Мыслители прошлого о духовном мире человека

Человек, особенно в годы юности, все чаще задумывается о жизненномпути, стремится относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться,самовоспитываться. Этот процесс возвышения человека один из философов назвал"человеческим самостроительством". Объект (вы уже знаете, что это значит)этого строительства прежде всего духовный мир человека. Что же такое духовный мир личности? Начнем со слова "мир". Ономногозначно. Здесь речь пойдет об отдельной области жизни -- внутреннем,духовном мире человека. Для лучшего изучения той или иной проблемы полезен исторический подход.Обратимся к нему. Человеческое мышление в далеких тысячелетиях до нашей эры развивалосьво многом по путям мифологического освоения жизни. Мифы творила самапервобытная жизнь с ее наивной верой в обязательность чуда, мифы впитали всебя познавательный опыт древнего человека. Мифология была "населена" не только благородными богами и героями. Былои "злое начало": здесь и чудовища, и Пандора, из-за поступка которойразошлись по миру беды, болезни, страдания. Эта извечная борьба добра и златакже неотъемлема от духовного мира человека. Духовный мир мыслители прошлого нередко отождествляли с душой.Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля,чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним исвязанным. Так, Платон сравнивал тело с кораблем, а душу -- с кормчимкорабля. Такие наглядные образы появлялись и позднее: тело-конь, которымуправляет всадник-душа. Материальное и духовное, тело и психикатрактовались, таким образом, как два самостоятельных начала. Идею онеразделимости тела и души выдвинул Аристотель. Ему же принадлежит мысль отом, что душа человека -- первый двигатель тела. Позже французский мыслительДекарт отмечал: душа связана с телом не как кормчий с кораблем, а гораздотеснее, составляя с ним как бы одно целое. Эта же идея высказывалась и вдревнеиндийской философии. Много позже, в новоевропейской философии, термин "душа" сталупотребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания. Сущность духовного мира человека определяли и словом "дух". Английскийфилософ Т. Гоббс указывал: в наиболее общепринятом значении слово "дух" --это человеческое изме- рение, человеческий разум или его склонность. А склонности ума,замечает философ, бывают разные: склонность к нравственной нечистоплотностимы называем нечистым духом, склонность к злобе -- злым духом, склонность кугрюмости -- мрачным духом; печаль, вызванная мнением о недостатке своихсил, называется упадком духа, а храбрость -- это величие духа. Немецкийфилософ XX в. К. Ясперс лаконично характеризовал дух как целостностьмышления, деятельности, чувства. Затем в научный обиход вошло понятие "духовная жизнь людей", котораяохватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет какусвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, какправило, важным личностным качеством: он приобретает духовность какстремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленностьвсей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическимценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми.Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственносориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовноехарактеризует и практику, а не только сознание. И напротив, человек, у которого духовная жизнь малоразвита, бездуховен. Основа духовной жизни -- сознание. СОЗНАНИЕ -- ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ Сознание является высшей способностью личности, регулирующей не толькоее действия и деятельность, но и жизнь в целом. Сознание регулирует действиетак, чтобы оно определенным образом изменяло положение вещей в окружающейобстановке, чтобы личность могла решить жизненную задачу. Сознание отражает действительность, дает человеку представление о том,что удалено от него в пространстве и во времени, оно переносит человека надругие континенты и в глубь веков. Одновременно сознание отражает ивнутренний мир личности, то, как она стремится выразить его, воплотить своицели и намерения в жизнь. Кроме способности целеполагания, которую глубокоосмыслили философы, сознание личности имеет и притязания. Ученые разработали теорию соотношения притязаний и достижений личности.Притязания выражают потребности, мо- тивы личности, а также ее представление о себе: на что она способна, начто ориентирована, чего может добиться или заслужить и т. д. При опросе старшеклассников о характере их будущей профессии одниопирались в ответах на критерии престижности, другие -- на возможностьпомогать людям, а в притязаниях третьих был заложен критерий трудностиданной профессии. В притязаниях взрослой личности уже видна ее ориентациялибо на самое себя, свои силы, либо на внешнюю помощь, поддержку, успех,славу. В притязаниях присутствует и такая составляющая, как самооценка.Заниженная самооценка ведет к пассивности, неуверенности, слабо выраженнойиндивидуальности, низкой мотивации достижений. Но завышенная самооценкаотнюдь не всегда означает высокую активность, оптимальные возможности. Такойчеловек в своих притязаниях переоценивает свои реальные возможности, апотому включается в деятельность с определенным грузом противоречий.Человека с низкой самооценкой ожидает неуспех, неудача, поэтому онстановится зависимым от поддержки и контроля окружающих, от их оценки. И,как это ни парадоксально, человек с завышенными притязаниями, будучисамоуверенным, часто также оказывается зависимым от социального одобрения,успеха, поскольку не достигает желаемого своими силами. В настоящее время представление об этом важнейшем механизме разработаноболее детально: понятие достижений заменено понятием удовлетворенности, амежду притязаниями и удовлетворенностью выявлен механизм саморегуляции. Этопозволяет проследить, как личность в своих притязаниях не только предвидитсвои достижения, но и выдвигает (или не выдвигает) требования к самой себе,к способу получения результата, к способу деятельности. При однихпритязаниях личность ориентируется на легкий успех, а потому демобилизуетсяв процессе деятельности, снижает самоконтроль, ослабляет саморегуляцию,действует в пол силы. При других, напротив, мобилизуются все силы,самоконтроль повышается, включается саморегуляция. Удовлетворенность, так же как и притязания, предполагает осознанныеоценки, критерии, при которых личность удовлетворена своим результатом (илине удовлетворена, даже если имеет социальный успех), и эмоциональныепереживания. Последние повышают дальнейшую активность личности, ееуверенность в себе. Часто для человека в очень трудной ситуации важно нетолько достижение результата, но и то, что он преодолел трудности, сделалвсе, что мог, сохранил свое лицо. Удов- летворенность позволяет оценить, как были достигнуты результаты, стоилли определенный результат слишком больших усилий, затраченных в процессесаморегуляции, или, напротив, он достигнут слишком легко. А из этого анализаделаются выводы на будущее, формулируются требования к дальнейшейдеятельности. Механизм, включающий типичный для каждой личности комплекспритязаний, саморегуляции и удовлетворенности, и есть механизм активности.Активность часто отождествляется с деятельностью. На самом деле активностьотвечает более общей жизненной потребности, чем деятельность, -- потребностив деятельности, тогда как деятельность, по общему признанию, отвечаетпотребности в каком-либо предмете. Одна и та же по своему социальному ипрофессиональному содержанию деятельность может осуществляться активно илипассивно, инициативно, добровольно, с интересом или вынужденно. Существуют две основные формы активности личности, которые раскрываютее особенности как субъекта деятельности, общения и жизни в целом. Этоинициатива и ответственность. Психологические исследования обнаружили, что уразных типов личности инициатива имеет разные характеристики. Например,среди старшеклассников один тип инициативен только когда становится лидером,другой -- только когда внутренне или реально состязается с кем-нибудь,третий -- только когда ему самому что-то покажется интересным. В целоминициатива характеризует самостоятельную личность, но в первых двух случаяхориентированную на других, а в последнем -- на себя. Характер ответственности, так же как и характер инициативы, зависит оттипа личности: один тип -- исполнитель, который непосредственно выполняетлишь внешние требования; другой тип -- личность, обладающая глубокимчувством внутреннего долга, которая исполняет его по своей воле и желанию,когда от нее ни группа, ни общество ничего не требуют; третий тип, какправило, инициативный, но возлагающий ответственность за выполнение своихинициатив на других и т. д. Ответственность -- наиболее важная характеристика личности как субъектадеятельности. В ней, как и в притязаниях, всегда присутствует определенноепредвосхищение результата, за достижение которого личность и возлагает насебя ответственность. Гарантируя его достижение своими силами, она берет насебя свою задачу деятельности, весь ее контур, внутри которого она можетдействовать свободно, творчески, на свой страх и риск. Однакоответственность гарантирует не любой результат, а определенного качества и вопределенный срок. Вся личностная проблема ответственности заключается втом, что она дает гарантию достижения результата при любых непредвиденныхтрудностях. Гарантия, ответственность личности состоит не в том, чтобысделать необходимое дело, а в том, чтобы выполнить его на необходимомвысоком уровне, в срок и преодолеть неизбежные в нашем обществе трудности,возникающие по ходу деятельности. Активность и сознание личности есть ее качества и как субъектадеятельности, и как субъекта жизни. Деятельность личности -- это не толькотруд, необходимый для зарабатывания средств существования. Это и еежизненные начинания, которые она не только реализует сама, но, доказывая ихважность, "пробивает", отстаивает, добиваясь признания их социальнойважности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: