Империи (V-VI ВВ. )

На землях восточнохристианского мира, вошедшего в историю как Византия, начиная с V в. стали формироваться основы нового художественного стиля, оп­ределяющую роль в котором сыграли традиции эллинизма. В Восточной Римской империи, включавшей первоначально Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Сирию, Палестину, часть Месопотамии и Армении, Египет, Кипр, Крит, рай­оны Аравии, земли в Крыму и на Кавказе, преобладало греческое население, назы­вавшее себя ромеями. И именно ромеи-эллины с их богатым античным культурным наследием сыграли главную роль в формировании художественных принципов, по­лучивших развитие в последующие века.

Первый период развития византийской художественной культуры, длившийся два столетия, примечателен появлением в ней новых направлений. Прежде всего следует сказать о создании книги - так называемого пергаменного кодекса, состо­явшего из сшитых между собой отдельных тетрадей и заменившего неудобный для чтения и хранения папирусный свиток. Изготовление пергамента связано с деятельностью одной из самых знаменитых библиотек древнего мира, располо­женной в Пергамском царстве. Согласно рассказам древних авторов, царь Египта Птолемей был обеспокоен увеличением числа драгоценных рукописей в Пергам-ской библиотеке, грозившей затмить славу Александрийской, поэтому он запретил поставлять в Пергам папирус. Пергамская библиотека стала пополняться за счет произведений, написанных на пергаменте, представлявшем собой обработанную особым образом кожу телят или ягнят. Пергамент великолепно впитывал краску, что позволило красочно оформлять текст. Поскольку для оформления художники использовали более всего красную краску - миниум (лат. minium), книжная иллюст­рация стала называться миниатюрой. Самостоятельные композиции, заключенные в рамки и отделенные от строк, либо располагались на отдельных листах, либо за­нимали большую часть страницы.

Другой областью искусства, где возникали и развивались новые формы, была архитектура. Сведения о гражданском зодчестве Византии той поры довольно скуд­ны, но позволяют тем не менее предполагать, что первоначально крупные города сохраняли облик и планировку античного города с прямыми, как стрела, улицами, пересекающимися под прямым углом, без тех узких и кривых улочек, которые по­явились значительно позже.

Культовые сооружения, несмотря на поздние перестройки, сохранились, несо­мненно, лучше и свидетельствуют о том, что первоначально самым распростра­ненным типом храма в Восточной Римской империи являлась базилика. Таковы церковь Рождества в Вифлееме (около 333 г.), храм Гроба Господня в Иерусалиме (около 336 г.), церковь Санта-Мария Маджоре в Риме (360 г.).

Однако с V в. все большее распространение начали получать центрические по­стройки, важную роль в создании которых сыграли сирийская строительная школа, одна из ведущих в раннехристианском мире, и уже сложившийся к тому времени ритуал христианского богослужения. Культовая церемония с пением хора и соли-


стов разворачивалась вокруг специаль­ного возвышения, отмечавшего центр храма, прообраз будущего амвона (в пер. с греч. - восхожу). Это определенным образом обусловило появление куполь­ных перекрытий, поскольку купол также подчеркивал значение центра. Сущест­венный вклад в разработку купольной базилики внесли зодчие Малой Азии, но впервые переход от квадратного ос­нования стен к окружности купола при помощи четырех сферических треуголь­ников - «парусов» был осуществлен зодчими мавзолея Галлы Плацидии, ра-веннской царицы V в., в Равенне.

Церковный ритуал продиктовал так­
же художественное оформление интерь­
ера мавзолея. Согласно христианскому
учению, оно должно было соединить
два мира - реальный и потусторонний.
И искусство, прежде всего изобрази­
тельное, играло тут первостепенную,
роль, создавая божественные образы,
поучая и открывая путь к спасению,
УВОДЯ верующего ИЗ мира реального В Стена и «паруса» мавзолея Галлы Плацидии.
Сверхчувственный. Достижению ЭТИХ Фрагмент. Равенна

целей способствовали такие приемы, как принцип симметрии, плоскостность

композиции, разномасштабность фигур, их фронтальная постановка, позаимство­ванные у древнеегипетских образцов. Основным способом изображения была мо­заика - «мерцающая драгоценная живопись», дающая особые оптические эффекты и как нельзя более подходящая для создания отвлеченного образа, возвышенного и ирреального.

В мавзолее Галлы Плацидии интерьер воспринимался как преображенный мир, противостоящий реальности. Нижняя часть стен была облицована мрамором, а своды, «паруса» и купол выложены мозаикой глубокого синего тона, на котором вспыхивали золотые звезды и горели алые маки, а в куполе сиял крест и отре­шенно смотрели святые в белых одеждах. Призрачность и таинственность усу­гублялись естественным светом, лившимся из окон, расположенных в люнетах1 и сводах и являвшихся композиционными и символическими центрами изображе­ния. И только в люнете над входом место отсутствующего окна заняла фигу­ра Доброго Пастыря в золотом одеянии, сама сверкающая подобно освещенному окну (см. цв. вкл.).

Покрывая мозаикой сферические криволинейные поверхности, равеннские мас­тера обнаружили, что светлые орнаменты и фигуры оказывались на них зритель­но выдвинутыми вперед, в реальное пространство интерьера. Эффект этот усили­вался сделанным из золотой смальты фоном, который не имел глубины и не допускал ее. В сочетании с вогнутой поверхностью золото фона как бы «выносило»

1 Люнет - полукруглая ниша на плоскости стены, как правило, над окном или дверью.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: