Хотя династия Антонинов берет начало от Нервы и включает и Траяна, и Адриана, искусство этих периодов настолько различно, что в искусствоведческой литературе принято к культуре этой эпохи относить лишь памятники, созданные в годы правления Антонина Пия, Марка Аврелия и Коммода. Это было время, когда идея величия Рима утрачивала прежнее значение, когда переживала большие изменения римская религия и христианство все сильнее завоевывало умы и сердца людей, когда беспокойство и смутные предчувствия все более тревожили сознание римлян, находя отражение в литературе и философских трудах. В архитектуре в эти годы не было создано ничего, подобного Колизею или Пантеону, и основное внимание уделялось строительству домов и роскошных вилл в живописной местности Кампанья.
Поскольку в этот период возросла экономическая роль провинций, там также велось интенсивное строительство. В Тимгаде (Алжир), Лептис Магна (Ливия), Карфагене (Тунис) и других центрах Северной Африки воздвигались форумы, термы, театры, триумфальные арки. Те же процессы шли в Галлии, Германии, на Британских островах. Оживленная художественная деятельность наблюдалась в Греции и Малой Азии. В Сирии, этой процветающей провинции, где кончалась мощеная дорога и начинались караванные пути через пустыню, создавались выдающиеся памятники искусства: архитектурные ансамбли в Баальбеке, яркие мозаики в Антиохии, скульптурные портреты в Пальмире, красочные фрески в Дура-Европос.
|
|
Особенность провинциальной ар
хитектуры И-Ш вв. н.э. состояла не
только в использовании местного кам
ня-известняка, позволяющего делать
глубокую орнаментальную порезку,
дающую особый декоративный эф
фект. Местные художественные при
страстия К нарядности, необычности Арка Адриана. Аф
архитектурных форм, богатой игре светотени обусловили возникновение совершенно особенных архитектурных памятников.
В Эфесе сохранилась библиотека, представляющая собой прямоугольный зал, где входы богато декорированы коринфскими колоннами, нишами для статуй и углублениями в стенах для рукописей.
В Лептис Магна поражал воображение огромный нимфей (святилище, посвященное нимфам) с полукруглой экседрой1, украшенной колоннами и многочисленными нишами, из которых били струи воды. Облицованный цветным мрамором и мозаичными вставками нимфей представлял собой настоящий «театр воды».
В больших и богатых сирийских городах полы домов, портиков, храмов покрывали красочные мозаики. В Антиохии роскошные мозаичные композиции отражали две тенденции в этом виде декоративного искусства. В мозаиках, следующих эллинистическим традициям, фигуры богов и героев размещались на свободном пространстве в живых динамичных позах. Яркие и сочные цветовые пятна только усугубляли их декоративный эффект.
|
|
Для мозаичных композиций так называемого «стиля провинциальной живописи» были характерны скованность движений, схематизм в изображении, монотонность повторов. Сюжеты упрощались до одного действия, а обрамлению отводилась ведущая роль: персонажей изображали только в жестких границах рамок, а сами рамки представляли собой однообразное размеренное расположение квадратиков, ромбов и других геометрических фигур. Развитие «стиля провинциальной живописи» наблюдалось в росписях домов, храмов, гробниц сирийского города Дура-Европос и в портретах, найденных в Фаюмском оазисе в Египте. Их отличают пренебрежение к пластике, плоскостность, схематизм. Те же черты мы видим в коптских тканях, производившихся египетскими христианами - коптами. При этом утрата скульптурности возмещалась усилением красочного воздействия, что являлось проявлением основной тенденции художественного развития этого периода.