С о о т н е с е н н о с т ь через любовь или нарцизм

Человек был вырван из единства с природой, характеризующего животное существование. По­скольку он располагает разу­­­мом и воображением, он осознает с в о е одиночество и обо­­­собленность, с в о е бессилие и незнание, случайность своего рождения и своей смерти. Человек не смог бы и мгнове­­­ние вынести это состояние, если бы не имел возможность всту­­­пать в отношения с окружающими людьми, что заменило ему ста­­­рые, регулируемые инстинктами связи. Даже если бы были удов­­­летво­рены все его физиологические потребности, он ощущал бы свое состояние одиночества как тюрьму из которой он должен вырваться чтобы остаться здоровым.

Объединиться с другим живым существом, вступить с ним в отношения - это настоятельная потреб­ность, от удовлетворения которой зависит душевное здоровье человека. Эта потребность стоит за всеми явлениями, составляющими шкалу интимных чело­­­веческих отношений, за всеми страстями, ко­торые в широком смысле слова можно обозначить как ЛЮБОВЬ.

Есть различные возможности искать и достичь объединения.

- Человек может попытаться достичь единства с внешним миром тем, что он полностью ПОДЧИ­НЯЕТСЯ человеку, группе, институту или богу. таким образом он преодолевает отторгну­­­тость своего индивидуального бытия, становясь частью другого человека или чего-то еще, что больше, чем он сам; он пережи­­­вает СВОЕ САМООТОЖДЕСТВЛЕНИЕ в единении с силой, которой ­­­подчинился.

- Другая возможность для преодоления этой обособленнос­­­ти лежит в прямо противоположном на­правлении: человек может попытаться достичь единства с внешним миром тем, что он при­­­обретает над ним ВЛАСТЬ, при этом он делает других составной частью самого себя и таким образом трансценди­рует свое ин­­­дивидуальное бытие через порабощение других

Общий элемент подчинения и порабощения других - симбиоз­­­ная природа соотнесенности. Оба уча­стника такого отношения потеряли свою целостность и свою свободу. Они живут в зави­­­симости друг от друга, один живет за счет другого; каждый из них удовлетворяет свою потребность в близости, од­нако оба страдают от недостатка внутренней силы и веры в себя, для чего им были бы необходимы свобода и независимость. Кроме того, им постоянно угрожает сознательная или неосознанная враж­дебность, которую обязательно порождает симбиозное отно­­­шение.

Реализация основанной на подчинении (мазохистской) или покоящейся на порабощении (садист­ской) страсти никогда не приводит к удовлетворению. Они обладают динамикой, которая сама себя подгоняет. И п о с к о л ь к у никакое подчине­­­ние или порабощение (или владение, или слава), сколь бы ве­­­лики они ни были, не может дать человеку ощущения САМОТОЖДЕ­­­СТВЕННОСТИ и ЕДИНЕ­НИЯ с другими, он пытается добиться все большего и большего. Конечный результат такой страсти - крах. По другому и быть не может. эти страсти нацелены на то, что­­­бы достичь чувства единения, но при этом она РАЗРУШАЮТ це­­­лостность человека. Тот, кто одержим такой страстью, в дейс­­­твительно­сти зависит от другого; в м е с т о т о г о, чтобы РАЗВИВАТЬ свое, индивидуальное бытие, он де­лает себя зависимым от того,кому он подчиняется или кого он порабощает

- ЕСТЬ только о д н а страсть, которая удовлетворяет потребность человека в ЕДИНЕНИИ с ми­ром и одновременно в ДОС­­­ТИЖЕНИИ чувства целостности и индивидуальности - л ю б о в ь

ЛЮБОВЬ - это объединение с другим человеком или предме­­­том вне самого себя при условии сохра­нения обособленности и целостности самого себя. Любовь - это опыт деления и общнос­­­ти, который по­зволяет полностью развить собственную внутрен­­­нюю активность. Переживание любви делает излиш­ними иллюзии.

Мне больше не нужно преувеличивать образ другого или представление о самом себе, поскольку реальность живого де­­­ления и любви позволяет мне ТРАНСЦЕНДИРОВАТЬ мое изолирован­­­ное суще­ствование и одновременно ПЕРЕЖИВАТЬ себя в качестве субъекта тех сил, которые составляют акт любви. Это касается особого к а ч е с т в а процесса любви, а не объекта.

Любовь находит свое выражение в солидарности с окружаю­­­щими нас людьми, она воплощается в эротической любви между мужчиной и женщиной, в любви матери к своему ребенку и в любви к самому себе как человеческому существу. Она воплоща­­­ется в мистическом переживании единения. В акте любви я един со Вселенной и тем не менее остаюсь самим собой, неповтори­­­мым, особым, огра­ниченным смертным человеческим существом. Именно из этой ПОЛЯРНОСТИ обособленности и объ­единения и ро­­­дилась и постоянно возрождается любовь.

Любовь является одним из моментов того, что я обозначаю как ПРОДУКТИВНУЮ ориентацию: деятельное и творческое отноше­­­ние человека к другому человеку, к самому себе и природе.

В области МЫШЛЕНИЯ продуктивная ориентация выражается в правильном постижении мира по­средством разума.

В области ДЕЯТЕЛЬНОСТИ продуктивная ориентация выража­­­ется в продуктивной работе, прото­типом которой может служить искусство и ремесло.

В области ЧУВСТВ продуктивная ориентация выражается в л ю б в и, которая означает

п е р е ж и в а н и е е д и н е н и я с другим человеком, со всеми людьми и с природой, о д н а к о при условии, что сохраняется ч у в с т в о с о б с т в е н н о й ц е л о с т н о с т и и н е з а в и с и м о с т и.

Переживание любви приводит к парадоксальной ситуации, когда два человека становятся одним и одновременно остаются двумя личностями. Любовь в этом смысле никогда не ограничивается одной личностью. Если я люблю одного-единственного че­­­ловека и никого больше и если моя любовь к опре­деленной лич­­­ности все больше отчуждает меня от других людей и еще дальше отдаляет меня от них, то я привязан определенным образом к этому человеку, но я не люблю.

Если я могу сказать: " Я тебя люблю", я говорю тем са­­­мым: "Я люблю в тебе все человечество, все живое; я люблю в ­­­тебе также и самого себя".

В этом смысле любовь к себе противоположна эгоизму. Эгоизм фактически является жадным ин­тересом к самому себе, который проистекает от недостатка настоящей любви к себе и компенсирует этот недостаток.

Напротив, любовь делает меня, как это ни парадоксально, б о л е е н е з а в и с и м ы м, поскольку я становлюсь более сильным и счастливым, - и все же она делает меня е д и н ы м с у щ е с т в о м с любимым человеком, при­­­чем настолько, что в некоторые моменты индивидуальность ка­­­жется пога­шенной.

Когда я люблю, я проделываю опыт "Я есть Ты", "Ты" - как любимый человек, "Ты"- как посторон­ний, "Ты" - как все живое. Переживание любви - единственный ответ на вопрос, ЧТО озна­­­чает быть человеческим существом, и только любовь является порукой душевного здоровья

ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ всегда включает набор следующих ори­­­ентаций: забота, чувство ответст­венности, уважение и понима­­­ние. Если я люблю, то другой (тот, кого я люблю) близок мне. Это озна­чает, что у меня есть активный интерес к его росту и счастью. При этом я являюсь не только зрителем, я чувствую себя ответственным за него. Я отвечаю на его потребности, как на те, которые он может выразить, так и на те, которые он сам не осознает. Я уважаю его, оказываю ему почтение, я вижу его таким, каков он есть объективно, а не искаженно, че­­­рез мои желания и опасения. Я знаю его, я проник сквозь по­­­верхность к сердцевине его бытия и вступил с ним в отношения из самой сердцевины, из са­мого центра, а не только поверх­­­ностью своего существа.

Если продуктивная любовь направляется на себе подобных, то ее можно назвать любовью к БЛИЖ­НЕМУ или ЛЮБОВЬЮ К ЛЮДЯМ.

При МАТЕРИНСКОЙ любви речь идет об отношении между двумя неравными лицами. Ребенок беспомощен и зависим от матери. Для того, чтобы расти, он должен становится все более неза­­­виси­мым от матери, пока он наконец совсем перестанет в ней нуждаться. Таким образом, отношение мать - ребенок парадок­­­сально и в известном смысле трагично. Оно требует от матери самой интенсивной любви, но эта любовь должна помочь ребенку стать самостоятельным и полностью независимым от нее сущест­­­­­вом. Для каждой матери очень легко любить своего ребенка, пока не начался этот процесс от­деления, а вот ОДНОВРЕМЕННО любить ребенка и дать ему возможность уйти и ж е л а т ь чтобы он ушел, - это задача, с которой многие матери НЕ СПРАВЛЯЮТСЯ.

При ЭРОТИЧЕСКОЙ любви в игру вступает побуждение, кото­­­рое требует объединения и единства с другими. В то время как любовь к людям распространяется на всех людей, а материнская любовь - на ребенка и на все, что нуждается в помощи, эроти­­­ческая любовь направлена на одно-единственное лицо, обычно другого пола, с которым человек хочет объединиться и стать единым целым.

Эротическая любовь начинается с разобщенности и конча­­­ется единением. Материнская любовь на­чинается с единства и кончается разобщенностью. Если бы потребность в единении могла быть реа­лизована в материнской любви, это означало бы разрушение ребенка как независимого существа, по­скольку ре­­­бенок должен уйти от своей матери, а не остаться привязанным к ней.

Если в эротической любви отсутствует любовь к человеку и она продиктована только желанием к объединению, то это всего лишь сексуальная страсть без любви или речь идет об извращенной любви, что можно наблюдать в садистской и мазо­­­хистской форме "любви".

Потребность человека в общении можно полностью понять лишь в том случае, если принять во внимание последствия, ко­­­торые наступают в результате п р е к р а щ е н и я ВСЯКОГО РОДА ОТ­НОШЕНИЙ, то есть если понять значение НАРЦИССИЗМА.

Единственную реальность, которую может переживать груд­­­ной ребенок, - это собственное тело и свои потребности, фи­­­зиологические потребности, а также потребность в тепле и расположении ма­тери. Ребенок еще не знает своего "Я", обо­­­собленного от "Ты". Он еще находится в состоянии един­ства с миром, но это единство существует лишь до тех пор, пока его сознание не проснулось для вос­приятия индивидуальности и ре­­­альности. Внешний мир существует для него только в образе пищи и тепла, которые нужны ему для удовлетворения его пот­­­ребностей, а не как что-то или кто-то, осозна­ваемое реалис­­­тически и объективно. Фрейд обозначает такое ориентирование как "первичный нарцис­сизм".

При нормальном развитии данное состояние нарциссизма все больше и больше преодолевается посредством растущего восприятия внешней реальности и соответственно возрастающего чувства "Я" в отличие от чувства "Ты". Подобное изменение наступает прежде всего на уровне чувственного восприятия, когда вещи и люди воспринимаются как различные и своеобраз­­­ные величины. Это явля­ется предпосылкой возникновения языка. Прежде чем называть вещи по именам, необходимо распо­знать их в качестве индивидуальных и самостоятельных величин.

Гораздо больше времени требуется для ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ нарциссизма. Для ребенка в возрасте семи-восьми лет другие люди в основном все еще существуют как средство удовлетворения его потребностей. Их можно заменить, как только они выполнили эту свою функ­цию, и лишь с восьми-девя­­­ти лет ребенок начинает воспринимать другого человека так, что он МО­ЖЕТ НАЧИНАТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ (чувствовать, что потреб­­­ности другого человека так же важны, как и его собственные).

Первичный нарциссизм - нормальный феномен, который со­­­ответствует нормальному физическому и духовному развитию ре­­­бенка. Но нарциссизм существует и в более поздние периоды жизни ("вто­ричный нарциссизм", по Фрейду)

Он наступает в тех случаях, когда подрастающему ребенку не удается развить свою способность к любви или когда он ее теряет. Нарциссизм лежит в основе всех тяжелых психических заболеваний.

Для человека в состоянии нарциссизма есть ТОЛЬКО ОДНА реальность: его собственный процесс мышления, его собствен­­­ные чувства и потребности.Он не переживает внешний мир о б ъ­­­ е к т и в н о, он не воспринимает его о б ъ е к т и в н о, то есть не ощущает его как что-то, что имеет собственное положение, собственные условия и потребности.

В разных формах душевных заболеваний можно найти самые экстремальные формы нарциссизма. Душевнобольной потерял кон­­­такт с миром, он ушел в самого себя. ОН не может больше восприни­мать ни материальную, ни человеческую действитель­­­ность таковой, КАКОВА ОНА ЕСТЬ: но видит ее лишь такой, ка­­­кой ее формируют и определяют его собственные внутренние процессы. Либо он вовсе не реагирует на внешний мир или если реагирует, то делает это не в соответствии с его реаль­­­­­­ностью, а в соответствии с собственным мышлением и своими чувствами. Нарциссизм - противопо­ложный полюс объективности, разума, любви (какая- либо форма СООТНЕСЕННОСТИ является предпосылкой душевного здоровья вообще: среди многих форм отношений только ПРОДУКТИВ­НАЯ форма, любящее отношение, от­­­вечает условию сохранения свободы и целостности человека при объединение его с другим человеком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: