Микрокосм человека

Античные философы называли внутренний, духовный мир человекамикрокосмом -- в отличие от "большого мира" -- "космоса", который окружает исамого человека, и населенную человечеством область вселенной -- Ойкумену.Микрокосм человека, с одной стороны, сугубо индивидуален, поскольку каждыйчеловек неповторим в силу уникальности своих личных качеств, способностей,жизненного пути, своего места в обществе. Но, с другой стороны, в духовноммире человека не могут не содержаться моменты, объединяющие его с другимилюдьми, общие иногда для всего человечества, иногда для этнической иливозрастной группы, иногда для социальной группы или коллектива. Что же является наиболее существенным для духовного мира человека?Начнем с духовных потребностей. Это прежде всего потребности в знаниях омире, о себе, о смысле и назначении своей жизни. На удовлетворение этойгруппы духовных потребностей направлена, по сути, вся познавательнаядеятельность человека. Познание -- фундамент духовной жизни личности. В процессе познания формируется и такое качество внутреннего мирачеловека, как интеллект. Что такое интеллект! Слово это латинского происхождения, означает"познание, понимание, рассудок". Интеллектуальный потенциал человека связан с той культурой, на которойон строит свою деятельность, которой овладел и которая проникла в еговнутренний мир. Отмечают также, что интеллект -- это способность человекаполучить новую информацию на основе той, которая у него имелась на том или ином этапе процесса познания, путем рассуждений, выводов,доказательств. В деятельности человека очень важна культура интеллектуального труда,которая позволяет ему осознать свои собственные познавательные возможности,дает умение получить необходимую информацию, переработать, еювоспользоваться и предвидеть последствия своей деятельности. Но духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в немзанимают эмоции -- субъективные переживания по поводу ситуаций и явленийдействительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытываетэмоциональные чувства горя или радости, любви или ненависти, страха илибесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию втот или иной "цвет", выражают отношение человека к ним. Духовный мирчеловека не может существовать без эмоций, человек не бесстрастный робот,перерабатывающий информацию, а личность, не только способная обладатьспокойными чувствами, но в которой могут бушевать страсти -- чувстваисключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленностипомыслов и сил на реализацию определенной цели. Страсти ведут личностьиногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногда и напреступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами. В жизни человека особую роль играют ориентиры его деятельности, своегорода духовные "маяки". Эти "маяки" не являются продуктом деятельности лишьтого человека, который "носит" их в себе; как правило, они выработанымноговековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению, отродителей к детям, от учителей к учащимся. Их совершенно обоснованноназывают ценностями жизни и культуры. Ценности -- это то, что дорого людям, что делает жизнь человека болееосмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира,ориентироваться в нем. В самом деле, разве не является для каждого человекаценностью понимание, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное, вера ибезверие? Разве не является ценностью для каждого человека принадлежность ксвоему народу, его культуре, любовь к Отечеству и уважение к другим народам?Безусловной ценностью для личности является обладание достижениямиобщечеловеческого, цивилизационного развития, профессиональными знаниями,позволяющими человеку занять свое место в сложившейся системе разделениятруда. Поэтому можно согласиться с философами, которые считают, что ценность-- это жизненная ориентация, это индивидуальный выбор. Ценность вырастает изидеалов личности. Совокупность ряда лучших, можно сказать, благородных, личностныхкачеств индивида характеризуется понятием интеллигентность (в переводе слат. -- понимающий, мыслящий). К числу признаков интеллигентности можноотнести: следование велениям совести и обостренное чувство социальнойсправедливости; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры иусвоение общечеловеческих ценностей; личную порядочность и тактичность,исключающую проявления нетерпимости и вражды в национальныхвзаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях; терпимость кинакомыслию, сочетающуюся с умением отстаивать свою точку зрения;способность к состраданию. Вот как характеризовал интеллигентностьсовременный мыслитель А. Лосев: "Подлинная интеллигентность всегда естьподвиг, всегда есть готовность забывать насущные потребности эгоистическогосуществования; не обязательно бой, но ежеминутная готовность к бою идуховная, творческая вооруженность для него. И нет другого слова, котороемогло бы более ярко выразить такую сущность интеллигентности, чем слово"подвиг". Интеллигентность -- это ежедневное и ежечасное несение подвига,хотя часто только потенциальное". Характеристика духовной культуры человека не может быть полной, если вней не затрагивается его нравственный облик. Хорошо, когда человек стремитсяк знаниям, повышает уровень развития своего интеллекта. Однако важно знать ито, на что направлены эти знания, в какой мере связаны они сгуманистическими целями: одному знания нужны, чтобы создать средство леченияныне еще неизлечимой болезни, другому -- чтобы изобрести хитроумныеустройства для ограбления банка. Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляетсегодня в культуре, традиционно понимаемой как совокупность ценностей,выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современнойситуации саму возможность его существования на Земле. (Вспомните, что мы говорили о нравственности в первой части курса, иподумайте: почему в современном обществе роль нравственных ценностейвозрастает? Решение нравственных проблем общества считается наиболееактуальным.) Основные понятия Духовный мир. Духовность. Сознание. Инициатива. Ответственность.Интеллект. Интеллигентность. !

S I

і /. Термины Достижения. Удовлетворенность. Притязания. Микрокос- мос. Что составляет духовную жизнь человека? Как связаны между собой общечеловеческая, национальная культуры идуховное богатство личности? Какую роль в жизни человека играет мировоззрение? Какие ценности и почему называются общечеловеческими?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: