Т р а н с ц е н д е н ц и я через творчество или разрушение

Следующий аспект человеческой ситуации, который тесно связан с потребностью в соотнесенно­сти - это ситуация чело­­­века как ТВАРНОГО существа и его потребность преодолеть дан­­­ное состояние пассивного существования.

Человек был заброшен в этот мир без его знания, согла­­­сия или желания и будет из него изъят также без его согласия и желания. В этом отношении он не отличается от животных, растений и неоргани­ческой материи. Но поскольку человек на­­­делен разумом и силой воображения, он не может довольст­во­­­ваться пассивной ролью твари, смириться с ролью случайно брошенного жребия. Ему не терпится преодолеть роль тварного существования: он сам становится "Творцом".

Человек, как и все живые существа, может создавать жизнь; отличие в том, что он один осознает себя одновременно и тварью творцом. Человек (женщина) может воспроизводить жизнь. Люди - мужчины и женщины - могут производить опреде­­­ленные вещи: сеять хлеб, изготавливать материаль­ные предме­­­ты, создавать произведения искусства, идеи и любить друг друга.

В акте творчества человек трансцендирует самого себя как тварное существо, он поднимается себя над пассивностью и случайностью своего существования в область целенаправлен­­­ности и свободы. Потребность человека в трансценденции - одно из начал любви, а также искусства, религии и матери­ального производства. Предпосылкой творчества являются активность, забота и любовь к тому, что создается.

Может ли человек решить проблему трансцендентации са­­­мого каким-либо иным образом, кроме как через способность творить и любить? На эту потребность трансценденции есть и другой ответ: Если я не могу СОЗДАТЬ ЖИЗНЬ, то я могу ее РАЗРУШИТЬ. И в разрушении жизни я могу ее трансцендировать.

В том, что человек может разрушать жизнь, есть нечто столь же чудесное, как и в том, что он мо­жет создавать ее, поскольку жизнь - это чудо необъяснимое. В акте разрушения человек ставит себя над жизнью, он трансцендирует себя как тварное существо. Таким образом, человек, поскольку он чувствует необходимость трансцедировать себя, поставлен в ситуацию крайнего выбора ­­­создавать или разрушать, любить или ненавидеть.Колоссальная сила воли к разрушению, которая прослеживается в истории че­­­ловечества и свидетелями которой мы становимся в наше время, КОРЕНИТЬСЯ В ПРИ­РОДЕ человека, как и потребность что-то соз­­­давать.

Если говорят, что человек способен развить свой перво­­­начальный потенциал ДЛЯ ЛЮБВИ И РА­ЗУМА, то это вовсе не оз­­­начает наивной веры говорящих в добродетель человека от при­­­роды. ДЕСТ­РУКТИВНОСТЬ есть другая возможность развития, ко­­­торая сама корениться в человеческом сущест­вовании и которая имеет ту же интенсивность и силу, какую может иметь любая страсть.

Но - и это существенный момент, к которому я подвожу, ­­­она есть лишь альтернатива творчеству. Создавать и разру­­­шать, любить и ненавидеть - это не две величины, существую­­­щие независимо друг от друга. Обе эти возможности являются ответами на одну и ту же потребность в трансценденции. Жела­­­ние разрушать должно возникнуть тогда, когда не может быть удовлетворено желание что-то создавать. Удовлетворение пот­­­ребности к творчеству ведет к счастью; разрушение ведет к страда­нию, и прежде всего для самого разрушителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: