ведь культура страны создается в результате диалога, и, чембольше в нем участников, тем более она будет интересна. Однако в ситуациинашего отечества такое положение вещей вызывает и определенную тревогу.Чувство национальной идеи, лежащей в основе великих культур и объединяющейсубкультуры, в настоящее время сильно ослаблено, а представления о нейразмыты. И таким образом вышеупомянутое разноголосие может оказатьнегативное воздействие на российскую культуру. Заметна также разница культурной ситуации столиц и провинции. Нравитсянам это или нет, но современная культу- ра -- культура информационного общества, и уровень овладения ею зависитот степени доступа к информационным потокам, транслируемым СМИ, Интернетом,массой книжной продукции и т. д. В этой области мы достигли значительныхуспехов, но, как правило, преимущественно в столицах, жители которыхобладают большей возможностью выбора. Уровень же культурной информации,достигающий провинции, существенно сократился по большинству показателей,причем не только по объему, но и по качеству. Другая группа проблем связана с определенным отставанием отечественнойкультуры в области технологического оснащения. Новая технология не толькокачественное и количественное улучшение результата того или иного труда, онакоренным образом меняет сам характер человеческой деятельности во всехсферах, что, в свою очередь, является одним из факторов, формирующих новыйобраз жизни. Применительно к культуре можно вспомнить, что переход вживописи к тюбикам с красками (раньше они были в открытых чашках) радикальноизменил ее характер, а вместе с ним существенно изменились жизненныеощущения европейцев XIX в., что можно видеть на примере импрессионистов. Внастоящее время едва ли не самой значительной из этих технологий являетсяИнтернет. О его роли в современном обществе не прекращают спорить: однивидят в нем величайшее достижение, другие -- величайшую опасность (облегчаетподчинение и усреднение человеческого сознания, неограниченные возможностидля преступности и шпионажа и т. д.). И те и другие по-своему правы, нонеобходимо помнить, что такие споры велись едва ли не по поводу каждогокрупного нововведения (например, кинематографа в начале XX в.). Ученые иполитики утверждают, что в XXI в. "богатство, труд, культура, знание,деньги, торговля -- все будет циркулировать через кибернетические сети".Границы информационных полей станут тщательно охраняемыми. А сами эти полястанут гораздо более эффективным средством в борьбе за власть над миром,нежели оружие. Необходимо также учесть, что при всевозрастающем потокеинформации (объем научных публикаций в одном только 1985 г. превысил ихобъем, появившийся в Европе со времен эпохи Возрождения) знакомство с нейодними традиционными методами (через книги, например) все болеезатруднительно, так же как и этими методами почти невозможен стольнеобходимый постоянный диалог творческих людей разных стран. И этувозможность предоставляет Интернет. Само развитие искусства неразрывносвязано с компьютерными технологиями. Кино, телевидение, дизайн активноиспользуют компью- терную графику и вообще возможности, предоставляемые виртуальнойреальностью. Однако, если сравнить распространение у нас сети Интернета,картина весьма неутешительно напомнит сеть железных дорог в России передПервой мировой войной, которых было катастрофически мало в сравнении сЗападной Европой. Не меньшую проблему представляют и потребители культур юй продукции (втом числе и мы с вами). Сам образ жизни j современном индустриальномобществе (усугубляемый в России частыми экономическими и политическиминеурядицами) формирует особый тип человека. Во-первых, высшей ценностьюзначительная часть наших современников (что показывают опросы) считаетматериальное благополучие. И за последнее десятилетие очень много людейоставили гуманитарную сферу деятельности, поскольку она не приносиласоответствующих доходов. Во-вторых, множество людей вовлечено в чрезвычайноинтенсивную, сопровождающуюся большой концентрацией усилий и вместе с темоднообразную трудовую деятельность с узкой специализацией в сферепроизводства и услуг. Подобный ритм жизни вкупе с сократившимся свободнымвременем весьма ограничивает умственные горизонты и возможность доступа ксерьезной культурной информации, поскольку культурная продукциявоспринимается только в качестве варианта отдыха и расслабления. Более того,человек постепенно лишается способности серьзно анализировать какую-либоинформацию, передоверяя это СМИ, что чрезвычайно облегчает манипулированиеего сознанием. В-третьих, перед взором потребителя открывается огромноеколичество областей культуры, вариантов культурной продукции и постояннопоявляются все новые. "Хорошим тоном" считается стремление приобщиться кмаксимально большему их количеству (конечно, в меру материальных иинтеллектуальных возможностей), что создает иллюзию познания жизни во всейее полноте. Наличие подобного широкого выбора, конечно, расширяет кругозор иделает человека более требовательным. Но вместе с тем невозможность "объятьнеобъятное" заставляет его скользить по верхам, а вкусы делает все болееподвижными и неустойчивыми. Во всех сферах деятельности человек окружается все большим количествомсложных вещей (машины, компьютеры, факсы, домашняя техника и т. д.). Причемв силу современного образа жизни он взаимодействует с ними гораздо чаще ибольше, чем с людьми. И подобно тому как ребенок, живя в волчьей стае,становится "волком", мы, находясь в окружении вещей, становимся все болеефункциональными и рациональными, теряя при этом часть человеческого. Эти, далеко не единственные,проблемы сознания современного человека объясняют все учащающиеся призывыинтеллектуальной элиты общества к гуманизации современной культуры. Особой проблемой являются сильные культурные влияния извне,происходящие на фоне серьезных изменений и даже полного исчезновения многихтрадиционных областей отечественной культуры. Особенно ощутимо проникновениев Россию американской культуры (что, как мы уже говорили, происходит и вовсем остальном мире). И дело здесь не в том, духовна она или бездуховна,просто она иная. Многие европейские страны принимают законы, затрудняющие проникновениеамериканской культуры и защищающие культуру национальную. Особенно этимпрославилась Франция, где еще в 1982 г. министром культуры была составленапрограмма борьбы с тем, что он назвал "американским культурнымимпериализмом". Видимо, это весьма актуально и для нас. Дело не в том, чтобыдиалог разных культур прекратился, но в том, чтобы он способствовалвзаимообогащению, а не разрушению одной культуры другой. Мы рассказали далеко не обо всех проблемах, связанных с развитием нашейкультуры за последнее десятилетие, но они дают представление о характереиспытываемых ею трудностей. Преодоление этих трудностей во многом будетзависеть от того, насколько серьезно общество и государство озаботятсяпланированием и проведением продуманной культурной политики. Культурная политика заключается не в подчинении национальной культурыгосударству, но в ее поддержке, причем отнюдь не только финансовой, но иинтеллектуальной. Среди этих мер -- разработка новых образовательныхпрограмм, способствующих гуманизации образования, где оптимально сочеталисьбы общегуманитарные и национальные ценности, закон об охране языка(принятый, кстати говоря, во Франции), программы, способствующие сохранениюи изучению традиционных видов искусств, и т. п. Государство должна беспокоить проблема сохранения национальной картинымира (национального мировоззрения), объединяющей массу индивидуальностей внацию и множество субкультур в национальную культуру. Перефразируя известные слова Наполеона, можно сказать, что те, кто нехотят заботиться о своей культуре, будут заботиться о чужой. Основные понятая Культура. Духовная культура. Материальная культура. Культурнаятрадиция. Новаторство в культуре. Массовая культура. Элитарная культура.Национальная культура. Интернационализация культуры. Диалог культур."Экранная культура". Термины Поп-культура. Кич. Культурный ландшафт. Национальная идея.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: