Обеспечение в обществе верховенства закона

Верховенство легитимного закона в обществе - важнейший принцип правового государства. Слово верховенство в данном кон­тексте означает, что все юридически значимые действия людей, предприятий, организаций, должностных лиц сверяются с требова­ниями законов: требование законов превыше всего! В правовом госу­дарстве господствуют не лица, а общие правила или правовые нормы: преодолевается страх перед начальником, чиновником, которые пра­вы не всегда, а только тогда, когда повелевают, приказывают сооб­разно законам.

Чтобы разобраться в проблеме верховенства легитимного за­кона, необходимо вникнуть в суть самих законов. В частности, какие требования предъявляются в правовом государстве к законам? Ведь не любое государство, в котором законы принимаются и точно ис­полняются, отвечает требованиям правового государства. Вообще в мире нет государства, в котором не принимались бы законы и не ус­танавливались правовые требования, однако, далеко не все отвечают стандартам правового государства. Для того чтобы правильно понять сущность такого государства, необходимо учитывать, что бывают разные законы. Одни разрабатываются кабинетным способом, при­нимаются и навязываются обществу. Это происходит, когда государ­ство отрывается от народа, становится над ним и через свои законы диктует условия гражданам. Другие законы выражают волю народа, соответствуют конституции правового государства и являются про­должением заложенных в ней идей и принципов. Такие законы назы­ваются легитимными, правовыми. Против этого названия принципи­альных возражений нет. Однако, по нашему мнению, законы право­вого государства все же следует называть легитимными, а не право­выми, потому что легитимный закон это и есть правовой, то есть справедливый закон. Легитимность установить легче, чем принад-

лежность к правовому закону: она определяется соответствием зако­на конституции государства, выражением в нем воли и интересов го-сударствообразующего народа. Последнее проверяется не только прямым участием народа в обсуждении и принятии закона путем об­народования и всенародного голосования, но и легитимностью зако­нодательной власти. В реальной жизни только проверкой соответст­вия принятого закона требованиям конституции и правомочности ор­гана, который принял закон, можно определить легитимность закона, принять меры к отмене его силы или, напротив, к оставлению в силе. Если соответствующий орган (конституционный суд или другой ор­ган контроля легитимности закона) будет устанавливать, правовой ли закон или неправовой, то недалеко и до вольностей самого органа контроля.

Проблема правового закона имеет определенное значение при разработке основного и других законов. Здесь понятие «правовой» означает правильный, справедливый, народный, поскольку русское слово «право» исходит от слова «правое». Законодатель, действи­тельно, должен принимать правовые законы. Но в отношении приня­тых и действующих законов больше подходит понятие «легитим­ность», поскольку оно позволяет оценить их с позиции конституци­онности и правомочности органа, принявшего закон. Другими слова­ми, если традиционно наши законы были рассчитаны в своей реали­зации на давление сверху, то законы правового государства - на ини­циативу снизу, на самих людей. Именно они в первую очередь заин­тересованы в строгом исполнении законов.

Далее. В правовом государстве законы служат основным ин­струментом управления общественными делами. Именно через зако­ны устанавливается власть права. Сказанное положение имеет два аспекта. Первый: законы и только законы должны регулировать по­давляющее число отношений, нуждающихся в правовом регулирова­нии. Ни подзаконные акты, ни тем более инструкции, положения, разработанные и утвержденные в кабинетах министерств и ведомств, не должны ни количественно, ни качественно преобладать над зако­нами, которых должно быть столько, сколько необходимо для упоря­дочения и сглаживания общественной жизни. Второй: в правовом государстве только законы могут служить естественным убежищем людей от угнетения и несправедливости; не должны возникать во-

просы типа кому верить? Кто нас рассудит? Эти вопросы должны ад­ресоваться закону и разрешаться им, и важнейшей задачей всех юрисдикционных органов является деятельность строго в рамках за­конов.

В правовом государстве все надежды людей должны быть оп­равданы законами. Его законы должны гарантировать предсказуе­мость жизни.

Большое значение уделяется обнародованию законов. В ци­вилизованном мире уже давно установилось правило: нельзя требо­вать исполнения неизвестного закона. Любой закон должен быть дос­тупным всем гражданам. Нельзя строить бизнес на деле обнародова­ния и размножения законов; ими население обеспечивается государ­ством, самой законодательной властью. Юридическая помощь насе­лению направлена не на обеспечение законами, а на разъяснение и их правильного применения.

Думается, что нет необходимости подробно останавливаться на том, что законы должны быть понятны всему населению. Они не могут противоречить один другому, должны быть стабильными. Если их ежегодно менять, то интерес населения к ним, естественно, пропа­дет.

Законы правового государства должны быть работающими, иначе нет смысла принимать их. Лишь отдельным политикам нужен закон для вида, а не для исполнения. Народу нужен работающий, действенный закон. Каждый должен спокойно ложиться спать и спо­койно просыпаться, не опасаясь неприятностей, вытекающих из по­литических перемен. Такую гарантию людям могут дать только рабо­тающие законы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: