Мозаика церкви св. Виталия. Равенна

изображение святого в одну пространственную среду с молящимися. В то же время образы святых, неподвижно стоящие перед молящимися, пристально на них смо­трящие огромными глазами, представлялись значительными и неземными. У при­шедших в храм возникало ощущение пребывания внутри самой святости, что и со­ставляло основную идею всякого христианского центрического храма.

Наиболее целостный художественный ансамбль интерьера, где усиление спи­ритуалистического начала за счет своеобразных оптических эффектов получило продолжение, был создан в восьмигранной церкви св. Виталия в Равенне. В осно­ву декора легла сложная символическая программа, объединенная идеей жерт­венности. Мозаики сосредоточены главным образом в алтаре, где в апсиде изо­бражены сцены дарения: восседающий на сфере Христос дарит мученический венец св. Виталию, самому почитаемому в Равенне святому, патрону храма, а с противоположной стороны - основатель церкви епископ Экклесий подносит Хри­сту ее модель. В мозаиках нижнего яруса апсиды запечатлен исторический выход императора Юстиниана и его жены Феодоры, являющий картину предстояния им­ператорской четы перед Христом (см. цв. вкл.). В то же время эти изображения до­полняют ктиторскую сцену в конхе апсиды, поскольку Юстиниан держит в руках золотую чашу - дар храму, а Феодора - потир1 с золотыми монетами.

Все эти сложившиеся в раннехристианском искусстве направления - соз­дание и художественное оформление пергаменного кодекса, возникновение крестово-купольного типа культовых сооружений и мозаичный декор интерьеров - получили дальнейшее развитие в VI в., в годы правления Юстиниана Великого.

1 Потир - церковный сосуд, предназначенный для причастия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: