Абсурдность человеческого существования в творчестве Ф.Кафки

Франц Кафка (3 июля 1883, Прага, Австро-Венгрия — 3 июня 1924) — один из основных немецкоязычных писателей XX века, большая часть работ которого была опубликована посмертно. Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом, способные пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства, — уникальное явление в мировой литературе.

Сам Кафка опубликовал четыре сборника — «Созерцание», «Сельский врач», «Кары» и «Голодарь», а также «Кочегар» — первую главу романа «Америка» («Пропавший без вести») и несколько других коротких сочинений. Однако главные его творения — романы «Америка» (1911—1916), «Процесс» (1914—1918) и «Замок» (1921—1922) — остались в разной степени незавершенными и увидели свет уже после смерти автора и вопреки его последней воле: Кафка недвусмысленно завещал уничтожить все им написанное своему другу Максу Броду.

Изолированность, странность, склонность к абсурду (часто, и обращение всего в абсурд), особый подход к изображению реальности (и вместе с тем беззастенчивое превращение её в фантастику), стремительные полёты фантазии в сочетании с необыкновенной лаконичностью и рафинированной простотой – всё это сделало творчество Франца Кафки совершенно особой частью мировой литературы.

Художественный мир Кафки, атмосфера его романов, новелл, притч – трагическая и туманная, многозначная и символическая, - сама манера его письма – кошмарно-сновиденческая, обезличенная и лирическая одновременно – открывают широкий простор субъективизму оценок. Со временем, после появления его работ, возникло множество «легенд о Кафке». Различные литераторы и мыслители интерпретировали его творчество, додумывая мировоззренческие границы, которых сам автор не устанавливал.

Тот психологический комплекс, который запечатлел Кафка и который составил его художественный вклад в литературу ХХ века, пронизан двумя главными эмоциями – страхом и чувством вины. Однако это чувство страха без конкретного обозначения угрозы и чувство вины без определенного прегрешения.

Страх в произведениях Кафки – широкое психологическое состояние, в пределах которого возникают различные импульсы. Так, главный персонаж в «Процессе», или в «Замке», или в «Америке» все время ощущает какие-то угрозы, его все время что-то подстерегает; никогда нельзя быть уверенным, что сказанное адекватно понято или что сказано именно то, что хотелось сказать.

Что же касается чувства вины, то в художественном мире Кафки самооправдание предшествует обвинению, даже суть которого так никогда и не раскроется.

Ещё одной особенностью художественного мира Кафки является то, что кому-то в нем обязательно достаётся роль отверженного, изгоя. Обычно это чиновник, клерк, человек со своими вполне устоявшимися стремлениями, в меру добрый и в меру злой, не хватающий с неба звёзд и мыслью не возносящийся слишком далеко. И то, что с ним происходит, никак им не провоцируется и не обусловливается, но обрушивается сверху по какому-то таинственному жребию.

Крайне интересно проследить те способы или, вернее, главный способ, с помощью которого становятся понятными чувства и переживания героев Кафки. Никаких эмоциональных описаний, объемных внутренних монологов (как в романтических произведениях) в его текстах не наблюдается. Важны действия и реплики персонажа, важна ситуация. Ситуация абсурда - ведь только такая ситуация позволяет «обрушить» на человека обстоятельства, в которых сможет приоткрыться его сущность.

Главный мотив творчества Ф. Кафки - отчуждение человека, его одиночество

45. Первая мировая война и литература "потерянного поколения".

1я Мир. Война начала 20в. Он наступил не по календарю, а в тот момент, когда война подвела итог достижениям традиции и морали 19в. С 1й Мир. Войной для Британской Империи закончилась викторианская эпоха. В Германии началась тенденция к объединению разрозненных земель. 1я Мир. В. словно подтвердила сущ. до этого только на бумаге теории – Прежнему образу жизни настал конец. 1я Мир.В. породила тоталитаризм. Итог в 30х г.г. он устанавливаетс сразу в нескольких гос-вах Европы.

В 1929г., через 10 лет после окончания 1й Мир. В. появляется «лит. потерянного поколения».

Потерянное поколение - это те, кто прямо со школьной скамьи уходил в окопы первой мировой войны. Тогда они по-ребячески ясно и безоговорочно верили всему, чему их учили, что слышали, что прочли о прогрессе, цивилизации, гуманизме; верили звонким словосочетаниям консервативных или либеральных, националистических или социал-демократических лозунгов и программ. Все идеалы разлетелись в прах под неотвратимыми ударами действительности. Их испепеляли огненные будни войны, их топили в грязи будни послевоенных лет.

Внезапно оказалось, что война и первые послевоенные годы уничтожили не только миллионы жизней, но и идеи, понятия; были разрушены не только промышленность и транспорт, но и простейшие представления о том, что хорошо и что плохо; было расшатано хозяйство, обесценивались деньги и нравственные принципы.

Один человек – ничто.

Представители:

Эрих Мария Ремарк («На западном фронте без перемен», «3 товарища»)

Ричард Олдингтон («Смерть героя» («роман-джаз»))

Эрнст Хемингуэй («Прощай оружие»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: