Поскольку в последнее время получает распространение разграничение Западной и Восточной Европейских традиций права, предварительного разъяснения требуют два ключевых понятия: 1. система "Восток - Запад", 2. Традиция.
Сущность конструкции "Восток - Запад" состоит в отделении двух магистральных путей социоисторического развития, где "Восток" или же "Ориент", характеризуется такими чертами:
♦ абсолютный примат коллективных, общинных, государственных интересов над индивидуальными;
♦ значительное огосударствление экономической жизни и отсутствие или недоразвитость института частной собственности;
♦ деспотический (в ряде случаев - теократический) тип власти (социально-политический монизм);
♦ эгалитарная и регламентационная социальная этика;
♦ этико-нормативная и общественно-легислативная функция религии (присущая всем восточным конфессиям - иудаизму, исламу, буддизму, конфуцианству, русскому православию и т.д.).
Для "Запада" (Оксидента) характерны:
|
|
♦ мощный институт собственности, играющий решающую роль в экономической жизни, основывающейся на рыночных принципах;
♦ социально-политический плюрализм, разделение властей, самоуправление, светский характер власти;
♦ конкурентная и персоналистическая социальная этика;
♦ обособленность религии от государственных институтов, относительная самостоятельность церковных учреждений и т.п.
Таким образом, эти два понятия характеризует ряд отличий, подтверждающих жизнеспособность трюизма: "Запад есть Запад, Восток есть Восток", причем не только в смысле противопоставления частей света, но и наличия разницы между Западной и Восточной Европой.
При этом имеется в виду не механическое, формальное разделение Европы по географическим направлениям, в соответствии с которым Польшу, например, можно отнести к восточной части континента, а разделение по мировоззрен-
ческим направлениям, культурой, организацией общества -с учетом всего того, что составляет в совокупности цивилизацию.
Что касается понятия "традиция", то в данном случае оно может трактоваться как правовые ценности, категории, институты, нормы, которые на протяжении столетий сознательно передаются от поколения к поколению.
Итак, "Западная традиция" права -это те правовые ценности, категории и институты, которые имманентно свойственны Западно-Европейской локальной цивилизации, основываются на мировоззрении, культуре и ментальности Западного мира.
Под "Восточной традицией" имеем в виду закономерный процесс формирования и развития права у народов, групп, этносов, принадлежащих к Восточно-Европейской цивилизации, то есть тех, которые входили в так называемое "Византийское сообщество наций" или в настоящее время являются продолжателями "Духа Византии".
|
|
Для Западной традиции права свойственно то, что:
♦ существует относительно четкая граница между правовыми и иными институциями. Это означает, в частности, что хотя политика и мораль могут определять закон, но они не трактуются как сам закон, как это имеет место в некоторых иных культурах;
♦ управление правовыми институциями доверено специальному корпусу людей, которые занимаются правовой деятельностью на профессиональной основе;
♦ эти специалисты специально получают юридическое образование;
♦ сумма юридических знаний, полученная специалистами, находится в диалектическом единстве с правовыми институциями;
♦ закон воспринимается как целостная система, "организм", который развивается во времени, через столетия и поколения;
♦ жизнеспособность системы права основывается на уверенности общества в долговечном характере права;
♦ развитие права является не только приспособлением старого к новому. Право не просто продолжается, а имеет историю;
♦ историчность права связана с осознанием его преимущества над политической властью;
♦ сосуществование и соревнование внутри одного общества разных юрисдикции. Именно этот плюрализм делает преимущества закона необходимыми и возможными.
Главные черты Восточной традиции права можно определить следующим образом:
♦ ограниченность мировоззренческой основы права, как правило, христианским учением в его православной интерпретации;
♦ склонность к трактовке права как позитивного закона, содержание которого обусловлено не столько природными установлениями, сколько потребностями общины, которые, в итоге, лучше нее знает государство (монарх, диктатор и т.п.), воплощающей их в законодательных предписаниях;
♦ организация и проведение законотворческих, систематизационных, исследовательских и пр. работ в отрасли права по "инициативе сверху", ограниченность творческого поиска, и в итоге - авторитета и значения юриспруденции;
♦ тенденция к ограничению "чрезмерного" расширения частно-правового регулирования, стремление обеспечить максимально возможные контроль и вмешательство государства в отношения частных лиц. В результате частное право оказывается "разбавленным" публично-правовыми принципами и нередко трактуется как "хозяйственное" или же еще какое-то того же рода;
♦ недостаточно четкое размежевание между правовыми институтами и институциями, с одной стороны, и государственными институциями иного типа (например, административными, управленческими учреждениями), - с другой;
♦ отсутствие теоретически обоснованной и признанной официальной доктриной концепции преемственности права вообще и частного права, в частности, в границах одного государства или же цивилизации в целом. В результате этого такое явление, как рецепция права происходит в латентных формах, имеет ограниченный и непоследовательный характер;
♦ акцентирование внимания, главным образом, не на правах, а на обязанностях участников гражданско-правовых отношений.