Личность Реальная

Исследования реальной личности успешно осуществлялись в России в 20-хгодах. Изучалась личность ребенка, растущего в определенной семье, имеющейопределенный материальный и культурный уровень, характер взаимоотношений,обучающегося в определенной школе и т. д. Однако вскоре эти исследованиябыли запрещены, развитие ребенка стало объясняться с помощью умозрительныхсхем или отдельных частных наблюдений. Взрослая личность и сама проблемаличности на много лет исчезли из поля зрения психологов, а когда вновьпоявились "на сцене" психологической науки, то предстали в виде идеаласоветского человека, который может все, а потому все должен. Современная отечественная психологическая наука в отличие от психологиинедавней эпохи, когда идеал советского человека выдавался за сущностьличности, направлена на исследование реальной личности. Изучая реальную личность, формирующуюся в ту или иную эпоху вконкретном обществе, психология и теоретически, и практически раскрываетмеханизмы и способы жизнедеятельности людей, которые в одних случаяхоказываются личностно-незрелыми, пассивными, живущими приземленной,обыденной, бездуховной жизнью, а в других -- интересными, плодотворно живущими, гуманными. Духовность и культура могут вырасти только нафундаменте личностно-полноценного человека. К сожалению, следует признать, что многие реалии нашей жизни неспособствуют формированию духовной личности. Так, долгое время считалось,что наличие у ребенка матери -- залог его полноценного развития. Однакопоследние исследования показали, что работающие, уставшие матери илиродители, не придающие значения общению с ребенком, окружающие его толькоматериальными заботами, не могут дать той любви, которая ему необходима. Аследствием этого дефицита является агрессивность, умственнаянеполноценность, инфантилизм, а следовательно, и бездуховность. Исчезновение московских дворов, о которых пел Б. Окуджава, привело ктому, что из образа жизни подростков этих дворов ушли игры, которыевоспитывали самые разнообразные качества личности: инициативу и способностьподчиняться дисциплине (правилам игры), способность действовать сообща(командой) и т. д. Погружение в виртуальный мир компьютера, как показываютисследования, зачастую тормозит развитие самостоятельности, чувствареальности. Нередки случаи, когда к серьезным нарушениям в развитии личности ведутнеправильные отношения между учителем и учеником. Особенно часто такаяситуация складывается в младших классах. Представьте себе, в школу приходитнаивный, готовый любить нового взрослого, открытый, доверчивый ребенок инаталкивается на равнодушие взрослого. Ребенок замыкается, между ним ивзрослым образуется барьер. Не секрет, что многие школьные характеристикиограничиваются фразами типа "Вертится на уроках", "Любит отвечать у доски" ит. д. Если взрослые видят только поведенческие, педагогически негативныеособенности ребенка, то между ними образуется двойная блокада -- взрослогораздражает бессилие его педагогики, ребенок прибегает к демонстративному,вызывающему поведению. Ученые доказали, что одного развития интеллекта, ума, на котороесегодня ориентированы подростки, далеко не достаточно для формированиянравственно полноценной личности. Скорее наоборот, именно глубинанравственного переживания содействует интеллектуальному прогрессу. Выявлентип детей, которые, находясь в конфликтной, насыщенной противоречиями семье,будучи интеллектуально развиты, холодно и рассудочно обсуждали нравственныепроблемы, тогда как другой тип, с гораздо менее развитым интеллектом, всейдушой, всеми чувствами переживая нравственные проблемы, становился зрелым иличностно, и интеллектуально. Россия Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого всегда была родинойпротиворечий и трагедий, поэтому если западный мир шел по пути рациональногои рассудочного, то мир отечественный -- все более по пути проблемного. "УмомРоссию не понять..." -- эти знаменитые строки сегодня, когда нужно сохранитьчеловечность в условиях противоречивости и несправедливости жизни, получилиеще более глубокий смысл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: