Дж.Боккаччо и трансформация жанра новеллы

Новелла родилась вместе с эпохой Возрождения. В ней так же, как в лирике, менее интенсивно, но, пожалуй, более широко и наглядно выявился новый взгляд человека на самого себя, на окружающее его общество, быт, практику социальных и экономических отношений, на природу, на ценность и смысл земной жизни. Гуманистический индивидуализм дал новелле ее главное художественное содержание, в значительной мере предопределив характеризующие ее жанровые черты и особенности. Со своей стороны, новелла в немалой мере повлияла на формирование нравственных и эстетических идеалов итальянского Возрождения. Стоящий у самого начала европейского гуманизма «Декамерон» не только создал классический стиль и язык тогда еще только зарождающейся ренессансной прозы — в новеллистической книге Джованни Боккаччо четко обозначились как эстетические, так и общественные контуры своего рода идеальной модели гуманистической культуры Возрождения, постепенная реализация которой в литературе и изобразительном искусстве политически раздробленной Италии завершилась в XVI в. созданием истинно национальной классики Высокого Ренессанса.

Золотым веком итальянской новеллы стала пора зрелого и позднего Возрождения. Именно в XVI в. новелла в Италии получила широчайшее распространение, завоевала огромную популярность во всех слоях читающего общества и накопила что-то вроде арсенала новой литературной мифологии.

За пределами Италии новелла считалась, да и до сих пор считается едва ли не самым типичным жанром итальянского Возрождения В период расцвета в Западной Европе социального реалистического романа в ренессансной новелле видели прежде всего человеческий документ и ценили в ней главным образом общественно-историческую достоверность сюжетного материала. Жизненное правдоподобие почиталось в то время основной предпосылкой художественности.

В Италии отношение к итальянской новелле эпохи Возрождения было едва ли не прямо противоположным. Специально и много занимавшийся новеллистической прозой Джамбаттиста Салинари считает, например, что серьезно говорить о возрожденческой новелле можно только потому, что в итальянской литературе существовал «Декамерон» и утверждает, будто единственным произведением зрелого Возрождения, в котором итальянская новелла обрела необходимые ей эстетические качества, был «Неистовый Орландо» Ариосто.

Джованни Боккаччо (1313-1375).

Влияние Данте и Петрарки. Не добился прижизненной славы. Незаконный сын флорентийского купца и француженки. Родился в Париже, больше там не был. Обучался коммерции и юриспруденции, не любил, изучал античных авторов. В 14 лет уехал в Неаполь (1327-1340).

Знакомится с гуманистами, Марией Д Аквино, которую в поэзии будет называть Фьячеттой(Цветочек). Естественная любовь, земная, она его отвергла. Возвращается во Флоренцию. 1338 «Филоколо» любовь Флорио и Бьянчифьоре, новая худож. форма. «ФИлострато» октава, сюжет взят из романа о трое. 1339 – Тезеида, античный сюжет. 1341 "Амето", пастораль. 1342 «Любовное видение» психологизм. 45-46" Фьезоланские нимфы". Пастораль. "Декамерон" 52-54.

Ренессансный реализм. Прозаическая повесть-новелла, жанр идет из легенд, сказок.

Декамерон («десятидневник»). Состоит из 100 новел. Авантюрный приключенческий роман. Классический тип новеллы.

Взгляд на итальянскую новеллу «Декамерон» не только традиционен, но и в какой-то мере закономерен. Он соответствует внутренним тенденциям в развитии итальянской повествовательной прозы и отражает художественное самосознание возрожденческой новеллы. В Италии мерой поэзии «Декамерона» мерили себя даже идейно чуждые Боккаччо писатели. В XVI в. литературная репутация Боккаччо еще более возросла. В немалой мере этому содействовало появление печатных изданий. Уже в первой половине XVI столетия новеллистическая книга Джованни Боккаччо сделалась едва ли не самым читаемым произведением не только во Флоренции, но и во всей Италии. По свидетельству Банделло, декамероновские новеллы постоянно декламировались в самых аристократических салонах Рима, Милана, Венеции. Мантуи. Равенны и охотно пересказывались за трапезами богатых горожан.

После опубликования «Прозы о народном языке» Пьетро Бембо (1525) «Декамерон» стал в глазах ренессансных писателей таким же абсолютным образцом для подражания, как «Книга песен» Петрарки, как «Энеида» Вергилия. В начале XVI в. язык и стиль главной книги Боккаччо окончательно пошли в канон итальянской национальной классики. Гуманисты относились к «Декамерону» более чем двойственно. Ощущая высокие эстетические достоинства книги Джованни Боккаччо, сознавая ее идеологическую революционность, они тем не менее считали язык и стиль народной прозы «Декамерона» недостаточно ренессансными. Традицию здесь, как. впрочем, почти во всех областях гуманистической культуры Возрождения, заложил Франческо Петрарка. Вырывали куски и вольно переводили а латынь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: