с помощью разума или иррациональным путем

Тот факт, что человек наделен разумом и способностью иметь представления, ведет не только к необходимости отож­­­дествить себя, но и к необходимости духовно и эмоционально ОРИЕНТИРО­ВАТЬСЯ в мире.

Данная потребность сравнима с процессом физической ори­­­ентации, завершающимся в первые годы жизни ребенка, когда он уже умеет самостоятельно бегать, брать предметы, использо­­­вать их и точно знает их предназначение. Но если ребенок мо­­­жет бегать и говорить, он этим умением сделает только первый шаг в направлении ориентации.

Человека окружают многие загадочные явления, и посколь­­­ку он наделен разумом, то должен их ка­ким-то образом класси­­­фицировать; он должен привести их в соотношение, которое можно понять и которое позволит ему мысленно заниматься этим. Чем больше совершенствуется его разум, тем более со­­­размерной становится его система ориентации, то есть ближе он подходит к реальности.

Но даже когда ориентация человека полностью иллюзорна, он все же удовлетворяет свою потреб­ность составить некую картину мира, имеющую для него смысл. Верит ли он в силу то­­­темного жи­вотного, в бога дождя или в превосходство и судьбоносное предназначение своей расы, его потреб­ность в ори­­­ентации удовлетворяется.

Конечно, картина мира человека зависит от степени раз­­­вития его разума и его знания. Если объем человеческого моз­­­га и не изменился в течении тысяч поколений, то все же пот­­­ребовался длительный процесс эволюции, чтобы достичь ОБЪЕК­­­ТИВНОСТИ, то есть способности видеть мир, природу, других людей и самих себя такими, каковы они есть, а не искаженно через, через желания и страхи. Чем больше человек развивает эту объективность, чем больше он вступает в контакт с дейс­­­твительно­стью, тем более зрелым он становится, тем больше у него возможностей построить гуманный мир, в котором он будет ­­­чувствовать себя дома.

Разум есть способность людей мысленно ПОСТИГАТЬ мир в противоположность интеллекту, под которым следует понимать способность МАНИПУЛИРОВАТЬ миром, с помощью рассудка. Разум - это инструмент, с помощью которого человек познает истину. Интеллект - это инструмент, который ему помогает успешно действовать в мире. Первый является человеческим по своей СУЩНОСТИ, второй принадлежит животной части человека.

Разум есть способность, которая требует тренировки для своего развития, и она неделима. Эта спо­собность к объектив­­­ности распространяется как на знание природы, так и на зна­­­ние человека, общества и самого себя. Если мы строим иллюзии в одной определенной области жизни, то тем самым ограничи­ва­­­ется и нарушается наша способность к разумному мышлению и затрудняется применение разума во всех других областях.

Потребность в ориентации представлена двумя уровнями. ПЕРВАЯ и более основополагающая потребность заключается в том, чтобы вообще обладать какой-то ориентацией, независимо от того6 правильна или неправильна. Если человек не обладает такой субъективно удовлетворительной ориен­тацией, то он не может быть душевно здоровым. Второй уровень потребности в рамках ориентации состоит в том, чтобы с помощью разума вой­­­ти в контакт с реальностью, объективно понять мир. Но не­об­­­ходимость развивать свой разум не является столь же важной, как необходимость создания ориен­тации вообще. Здесь речь идет о душевном здоровье, в то время как развитие разума имеет ре­шающее значение для счастья и спокойствия человека.

Если бы человек был только бестелесным интеллектом, он достиг бы своей цели, имея в своем распоряжении обширную систему мышления. Но поскольку он представляет единство духа и тела, он должен реагировать на дихотомию своего существо­­­вания не только посредством мысли, но и всем про­цессом жиз­­­недеятельности, своими чувствами и действиями. Поэтому каж­­­дая удовлетворительная сис­тема ориентации содержит не только интеллектуальные элементы, но также элементы чувства и чувс­­­твенного восприятия, которые проявляются по отношению к объ­­­екту самоотдачи.

Ответы на потребность в ориентации и объекте самоотдачи в значительной мере отличаются по со­держанию и форме. Есть ­­­примитивные системы, такие как анимизм и тотемизм, в которых ответами на поиски смысла жизни служат предметы природы или предки. Есть нетеистические системы, как, например, буддизм, которые обычно обозначаются как религии, хотя в своей перво­­­начальной форме они не содержали представлений о Боге. Есть чисто философские системы, такие, как стоицизм, и есть моно­­­теистические религиозные системы, которые отвечают человеку на поиски смысла жизни пред­ставлением о Боге.

Однако как бы ни были различны эти ответы по содержа­­­нию, все они отвечают потребности чело­века не только иметь в своем распоряжении какую-либо систему мышления, но и найти некий объект самоотдачи, который придавал бы смысл его жизни и положению в мире (какие ответы в поисках смысла жизни и объекта самоотдачи лучшие и какие худшие принимая во внима­­­ние природу чело­века?). (482). П.ГУРЕВИЧ (512)

Исходным для "гуманистического психоанализа" Фромма яв­­­ляется положение о том, что потребно­сти и влечения человека обладают только ему присущим качеством. Вполне реальна такая социальная действительность, которая наполнит существование человека смыслом, радостью и счастьем.

Человек - единственное живое существо, которое ощущает свое собственное бытие как проблему. Он должен ее разрешить, поскольку не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой. Он, следовательно, должен развивать свой разум, пока не станет господином над приро­дой и самим собой.

Определение "человеческой природы" не только правомоч­­­но, по Фромму, но и является кардиналь­ным вопросом философии. Понятие "человеческая природа" имеет все права на существова­­­ние. Зави­симость содержания этого понятия от характера пере­­­живаемой людьми эпохи не снимает наличия об­щих черт, свойс­­­твенных человеку вообще как существу, порождающему себя и свои социальные по­требности в практической и прежде всего трудовой деятельности. ­­­ ­­­ ­­­


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: