Религия и религиозное мышление

Опыт исследования феномена религии показал, что пытаться придумать одноисчерпывающее ее определение -- дело бесперспективное. "Разумеется, у насесть (или мы считаем, что есть) некое интуитивное понимание того, что такоерелигия. Сколь бы ни отличались религии Дальнего Востока от православия,русский казак, попавший в Пекин XVII в., прекрасно понимал, где находитсяхрам, и отнюдь не принимал последний по ошибке за трактир или университет.Но как только с обыденного уровня мы переходим на уровень теоретический, сразу же появляется масса проблем и вопросов",-- пишет Е. А. Торчинов. Для примера возьмем такое распространенное определение религии, каквера в Бога или сверхъестественное. Рассматривая его, один из известныхотечественных исследователей религиозного опыта замечает, что в рядерелигиозных учений вера в Бога отсутствует и акцент делается на абсолютныевозможности, заложенные в самом человеке (например, в чань-буддизме). Так, вКитае при обилии интереснейших религиозных традиций в языке нет слова "Бог".Что же касается веры в сверхъестественное, то под это определение, строгоговоря, попадают только иудаизм, христианство и ислам, где Бог полностьюзапределен и несопоставим с нашим миром. Во многих же иных религиозныхтрадициях сверхъестественное просто не существует, поскольку боги, люди,животные и другие существа обладают одной и той же природой, как, например,в религии Древнего Египта. Кроме того, сам этот термин исторически оченьподвижен и многое из того, что совершенно естественно для рядового обывателяв XXI в., было абсолютно сверхъестественным для виднейших ученых XVII в. Всвое время В. И. Вернадский заметил: "То, что вчера казалось научноневозможным, завтра может оказаться научно необходимым". При внимательном рассмотрении и многие другие "точнейшие" определениярелигии оказываются абсолютно неточными. Так, определение религиозной верыкак обязательно чуждой всякой логике оказывается неверным по отношению ксредневековым теологам, которые как раз занимались логическимидоказательствами Божественного бытия. Так что же позволяет объединятьбесчисленное количество совершенно различных культов, верований и т. д. подединым термином "религия"? К объяснению этого можно подойти формально,сказав, что все религиозные системы включают в себя определенные запреты иразрешения, ритуал, тексты, рассматривающиеся как священные, почитаниеоснователя и т. п. Но это внешние сходные моменты, не говорящие ничего осходстве по сути. Галилео Галилей, определяя разницу между наукой и религией, сказал:"Религия учит о том, как взойти на небо, а не о том, как оно вращается"."Взойти на небо" -- в этих словах раскрывается суть религии. Не случайно всеее виды так или иначе связаны с понятием "путь". Она -- путь и одновременнопризыв по этому пути следовать, призыв выйти за пределы ограниченногочеловеческого существования и стать чем-то большим, обретя при этомнеизмеримо большие возможности. "Если бы было у вас веры на горчичноезерно,-- говорил уче- никам Христос,-- вы могли бы двигать горами". Особая ритуальнаяпрактика (например, аскеза и молитва в христианстве, медитация ипсихофизический тренинг в буддизме) во всех религиозных системах призванадать человеку возможность такого преображения. И это один из самыхсущественных моментов, объединяющий все виды религиозного опытачеловечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: