Архитектура постмодернизма. Ле Корбюзье

В архитектуре еще на закате модерна железобетонная конструкция здания све­лась в конечном счете к соответствию внутренних и внешних форм. Конструкти­визм предполагал серийное проектирование жилых домов, как две капли воды по­хожих один на другой, где ордерный канон уступал место простому соединению конструкций. Признанным лидером нового движения стал Ле Корбюзье. Он вы­двинул новую градостроительную концепцию «Современный город на 3 милли­она жителей», предвосхитившую на десятилетия композицию городского ансам­бля: территория должна была застраиваться башенными домами, между которыми располагались зеленые зоны и транспортные магистрали. Любопытно, что Ле Кор­бюзье охарактеризовал дома как «объекты, поставленные посреди пейзажа», слов­но предвидя, что эти конструкции будут заведомо чужды природе. В своих зданиях архитектор широко использовал бетон, структуру ячеек, передвижные перегород­ки в интерьере, реализуя на практике пять пунктов новой архитектуры: дом подни­мается над землей на сваях; применение каркаса обеспечивает свободную плани­ровку интерьера; опоры каркаса отступают вглубь от плоскости фасада, что делает возможным любое его оформление; геометрический объем завершается пло­ской кровлей; ленточные окна выполняют сугубо функциональную роль. Прину­дительная геометризация, отсутствие зрительных акцентов, «верха» и «низа», ос­нования и завершения делали конструктивистские здания невыразительными. В период между двумя мировыми войнами концепция строительства крупномас-


ЛеКорбюзье. Павильоне парке Медельхем. Брюссель

штабных «машин для жилья» существовала лишь в проектах, и высотные здания, которым отводилась главная градообразующая роль, возводились только в Америке - в гуще городской застройки, вне связи с градостроительной системой.

В Европе наиболее продуктивно развивались две градостроительные тенден­ции. Первая - антиурбанистическая, основанная на старой идее города-сада, имела целью рассредоточить население больших городов в расположенных вокруг горо­дах-спутниках. Идеальная модель города предполагала объединение в одном ан­самбле жилых районов, парковых и лесных зон с вынесением за пределы этого «зе­леного пояса» автомобильных дорог.

Вторая - урбанистическая тенденция состояла в благоустройстве жилых, осо­бенно рабочих, кварталов, рационализации городского транспорта, зонировании территории. В русле этой тенденции производились частичная реконструкция и возведение дешевого муниципального жилья в Кёльне, Амстердаме, Берлине, Вене и других городах. Эта так называемая социальная архитектура соответствовала са­мым необходимым потребностям жильцов, что и обусловило строительство ма­лоэтажных домов с малогабаритными «минимальными квартирами». Она бази­ровалась на использовании новых конструкций (металлического каркаса, сборных бетонных панелей) и материалов (железобетона, стекла), способствуя зарождению новой эстетики утилитаризма и рационализма. В многочисленных жилых кварта­лах и рабочих поселках, застроенных секционными домами, выявились эстетиче­ская скудость и удручающее однообразие «социальной архитектуры», отвечавшей лишь аскетическим нуждам человека. Таковы, например, поселки «Сите модерн» около Брюсселя, «Карл-Маркс-Хоф» в Вене, «Китайская стена» в Берлине. В целом рационалистическая архитектура превратилась в интернациональное явление, опе­рирующее едиными градостроительными и архитектурными принципами.

В то же время архитектурный облик административных и общественных зда­ний, несмотря на использование железобетонных конструкций и новых материа­лов, оформлялся в духе национальной романтики или неоклассики. Таковы круп­нейшие общественные здания - Дворец Шайо в Париже, построенный Жаком Карлю, дворец Стоклетт в Брюсселе, спроектированный Жаном Ван Неком и Вик-


тором Орта, Дворец наций в Женеве, созданный по проекту Анри Нено, - соору­женные в конце 30-х годов.

Еще большее значение неоклассика приобрела как официальный стиль тотали­тарных режимов, сформировавшихся в межвоенные десятилетия и опирающихся на классическое и национальное наследие. В таком стиле гигантских размеров, не соответствующих пропорциям человеческого тела, были построены парадные ком­плексы административных зданий в Риме, Мюнхене, Нюрнберге, Мадриде,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: