А) ситуация человека

Ситуация человека - ключ к гуманистическому психоанализу

а) СИТУАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

б) ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЕ КОРЕНЯТСЯ

В УСЛОВИЯХ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

1.Соотнесенность через любовь, или нарциссизм

2.Трансценденция через творчество или разрушение

3.Укорененность через братство или инцест

4.Переживание самотождественности через индивидуализм

или стадный конформизм

5.Поиски ориентации и объекта самоотдачи с помощью разума или иррациональным путем.

а) СИТУАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит животному миру. Жизнь животных определя­­­ется инстинктами, некоторыми моделями поведения (детермини­­­ро­ванными в свою очередь наследственными неврологическими структурами). Чем выше организовано животное, тем более гиб­­­ки его поведенческие модели и тем более не завершена к мо­­­менту рождения структура его приспособления к окружающей среде. У высших приматов можно наблюдать даже определенный уровень интеллекта - использование мышления для достижения желаемых целей. Жи­вотное способно выйти за пределы своих инстинктов, предписанных поведенческими моделями, но основ­­­ные элементы его существования остаются все те же.

Животное "проживает" свою жизнь благодаря биологическим законам природы. Оно часть природы и никогда не трансценди­­­рует ее. У животного нет совести морального порядка, нет осознания самого себя и своего существования. У него нет ра­­­зума, если понимать под разумом способность проникать сквозь данную нам в ощущениях поверхность явлений и постигать за ней суть. Поэтому животное не обладает и понятием истины, хотя оно может иметь представление о том, что ему полезно.

Существование животного характеризуется гармонией между ним и природой. Животное от при­роды наделено способностями, ­­­помогающими ему выжить в условиях, которым оно противопос­­­тав­лено.

В определенной точке эволюции живых существ произошел единственный в своем роде поворот, который сравним только с появлением материи, зарождением жизни или появлением живот­­­ных. Но­вый результат возник тогда, когда в ходе эволюционно­­­го процесса поступки в значительной степени перестали опре­­­деляться инстинктами. В момент, когда животное трансцендиро­­­вало природу, когда оно вышло за пределы предначертанной ему чисто пассивной роли тварного существа, оно стало самым бес­­­помощным (с биологической точки зрения) - РОДИЛСЯ ЧЕЛОВЕК. Рождение человека могло длиться сотни тысяч лет, однако в конечном результате оно привело к возникновению нового вида, который трансцендировал природу. Тем самым ЖИЗНЬ СТАЛА ОСОЗНА­­­ВАТЬ САМУ СЕБЯ.

Осознание самого себя, разум и сила воображения разруши­­­ли "гармонию", характеризующую суще­ствование животного. С их появлением человек становится аномалией, причудой универсу­­­ма. Он часть природы, он подвержен ее физичческим законам, которые не может изменить, и тем не менее он трансцендирует остальную природу. Он стоит вне природы и тем не менее явля­­­ется ее частью. Он безроден и тем не менее крепко связан с родом, общим для него и всех других тварей. Он заброшен в мир в случайной точке и в случайное время и так же случайно должен его снова покинуть. Но по­скольку человек ОСОЗНАЕТ се­­­бя, он ПОНИМАЕТ свое бессилие и границы своего существования Он предвидит собственный конец - смерть.

Человек НИКОГДА НЕ СВОБОДЕН от дихотомии своего сущест­­­вования: он уже НЕ МОЖЕТ осво­бодиться от своего ДУХА, даже если бы он этого захотел, и НЕ МОЖЕТ освободиться от своего ТЕЛА, пока он живет, а его тело будит в нем желание жить.

Разум, БЛАГОСЛОВЕНИЕ человека, одновременно является и его ПРОКЛЯТЬЕМ. Разум принуж­дает его постоянно заниматься поисками разрешения неразрешимой дихотомии. Жизнь человека отличается в этом плане от жизни всех остальных организмов: он находится в состоянии ПОСТОЯН­НОЙ И НЕИЗБЕЖНОЙ неуравнове­­­шенности. Жизнь не может быть "прожита" путем простого повто­­­рения модели своего вида. ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЖИТЬ САМ. Человек ­­­единственное существо, кото­рое может с к у ч а т ь, которое ­­может чувствовать себя изгнанным из рая. Человек - единс­­­твенное живое существо, которое ОЩУЩАЕТ собственное бытие КАК ПРОБЛЕМУ, которую он должен раз­решить и от которой он не может избавиться. ОН не может вернуться к ДОЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ СО­СТОЯНИЮ гармонии с природой. Он должен РАЗВИВАТЬ свой ра­­­зум, п о к а н е с т а н е т г о с п о д и н о м

н а д п р и р о д о й и н а д с а м и м с о б о й.

Но с онтогенетической и филогенетической точек зрения рождение человека в значительной мере явление НЕГАТИВНОЕ. У человека нет инстинктивной приспособленности к природе, у него нет физической силы; в момент своего рождения человек ­­­самый беспомощный из всех живых созданий и нуждается в защи­­­те гораздо дольше, чем любое из них. Единство с природой бы­­­ло им утрачено, и в то же время он не был обеспечен средс­­­твами, которые позволили бы ему вести новую жизнь вне приро­­­ды.

Его разум в высшей степени рудиментарен. Человек не знает природных процессов и не обладает инструментами, которые, смогли бы ему заменить утерянные инстинкты. Он живет в рам­­­ках неболь­ших групп и не знает ни самого себя, ни других. Его ситуацию наглядно представляет библейский миф о рае. В саду Эдема человек живет в полной гармонии с природой, НО НЕ ОСОЗНАЕТ САМОГО СЕБЯ. Свою историю он начинает с первого ак­­­та свободы - непослушания заповеди. Однако с этого момента человек начинает осознавать себя, свою обособленность, свое бессилие; он изгоняется из рая, и два ангела с огненными ме­­­чами препятствуют его возвращению.

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА основывается на том, что он УТРАТИЛ свою первоначальную родину - природу. Он никогда уже не смо­­­жет туда вернуться, никогда не сможет стать животным. У него ТОЛЬКО ОДИН ПУТЬ: покинуть свою естественную родину и искать новую, которую он сам себе соз­даст, в которой он ПРЕВРАТИТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР В МИР ЛЮДЕЙ И САМ СТАНЕТ ДЕЙ­СТВИТЕЛЬНО ЧЕЛОВЕКОМ.

Родившись и положив тем самым начало человеческой расе, человек должен был выйти из надеж­ного и ограниченного состо­­­яния, определяемого инстинктами. Он попадает в положение не­­­определен­ности, неизвестности и открытости. Известность су­­­ществует только в отношении прошлого, в отно­шении будущего ­­­она существует лишь постольку, поскольку данное знание отно­­­сится к смерти, кото­рая в действительности является возвра­­­щением в прошлое, в неорганическое состояние материи.

В соответствии с этим проблема человеческого существо­­­вания - единственная своего рода проблема в природе. Человек "выпал" из природы и все же еще находится в ней. Он отчасти КАК БЫ БОГ, от­части - ЖИВОТНОЕ, отчасти БЕСКОНЕЧЕН и отчасти КОНЕЧЕН.

НЕОБХОДИМОСТЬ ИСКАТЬ новые решения противоречий его су­­­ществования, все более высокие формы единения с природой, окружающими людьми и с самим собой ВЫСТУПАЕТ ИСТОЧНИКОМ всех психических сил, которые побуждают человека к деятельности, а также источником всех его страстей, аффектов и страхов.

Животное довольно, когда удовлетворены его естественные потребности - голод, жажда, сексуаль­ные потребности. В той степени, в какой человек является животным, эти потребности властны и над ним и должны быть удовлетворены. Но поскольку он существо человеческое, удовлетворение этих инстинктивных потребностей недостаточно, чтобы сделать его счастливым. Их недостаточно даже для того, чтобы сделать его здоровым. "Ар­­­химедов" пункт специфически человеческой динамики нахо­дится в этой неповторимости человеческой ситуации. Понимание чело­­­веческой психики должно осно­вываться на анализе тех потреб­­­ностей человека, которые вытекают из условий его существова­­­ния.

Итак, проблема, которую необходимо решать человечеству, как и каждому индивиду, - это проблема рождения. Что касает­­­ся индивида, то его телесное" рождение ни в коем случае не является столь ре­шающим и неповторимым событием, как это мо­­­жет сначала показаться.

Оно действительно означает важную перемену в смысле пе­­­рехода от внутриутробной жизни к внеут­робной. Однако во мно­­­гих отношениях ребенок после рождения не отличается от ре­­­бенка до рожде­ния. Он еще не может узнавать окружающие пред­­­меты, не может себя прокормить; он еще полностью зависит от матери и погибнет без ее помощи. В действительности же ПРО­­­ЦЕСС РОЖДЕНИЯ ПРО­ДОЛЖАЕТСЯ.

Ребенок начинает распознавать вещи, аффективно реагиро­­­вать на них, брать предметы, координиро­вать свои движения и ­­бегать. Но рождение на этом не заканчивается. Ребенок учиться говорить, поль­зоваться вещами и понимать их назначение. Он учиться вступать в отношения с другими представи­телями рода человеческого, избегать наказания и завоевывать похвалу и расположение окружающих. Постепенно подрастающий человек УЧИТЬСЯ любить, совершенствовать свой разум, объективно смотреть на мир. Он начинает развивать свои силы, осознавать себя как личность и ради целостной жизни учиться противосто­­­ять соблазнам своих чувств.

Таким образом, рождение человека в обычном смысле слова есть только НАЧАЛО рождения его В ДАЛЬНЕЙШЕМ СМЫСЛЕ. Вся жизнь индивида есть не что иное как процесс САМОПОРОЖДЕНИЯ. Ф а к т и ч е с к и мы полностью рождаемся к моменту, когда умираем, НО трагическая судьба боль­шинства людей заключается в том, что они УМИРАЮТ ЕЩЕ ДО СВОЕГО РОЖДЕНИЯ.

После всего, что мы знаем об эволюции человеческой ра­­­сы, рождение человечества следует пони­мать в том же смысле, что рождение индивида. Когда человек переступил определенный порог мини­мального инстинктивного приспособления к природе, он перестал быть животным, но он был еще так же беспомощен и так же плохо приспособлен к жизни в качестве человека, как и отдельный ребенок в момент своего рождения. Рождение челове­­­чества начинается с появления первых представителей homo sapiens, а история человечества представляет собой общий процесс этого рождения. Человеку потребовалось сотни тысяч лет для того, чтобы сделать первые шаги в человеческую жизнь. Он преодолел нарциссическую фазу магически-омнипотен­­­циальной ориентации, фазу тотемизма и покло­нения силам при­­­роды прежде чем начали развиваться его совесть, его объек­­­тивность, его любовь к ближнему.

За последние четыре тысячи лет человеческой истории выс­­­казывались пророчества о будущем пол­ностью родившегося и полностью проснувшегося человека. Они были разработаны вели­­­кими учите­лями человечества в Египте, Китае, Индии, Палести­­­не, Греции и Мексике в формах не очень отли­чающихся друг от друга

При каждом новом шаге, при каждой новой стадии нашего рождения нас снова охватывает страх. Мы никогда не свободны от двух противоборствующих тенденций: с одной стороны, выб­­­­­­раться из лона матери, из животной формы бытия в человечес­­­кую, из рабства на свободу, а с другой - возвра­титься в лоно матери, в природу, в безопасное и известное состояние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: