Тема 9. Советский период творчества А.М. Горького

Тема 8. Поэзия С.А. Есенина

Тема 7. Творчество В.В. Маяковского (после 1917 г.)

Маяковский и Октябрь: революционная героика и проблема гуманизма («Наш марш», «Ода революции», «Хорошее отношение к лошадям»). Футуристическая идея соединения социальной революции с революцией в искусстве («Приказ по армии искусства», «Мы идем» и др.). «Мистерия-Буфф» в контексте послереволюционного театрального искусства.

Маяковский и РОСТА. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» и «Приказ № 2 по армии искусства» как поэтические декларации. Место лиро-эпической поэмы «Про это» (1923) в творчестве поэта: основная идея («по личным мотивам об общем быте») и ее отражение в сюжете, композиции и системе образов (в том числе в наличии «двойников» героя); связь поэмы с любовной лирикой Маяковского 1920-х годов.

-8-

Маяковский и леф: идея «жизнестроительства»; утверждение социализма как главная тема поэзии 1920-х гг. («Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка», поэма «Хорошо!» и др.). Отражение противоречий восприятия поэтом действительности в цикле стихов о загранице («Город», «Бруклинский мост», «Домой!» и др.).

Сатира Маяковского 1920-х гг. и ее основные объекты – бюрократизм, обывательство и т.д.; сатирическая традиция и новаторство («О дряни», «Прозаседавшиеся», «Бюрократиада», «Фабрика бюрократов» и др.). Сатирические пьесы «Клоп» и «Баня» и их художественное своеобразие, роль фантастического сюжета в них.

Тема судьбы поэта и смысла творчества («Юбилейное», «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Во весь голос» и др.).

Трагичность судьбы Маяковского и место его творчества в русской и мировой поэзии ХХ века. Полемика вокруг поэтического наследия Маяковского в современном литературоведении.

Трагичность судьбы поэта.

Раннее творчество: народно-поэтические и христианские мотивы первых произведений, образ Руси в них. Сборник «Радуница».

Есенин и Октябрь. «Орнаментализм» первых послереволюционных произведений. Философия народного быта в статье «Ключи Марии». «Инония» – образ «крестьянского рая». Поэт и имажинизм.

Противоречия в мировоззрении поэта в начале 1920-х гг.: «Москва кабацкая»; «Сорокоуст», «Не жалею, не зову, не плачу…» и др. Драматическая поэма «Пугачев». Очерки «Железный Миргород» и лирический цикл «Любовь хулигана» – отражение начала перелома в мировоззрении поэта.

Образ Родины в поэзии 1924–1925 гг.: «внутренняя драматургия» цикла «маленьких поэм» («Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь бесприютная», «Русь уходящая»), пушкинские мотивы в них; единство любовной и патриотической тем в лирическом цикле «Персидские мотивы» и др.

Лиро-эпическая поэма «Анна Снегина» в контексте творчества Есенина: социальное и общечеловеческое в произведении; система образов (в том числе автор, Сергей, Анна, Прон Оглоблин, Лабутя, мельник; мельничиха); своеобразие стиля и языка поэмы.

Горький и революция. «Несвоевременные мысли»: противоречия во взглядах писателя после Октября и отражение их в последующем творчестве.

-9-

Рассказы А.М. Горького 1922–1924 гг. как цикл, предвещающий создание объемной эпической формы: углубление психологизма; интерес писателя к «темным» сторонам сознания; отражение противоречивости характера русского человека (Пильщик, Карамора, Зыков и другие герои); приемы циклизации.

Роман А.М. Горького «Дело Артамоновых» (1923) – первое крупное произведение послеоктябрьского творчества писателя. Краткая история создания. Проблема жанра: философско-историческая эпопея, своеобразие историзма писателя. История семьи Артамоновых: тема расцвета и вырождения русской буржуазии. «Дело» как главный художественный символ. Основные герои романа: Илья, Петр, Яков и др.; приемы обрисовки их характеров (портрет, речь, поведение в аналогичных ситуациях и т.д.). Народ как скрытый герой романа: значимость истории семьи ткачей Морозовых, образа-символа Тихона Вялова – «видоизмененного типа Платона Каратаева» (Горький).

Драматургия А.М. Горького 1930-х гг. Пьеса «Егор Булычев и другие» (1932): образ главного героя как продолжение галереи буржуа-отщепенцев в творчестве писателя (Фома Гордеев, Матвей Кожемякин и др.); конфликт умного, душевно и духовно оригинального человека с миром чистогана; значимость образов Шуры и Глафиры. Разоблачение буржуазного индивидуализма и приспособленческой психологии в пьесе «Достигаев и другие» (1933); своеобразие композиции произведения. «Васса Железнова» – вершина послеоктябрьской драматургии Горького: трагический характер Вассы; Васса и Рашель – значение противостояния, тема материнства; образы Людмилы и Натальи: вырождение силы характера главной героини; первая (1910) и вторая (1935) редакции пьесы: смысл изменений. Своеобразие воплощения образа Вассы Железновой на русской сцене и в кинематографе (С. Бирман, Ф. Раневская, В. Пашенная, И. Чурикова и др.).

Роман А.М. Горького «Жизнь Клима Самгина» как итоговое произведение писателя (1925–1936). Краткая история создания. Смысл окончательного и промежуточных названий романа («История пустой души», «40 лет»). Проблема жанра (черты семейного романа, хроники, эпопеи) и полемика вокруг нее. Композиция произведения: роль эпизода, система «зеркал» (автор и герой) и лейтмотивов. Своеобразие историзма романа: соотношение исторического, сценического и биографического времени; «переживание истории» каждым персонажем. Образ Клима Самгина: становление характера героя, роль обстоятельств и «учителей» (Томилин, Варавка и др.); способы раскрытия характера (портрет, система «двойников» (Митрофанов, Никонова и др.) и антиподов (Кутузов, Спивак и др.)); смысл финала; «самгинщина» как черта эпохи и общечеловеческого типа.

-10-

А.В. Луначарский о романе и его главном герое (критическая статья «Самгин» (1932)): «концентрический» роман; «движущаяся панорама десятилетий».

Противоречивость идейно-художественной позиции писателя в последние годы жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: