Театр и декоративно-прикладное искусство барокко

Комедию масок - commedia del'arte - можно считать самым древним искусством, и эта зрелищная импровизационная драма не случайно достигла своего расцвета в эпоху барокко. В комедии дель арте театр взял верх над литературой, ибо главным в комедии масок были не написанные для актеров сюжеты, где рассказан ход пьесы и указана последовательность выходов, а их импровизированные диалоги, шутки и


проделки. Разумеется, актеру не приходилось каждый вечер импровизировать роль, он играл свою маску всю жизнь, постепенно сживаясь с ее характером и накапли­вая запас фраз, движений и комических положений. Множество масок возникало на короткий миг и исчезало, но главные комедийные характеры оставались неизмен­ными: знаменитый венецианский купец Панталоне - ревнивый, нерешительный и бестолковый, в неизменном коротком камзоле, плаще с капюшоном, красных чул­ках; его слуги - плуты и повесы Бригелла и Арлекин, наряженные в костюмы, один - в полосатый, а другой - из разноцветных кусочков; служанка Коломбина, простак Тарталья, забияка Скарамуш. Кроме того, в каждой пьесе непременно имелась влю­бленная пара. Каждая итальянская маска говорила на диалекте родного города. При стереотипных драматических ситуациях и нескольких шаблонных «характерах», выраженных определенными масками, свободно импровизирующих свои роли, с особенной силой проявлялось индивидуальное мастерство актера.

Второй значительной формой театрального искусства XVII в. стала опера. В оперном искусстве драма подчинялась музыке, лишавшей сценическое действие той динамичности, которая была присуща комедии дель арте. Опера потребовала иной архитектуры театрального помещения, иного устройства сцены, иного деко­ративного оформления, обеспечивающего опере зрелищность, Первым архитекто­ром-декоратором был Джованни Баптиста Алеотти (1546-1632). Он возвел впе­реди просцениума арку иуглубил сценическую площадку на 20 м, создав тем самым новую конструкцию сцены - сценическую коробку. Арка давала возможность закры­вать на время сцену занавесом и менять декорации. Декоративное убранство сцены полностью отвечало эстетике барокко и имело целью произвести впечатление по­давляющего великолепия, значимости, роскоши. В барочном театре все было гран­диозным, преувеличенным: если пейзаж, то с могучими деревьями, если дворец, то с изобилием колонн, арок, статуй. Величавость зрелища усугублялась иллюзор­ной перспективой, превращавшей сцену в часть вселенной.

Барокко обогатило театр живописными костюмами. В театре Шекспира и Лопе де Беги актеры одевались в подлинные костюмы знати, которые доставались им «с барского плеча». В комедии дель арте актеры выступали в наряде, который ука­зывал либо на профессию - купец, юрист, доктор, воин, куртизанка, либо на пси­хологическую характеристику - болтун, хвастун, развратница. В театре барокко впервые костюмы создавались для сцены и должны были ошеломлять богатством отделки, обилием драпировок, разнообразием ткани. Костюм стал важным деко­ративным элементом театрального действа и начал оказывать влияние на при­дворную моду, проявляясь в необыкновенно пышных, изобилующих украшениями модах XVII в.

Особенность театра барокко заключалась в том, что он превратился постепен­но в закрытое помещение и обусловил появление специальной отрасли архитекту­ры -строительство театральных зданий. В закрытом помещении возникла пробле­ма освещения, которое превратилось из технического средства в художественное. В театре применялись различные осветительные эффекты: яркий свет, темнота с мерцающими огнями, фейерверк, дымовая завеса и пожар - излюбленный сцениче­ский эффект в театре барокко. Таким образом, динамика присутствовала не только в движениях актеров, но и в подвижности самой сцены: постоянно обновляющиеся декорации приобретали особую динамичность из-за полета колесниц по воздуху, движения облаков, изображения волнующегося моря. Мир барочного театра стал подвижен и изменчив так же, как архитектура и живопись барокко.

Вобяастидекоративно-прикладногоискусстванаибояееингереснойпредставяя- ется мебель, отличающаяся тяжеловесностью форм и прихотливым орнаменталь-


ным декором. В Испании распространение получили кресла и стулья на точеных ножках с высокими спинками, обитые кожей с тисненым орнаментом, который часто дополнялся росписью золотом. В Германии вошли в моду массивные дву­створчатые гамбургские шкафы на ножках в форме шаров с мощными карнизами и «лучковым» фронтоном посередине. Во Фландрии невероятно фантастическо­го вида орнамент - ормушлъ (от нем. ohrmuschel - ушная раковина) использовал­ся в отделке спинок кресел и деревянных панелей. Мебель постепенно приоб­рела на. столько сложные криволинейные очертания, что вместо резного декора использовались бронзовые накладки. Вошли в моду также шкафы, секретеры, сто­лики, криволинейные поверхности которых украшали рисунком из кусочков шпона различных пород дерева, имеющих свою окраску и рисунок. Этот новый вид декора - деревянная мозаика, появившийся впервые во Фландрии, а затем в Германии и Франции, называется маркетри (от фр. marqueterie - «испещренный знаками»).

Одним из проявлений стиля барокко в декоративно-прикладном искусстве стали изделия из богемского стекла, поскольку техника стеклянной резьбы наибольшее развитие получила в Южной Германии и Чехии, территория которой когда-то на­зывалась Богемией. Это стекло было абсолютно прозрачным и толстостенным, по­этому его гранили, как драгоценные камни, и получали резные, сверкающие алмаз­ными гранями изделия, названные за их блеск хрусталем (от греч. krystallos). Из богемского хрусталя делали ограненные бокалы и большие кубки в виде перевер­нутого колокола с точеными ножками, а также люстры и зеркала.


Аллегория Земли. Шпалера. Палаццо Публике Сиена

 

Стены интерьеров в эпоху барокко затягивали дорогим глазетом - тканью с вплетенными в рисунок золотыми и серебряными нитями, брюссельскими шпале­рами с бахромой и кистями. Их своеобразие заключалось в соединении изобрази­тельных КОМПОЗИЦИЙ С обилием фигур, декоративных ДрапирОВОК И ПЫШНЫХ бор-


дюров из букетов, фруктов и птиц. Самые знаменитые брюссельские шпалеры были созданы по картонам Рубенса, и вместе с усложнением изобразительных ком пози­ций, с их no-рубенсовски барочным великолепием, усложнился и бордюр, допол­нившийся архитектурными деталями: витыми колоннами, карнизами, картушами, гирляндами из плодов,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: