Тот факт, что человек наделен разумом и способностью иметь представления, ведет не только к необходимости отождествить себя, но и к необходимости духовно и эмоционально ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ в мире.
Данная потребность сравнима с процессом физической ориентации, завершающимся в первые годы жизни ребенка, когда он уже умеет самостоятельно бегать, брать предметы, использовать их и точно знает их предназначение. Но если ребенок может бегать и говорить, он этим умением сделает только первый шаг в направлении ориентации.
Человека окружают многие загадочные явления, и поскольку он наделен разумом, то должен их каким-то образом классифицировать; он должен привести их в соотношение, которое можно понять и которое позволит ему мысленно заниматься этим. Чем больше совершенствуется его разум, тем более соразмерной становится его система ориентации, то есть ближе он подходит к реальности.
Но даже когда ориентация человека полностью иллюзорна, он все же удовлетворяет свою потребность составить некую картину мира, имеющую для него смысл. Верит ли он в силу тотемного животного, в бога дождя или в превосходство и судьбоносное предназначение своей расы, его потребность в ориентации удовлетворяется.
|
|
Конечно, картина мира человека зависит от степени развития его разума и его знания. Если объем человеческого мозга и не изменился в течении тысяч поколений, то все же потребовался длительный процесс эволюции, чтобы достичь ОБЪЕКТИВНОСТИ, то есть способности видеть мир, природу, других людей и самих себя такими, каковы они есть, а не искаженно через, через желания и страхи. Чем больше человек развивает эту объективность, чем больше он вступает в контакт с действительностью, тем более зрелым он становится, тем больше у него возможностей построить гуманный мир, в котором он будет чувствовать себя дома.
Разум есть способность людей мысленно ПОСТИГАТЬ мир в противоположность интеллекту, под которым следует понимать способность МАНИПУЛИРОВАТЬ миром, с помощью рассудка. Разум - это инструмент, с помощью которого человек познает истину. Интеллект - это инструмент, который ему помогает успешно действовать в мире. Первый является человеческим по своей СУЩНОСТИ, второй принадлежит животной части человека.
Разум есть способность, которая требует тренировки для своего развития, и она неделима. Эта способность к объективности распространяется как на знание природы, так и на знание человека, общества и самого себя. Если мы строим иллюзии в одной определенной области жизни, то тем самым ограничивается и нарушается наша способность к разумному мышлению и затрудняется применение разума во всех других областях.
|
|
Потребность в ориентации представлена двумя уровнями. ПЕРВАЯ и более основополагающая потребность заключается в том, чтобы вообще обладать какой-то ориентацией, независимо от того6 правильна или неправильна. Если человек не обладает такой субъективно удовлетворительной ориентацией, то он не может быть душевно здоровым. Второй уровень потребности в рамках ориентации состоит в том, чтобы с помощью разума войти в контакт с реальностью, объективно понять мир. Но необходимость развивать свой разум не является столь же важной, как необходимость создания ориентации вообще. Здесь речь идет о душевном здоровье, в то время как развитие разума имеет решающее значение для счастья и спокойствия человека.
Если бы человек был только бестелесным интеллектом, он достиг бы своей цели, имея в своем распоряжении обширную систему мышления. Но поскольку он представляет единство духа и тела, он должен реагировать на дихотомию своего существования не только посредством мысли, но и всем процессом жизнедеятельности, своими чувствами и действиями. Поэтому каждая удовлетворительная система ориентации содержит не только интеллектуальные элементы, но также элементы чувства и чувственного восприятия, которые проявляются по отношению к объекту самоотдачи.
Ответы на потребность в ориентации и объекте самоотдачи в значительной мере отличаются по содержанию и форме. Есть примитивные системы, такие как анимизм и тотемизм, в которых ответами на поиски смысла жизни служат предметы природы или предки. Есть нетеистические системы, как, например, буддизм, которые обычно обозначаются как религии, хотя в своей первоначальной форме они не содержали представлений о Боге. Есть чисто философские системы, такие, как стоицизм, и есть монотеистические религиозные системы, которые отвечают человеку на поиски смысла жизни представлением о Боге.
Однако как бы ни были различны эти ответы по содержанию, все они отвечают потребности человека не только иметь в своем распоряжении какую-либо систему мышления, но и найти некий объект самоотдачи, который придавал бы смысл его жизни и положению в мире (какие ответы в поисках смысла жизни и объекта самоотдачи лучшие и какие худшие принимая во внимание природу человека?). (482). П.ГУРЕВИЧ (512)
Исходным для "гуманистического психоанализа" Фромма является положение о том, что потребности и влечения человека обладают только ему присущим качеством. Вполне реальна такая социальная действительность, которая наполнит существование человека смыслом, радостью и счастьем.
Человек - единственное живое существо, которое ощущает свое собственное бытие как проблему. Он должен ее разрешить, поскольку не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой. Он, следовательно, должен развивать свой разум, пока не станет господином над природой и самим собой.
Определение "человеческой природы" не только правомочно, по Фромму, но и является кардинальным вопросом философии. Понятие "человеческая природа" имеет все права на существование. Зависимость содержания этого понятия от характера переживаемой людьми эпохи не снимает наличия общих черт, свойственных человеку вообще как существу, порождающему себя и свои социальные потребности в практической и прежде всего трудовой деятельности.