Фламандская живопись XVII в. была вторым после итальянской архитектуры к скульптуры ярчайшим порождением стиля барокко, и все самые значительные ее произведения были подвластны закономерностям этого стиля: динамизму, возвышенной духовности, изяществу и иллюзорности.
Главным критерием живописи барокко считалась красота. При этом художники видели красоту не в природе, не в прозе жизни, а в мистическом озарении, в «величественном», выраженном через намеренно укрупненные формы, пышные мантии, драпировки.
Другой важной особенностью живописи была передача движения, пластики.
Театральность и вычурность форм, свойственные живописи барокко, невероятное сочетание возвышенной духовности и крайнего натурализма, грандиозности и излишества мелких деталей нашли отражение в творчестве самого великолепного живописца барокко - Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Написав для одной из антверпенских церквей алтарный триптих «Водружение креста», он сразу стал законодателем в сфере живописного искусства Фландрии.
|
|
Картина буквально пронизана движением. «Взлетающий» по диагонали крест задает тон всему произведению, в котором жизненная энергия, необузданная сила бьет через край, и в каждом штрихе проступает любовь художника к жизни, преобразующая все, вплоть до темы смерти.
Движение осталось основой живописного языка Рубенса во втором триптихе -«Снятие с креста»: каждый персонаж, каждая складка одежды, каждый жест переданы в движении, как бы повторяя абрис тела Христа.
Все персонажи обеих алтарных картин показаны крепкими мускулистыми атлетами, причем самым могучим, похожим на Зевса Олимпийского, несмотря на мертвенный цвет кожи, является сам Христос. Оба произведения никак не назовешь скорбными, хотя они и воскрешают страшные события, происшедшие почти два тысячелетия назад на Голгофе. Именно в этих картинах, как в зеркале, отразились два важных принципа, воспринятых Рубенсом в Италии: ренессансная оценка человека как главного носителя духовных ценностей и расчет на внешнюю красоту и экспрессию, присущие церковному католическому обряду.
Это невероятное соединение материализма и иррациональной, мистической атмосферы определило главные особенности созданного Рубенсом постренессансно-го «большого стиля» - динамичного, напряженного ижизнерадостного. В творчестве Рубенса монументальные формы органично слились с ярко-чувственным восприятием мира, основу которого составляли телесная красота и стихийное природное начало.
Поскольку обнаженное женское тело в первую очередь являлось основой чувственной стихии, отвечающей идеалам художника, на его картинах много женщин, как правило, героинь мифологических сказаний. Андромеда, Юнона, Венера, грации, менады отражают идеал женской красоты, как его понимал Рубенс: это пышная, дебелая блондинка с развитыми формами тела, довольно длинными ногами, выпуклым животом, тяжелыми ягодицами, широкой спиной, нежно-розовой эластичной кожей, мягкими локонами светлых волос и красивым бездумным лицом.
|
|
Работая над пейзажем, Рубенс формально следовал традиции нидерландских романистов, придерживаясь принципа построения «классического» ландшафта, разработанного в Италии и предусматривающего композицию с традиционно расположенными по сторонам в виде кулис скалами и деревьями и глубокой пер-
спективой на дальнем плане. Но эта условная схема ландшафтного изображения до неузнаваемости менялась под кистью Рубенса, насыщалась мощной природной стихией. Несущиеся по небу в неудержимом вихре облака, громоздящиеся скалы, низвергающиеся в пропасть потоки воды придают его пейзажам необычайно бурный и динамичный характер.
Еще большим движением наполнены любимые Рубенсом охоты - «Охота на кабана», «Охота на крокодилов и гиппопотамов», «Охота на львов», «Охота Аталан-ты», составляющие особый раздел его пейзажных композиций и больше напоминающие битвы (см. цв. вкл.).
Рубенс являлся одним из создателей и крупнейших мастеров живописного барочного портрета. Причем особенность его творчества в этом жанре состояла в том, что между официальными портретами высокопоставленных лиц и изображениями близких ему людей не существовало значительного стилистического различия, разве что в постановке фигур и костюмах: в первом случае наблюдается больше торжественности и внешнего блеска. Рубенс развивал портретный жанр в чисто декоративном направлении. Его гуманизму был несвойствен интерес к духовной сущности и психологическому состоянию человека. Портретная характеристика от этого теряла в своей глубине, но блеск исполнения искупал этот недостаток. Рубенса интересовала не столько индивидуальность, сколько природная первооснова, отражение чувственного мира моделей, к какому бы социальному кругу они ни принадлежали.
В то же время в двух «интимных портретах», относящихся к позднему периоду творчества Рубенса, проступает душевная теплота и искреннее чувство. В «Портрете Елены Фоурмен с детьми» и в «Шубке» художник отказался от парадных одежд, эффектных поз, нарядного обрамления фигур. В портрете Елены Фоурмен нежность любящей матери, склонившейся к мальчику, сочетается с прелестью цветущей молодой женщины. А в образе полуобнаженной красавицы, шелковистую кожу которой оттеняет пушистый мех шубки, отражен идеал красоты, радость бытия, насыщенная душевной теплотой.
Особая эмоциональная тональность рубенсовских картин достигается тонко продуманными цветовыми сочетаниями: прозрачными легкими тенями моделированы лица, складки одежд легки и расплывчаты, мерцают золотистые нимбы волос, Рубенс всегда писал сильно разведенными красками, едва касаясь кистью холста или доски. Но из этих прозрачных и текучих мазков рождались неповторимые образы художника, соединившего в своем творчестве два заветных дара: рисунок Микеланджело и колорит Тициана.
Не справляясь с огромным количеством заказов, Рубенс организовал целую фабрику по производству картин, на которой работали лучшие художники Фландрии: Ян Брейгель Старший «Бархатный», Антонис ван Дейк, Франс Снейдерс. Влияние (картин рубенсовской школы на все европейское искусство было столь значительно, чтодосихпореестильотождествляетсясфламандскойнациональнойшколойвцелом.