Искусство империи Антонинов

Хотя династия Антонинов берет начало от Нервы и включает и Траяна, и Ад­риана, искусство этих периодов настолько различно, что в искусствоведческой ли­тературе принято к культуре этой эпохи относить лишь памятники, созданные в годы правления Антонина Пия, Марка Аврелия и Коммода. Это было время, когда идея величия Рима утрачивала прежнее значение, когда переживала большие из­менения римская религия и христианство все сильнее завоевывало умы и сердца людей, когда беспокойство и смутные предчувствия все более тревожили созна­ние римлян, находя отражение в литературе и философских трудах. В архитектуре в эти годы не было создано ничего, подобного Колизею или Пантеону, и основное внимание уделялось строительству домов и роскошных вилл в живописной мест­ности Кампанья.

Поскольку в этот период возросла экономическая роль провинций, там также велось интенсивное строитель­ство. В Тимгаде (Алжир), Лептис Магна (Ливия), Карфагене (Тунис) и других центрах Северной Африки воз­двигались форумы, термы, театры, триумфальные арки. Те же процессы шли в Галлии, Германии, на Британ­ских островах. Оживленная художе­ственная деятельность наблюдалась в Греции и Малой Азии. В Сирии, этой процветающей провинции, где конча­лась мощеная дорога и начинались ка­раванные пути через пустыню, соз­давались выдающиеся памятники искусства: архитектурные ансамбли в Баальбеке, яркие мозаики в Антиохии, скульптурные портреты в Пальмире, красочные фрески в Дура-Европос.

Особенность провинциальной ар­
хитектуры И-Ш вв. н.э. состояла не
только в использовании местного кам­
ня-известняка, позволяющего делать
глубокую орнаментальную порезку,
дающую особый декоративный эф­
фект. Местные художественные при­
страстия К нарядности, необычности Арка Адриана. Аф


архитектурных форм, богатой игре светотени обусловили возникновение совер­шенно особенных архитектурных памятников.

В Эфесе сохранилась библиотека, представляющая собой прямоугольный зал, где входы богато декорированы коринфскими колоннами, нишами для статуй и углублениями в стенах для рукописей.

В Лептис Магна поражал воображение огромный нимфей (святилище, посвя­щенное нимфам) с полукруглой экседрой1, украшенной колоннами и многочислен­ными нишами, из которых били струи воды. Облицованный цветным мрамором и мозаичными вставками нимфей представлял собой настоящий «театр воды».

В больших и богатых сирийских городах полы домов, портиков, храмов по­крывали красочные мозаики. В Антиохии роскошные мозаичные композиции отра­жали две тенденции в этом виде декоративного искусства. В мозаиках, следующих эллинистическим традициям, фигуры богов и героев размещались на свободном пространстве в живых динамичных позах. Яркие и сочные цветовые пятна только усугубляли их декоративный эффект.

Для мозаичных композиций так называемого «стиля провинциальной живопи­си» были характерны скованность движений, схематизм в изображении, моно­тонность повторов. Сюжеты упрощались до одного действия, а обрамлению от­водилась ведущая роль: персонажей изображали только в жестких границах рамок, а сами рамки представляли собой однообразное размеренное расположение квадра­тиков, ромбов и других геометрических фигур. Развитие «стиля провинциальной живописи» наблюдалось в росписях домов, храмов, гробниц сирийского города Дура-Европос и в портретах, найденных в Фаюмском оазисе в Египте. Их отли­чают пренебрежение к пластике, плоскостность, схематизм. Те же черты мы ви­дим в коптских тканях, производившихся египетскими христианами - коптами. При этом утрата скульптурности возмещалась усилением красочного воздействия, что являлось проявлением основной тенденции художественного развития этого периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: