В недрах романтического искусства начала XIX в, стал формироваться реализм, связанный с прогрессивными общественными настроениями. Впервые этот термин ввел в обиход в середине XIX в. французский литературный критик Ж. Шанфлери для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму» Но реализм является категорией более глубокой, нежели отдельные художественные стили в искусстве. Реализм в широком смысле слова нацелен на полное отражение реальной жизни. Он является своеобразным эстетическим стержнем художественной культуры, который ощущался уже и в эпоху Возрождения - «ренессансный реализм», и в эпоху Просвещения - «просветительский реализм». Но с 30-х годов
XIX в. реалистическое искусство, стремившееся к точному отображению окружающего, невольно обличало буржуазную действительность. По времени это течение, получившее название критический реализм, совпало с подъемом рабочего движения в различных странах Европы.
Первоначально реализм отождествляли с натурализмом, и переходом к нему, скажем, в Германии и Австрии, являлся бидермайер - стилевое направление, для которого была характерна поэтизация мира вещей, уюта домашнего интерьера, пристальное внимание к семейным бытовым сценам. Бидермайер довольно быстро выродился в мещанский слащавый натурализм, где на первое место выступали незначительные бытовые подробности, но выписанные «точь-в-точь как в жизни».
|
|
Во Франции реализм был связан с прагматизмом, преобладанием материала стических взглядов, господствующей ролью науки. Среди крупнейших представителей реализма в литературе - О. Бальзак, Г. Флобер, а в живописи - О. Домье и Г. Курбе.
Опоре деБальзак (1799-1850) уже в одном из первых своих произведений «Шагреневая кожа», сочетая романтическую образность и символику с трезвым анализом, реалистически отобразил атмосферу Парижа после революции 1830г. По законам своего искусства Бальзак в серии романов и повестей, составивших эпопею «Человеческая комедия», показал социальный срез общества, в котором живут и взаимодействуют представители всех классов, состояний, профессий, психологических типов, ставшие нарицательными, такие как, например, Гобсек и Растиньяк. Эпопея, состоящая из 90 романов и рассказов и связанная общим замыслом и персонажами, включала три раздела: этюды нравов, философские этюды и этюды аналитические. Этюды нравов отображали сцены провинциальной, парижской, сельской жизни, частной, политической и военной. Тем самым Бальзак гениально показал законы развития реальной действительности по спирали от фактов к философскому обобщению. По словам самого автора, он добивался изображения общества, «заключающего в себе основу своего движения». Эпопей Бальзака - грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского общества, отражающая его противоречия, оборотную сторону буржуазных отношений и нравов. При этом Бальзак не раз утверждал, что пишет не портреты определенных лиц, а обобщенные образы: его литературные персонажи были не рабски копируемыми моделями, а представляли собой некий образец рода, сочетающий в себе наиболее характерные черты того или иного образа. Обобщение одна из главных заповедей эстетики Бальзака.
|
|
Эстетика Гюстаеа Флобера (1821-1880) нашла свое выражение в созданной им концепции об особой роли и элитарности литературы, уподобляемой им науке Появление романа «Госпожа Бовари» ознаменовало новую эпоху в литературе. Воспользовавшись простым сюжетом о супружеской неверности, Флобер нашей способ показать глубинные истоки окружающей пошлости, моральное ничтожество провинциальных буржуа, удушливую атмосферу Второй империи, сложившейся после июльского переворота Луи Бонапарта 1848 г. Роман, этот шедевр французской литературы, недаром называют энциклопедией французской провинции XIX в. Писатель, отбирая характерные детали, восстанавливает из незначительных примет времени историческую картину всего общества. Крошечный городок Ионвиль, в котором разворачивается действие романа, в миниатюре представляет всю Францию: здесь есть свое дворянство, свое духовенство, своя буржуазия, свои рабочие и крестьяне, свои нищие и пожарные, занявшие место военных. Эти люди, живущие бок о бок, по существу разобщены, равнодушны друг к другу и подчас враждебны. Социальная иерархия здесь нерушима, сильный
помыкает слабым: хозяева вымещают злобу на прислуге - на ни в чем не повинных животных. Эгоизм и черствость, как зараза, распространяются на всю округу, настроения безнадежности и тоски проникают во все поры жизни. Флобер-художник был озабочен цветом и звуковым строем романа, служившим своеобразным аккомпанементом к печальной истории Эммы Бовари. «Мне, - писал Флобер, - важно было только одно - передать серый цвет, цвет плесени, в которой прозябают мокрицы». Своей провинциальной драмой Флобер наносил удар по мещанскому вкусу, по лжеромантизму. Недаром «Госпожу Бовари» сравнивали с «Дон Кихотом» Сервантеса, положившим конец увлечению рыцарским романом. Флобер доказал огромные возможности искусства реалистического и оказал решающее влияние на развитие реализма в мировой литературе.
Революция 1830 г. открыла новый этап и в истории художественной культуры Франции, в частности способствовала развитию карикатуры как мощного средства критики. В литературе поэзия, в изобразительном искусстве - графика наиболее живо отзывались на революционные события. Признанным мэтром сатирической графики был Оноре Домье (1808-1879). Будучи блестящим рисовальщиком, мастером линии, он одним штрихом, пятном, силуэтом создавал выразительные образы и сделал политическую карикатуру подлинным искусством.
Виртуозно владея техникой светотеневой моделировки, Домье использовал в живописных работах графические приемы и всегда подчеркивал контур. Спокойной текучей черно-коричневой линией он очерчивал контуры фигур, профили, головные уборы, что составляло особенность его живописного метода.
Живописные работы Домье обозначаются циклами, первым из которых стал революционный. Вполне обоснованно можно сказать, что революция 1830 г, создала Домье-графика, революция 1848 г. - Домье-живописца. Домье был убежденным республиканцем, и симпатии художника были на стороне пролетариата и демократической интеллигенции. Самой значительной работой революционного цикла является «Восстание», где, изобразив всего несколько фигур, расположив их по диагонали, Домье добился впечатления и движения большой толпы людей, и воодушевления масс, и протяженности действия за пределами холста. Акцент был сделан им только на фигуре молодого человека в светлой рубашке. Он подчинен общему движению и вместе с тем направляет его, обернувшись к идущим сзади и поднятой рукой указывая путь к цели. Рядом с ним интеллигент, на бледном лице которого застыло изумление, но и он, увлеченный общим порывом, сливается с толпой.
|
|
Цикл «Дон Кихотов» можно назвать сквозным циклом в творчестве Домье. Его трактовка образов Дон Кихота и Санчо Пансы не имеет аналогов во французском искусстве. В противоположность банальным иллюстраторам Сервантеса, Домье интересовался только психологической стороной образа, и лейтмотивом всех его 27 вариаций является изможденный, невероятно высокий и прямой Дон Кихот, едущий среди угрюмого холмистого пейзажа на своем чудовищно костлявом, похожем на готическую химеру Россинанте; а за ним на осле вечно отстающий трусливый Санчо Панса. Образ Санчо как бы говорит: довольно идеалов, довольно борьбы, пора, наконец, остановиться. Но Дон Кихот неизменно следует вперед, верный своей мечте, его не останавливают препятствия, не привлекают Жизненные блага, он весь в движении, в поиске.
Если в «Дон Кихоте» Домье отражал трагическое противоречие между двумя сторонами человеческой души, то в серии «Судьи и адвокаты» вставала ужасающая противоположность между видимостью, внешним обликом человека, и его сущностью. В этих поистине гениальных сериях Домье поднялся до социальных и
политических обобщений. Его судейские, оставаясь характерными представителями французского правосудия XIX в., стали олицетворением не только буржуазного суда, но буржуазного общества в целом, приобрели типические черты.
Адвокатов и судей Домье можно назвать квинтэссенцией фальши и лицемерия, монументальным изображением порока. Таков образ опытного заматерелого адвоката в кар» тине «Защитник», пускающего профессиональную слезу и красивым жестом указывающего на подсудимую с лукаво-воровским лицом. Таков адвокат-победитель, величественно выступающий с гордо поднятой головой в картине «Во Дворце правосудия» и продолжающий играть роль перед публикой, олицетворяя собой силу и уверенность. Таков адвокат, оставшийся наедине с собой, с лица которого исчезли показное добродушие и важностью осталось только колючее хищное выражение.
|
|
О. Домье. Дон Кихот. Музей д'Орсе. Париж |
Но истинными героем Домье, центральной темой его творчества были современники - простые люди: рабочие, мелкие служащие, ремесленники, прачки. Его ставшая крылатой фраза «надо быть человеком своего времени» отражала не только выбор темы, но и общее направление критического реализма.
Ключевой фигурой во французском реалистическом искусстве бесспорно является Гюстае Курбе (1819-1877). Он первым из западноевропейских художников открыто провозгласил своим творческим методом реализм, указав на его демократическую природу. Обращаясь к насущным вопросам действительности, он изображал их без прикрас, идеализации и сентиментальности, не обходя вниманием самые неприглядные стороны жизни. Персонажами его картин были представители всех слоев населения, в том числе самых низших - нищие, проститутки, рабочие. Но главным в творчестве Курбе было его умение при изображении конкретных людей придавать их облику черты типической значимости и в каждом герое угадывать судьбу целого поколения. Таковы его крупные работы «Послеобеденный отдых в Орнане», «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане». Наиболее показательна в этом отношении картина «Ателье» - сложная аллегорическая композиция, где за каждым реалистическим, портретно узнаваемым образом скрывается определенный типаж, возведенный в ранг символа.
В центре этого огромного по размерам холста художник пишет маслом картину. За его спиной обнаженная модель - любимый Курбе тип женщины с пышными формами и далеко не идеальными пропорциями - олицетворяет неприкрытую правду, которой послушна
Г. Курбе. Ателье. Музей д'Орсе. Париж
его кисть. Помещенный в тени за мольбертом манекен в позе распятого свидетельствует о презрении к академической живописи, ему противопоставлено новое искусство - реалистический пейзаж на мольберте, который академизм не признавал жанром, достойным истинного художника. Мальчишка в продранной на локте рубахе, обтрепанных штанах и стоптанных башмаках, застывший в восторге перед холстом, символизирует свежесть и непосредственность восприятия народа в противоположность ложным оценкам вкуса буржуа. Справа от мольберта размещены реальные персонажи: пристроившийся на столе мужчина, погруженный в чтение, - поэт Шарль Бодлер, автор «Цветов зла», символизирует поэзию; сидящий на табурете критик Шамфлери - прозу; пять стоящих мужчин - это друзья художника, которых он высоко чтил за социалистические взгляды. Мужчина с бакенбардами и женщина в дорогой шали - богатые любители искусства, заказами поддерживающие художника, - аллюзия на просвещенных буржуа; парочка у окна символизирует свободную любовь - демонстративный вызов буржуазной морали. Ребенок, рисующий на полу, воплощает один из основных принципов реализма - внутреннюю свободу от сковывающих правил академической художественной школы.
Слева столпились представители различных социальных слоев общества и вероисповеданий, каждый из которых является своего рода аллегорией: бедная женщина в рваной одежде, кормящая ребенка, - аллегория нищеты; рабочий в блузе и кепке - аллегория труда; человек в клетчатых брюках с тканью на коленях, - аллегория торговли и т.д. Сидящий на переднем плане егерь с собакой олицетворяет охоту, которой увлекался Курбе. Разложенные у его ног атрибуты романтизма - гитара, широкополая шляпа с пером и кинжал, воплощающие надуманную романтику, противопоставлены романтике действительной - охоте. На столе слева от холста череп - символ смерти - помещен на газету, что по замыслу Курбе свидетельствовало о неблаговидной роли правой печати и критиков, определяющих художественный вкус.
Художник подчеркивал, что это аллегория нового типа, реалистическая, в которой каждый образ взят из жизни, а место действия вполне конкретно. Для Курбе неотъемлемым качеством реалистического искусства являлась его полезность и социальная характеристика модели, а отнюдь не отражение ее внутреннего мира.
Ставя вопрос о функции реалистического искусства, Курбе уподоблял его философскому трактату или литературному манифесту, утверждая, что сущность реализма - это отрицание идеала, что разум должен главенствовать во всем, что касается человека. Отрицание идеала, считал Курбе, приводит к освобождению личности и в конечном счете к демократии. Реализм в своей основе, утверждал он, искусство демократическое.
**#
Реализм XIX в. всесторонне развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации. Его ведущими принципами являлись объективное отображение существенных сторон жизни, воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах, жизненная достоверность изображения, преобладающий интерес к проблеме зависимости личности от общества и истории.