double arrow

АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Идеи просветителей, связанные с распространением знаний, пропагандой науки, освобождением от предрассудков, обожествлением природы, призывами к простоте и естественности, соответствовали эстетике классицизма. В области архитектуры и декоративно-прикладного искусства вновь возродились классические традиции и классические формы. В живописи стало модным все, связанное с жизнью и бытом древних римлян, тем более что в 1748 г. начались раскопки Помпеи, а тридцатиле­тием раньше были открыты под пеплом Везувия развалины города Геркуланума.

Отличительной особенностью архитектуры неоклассицизма XVIII в. во Фран­ции стал отказ от античных классических норм. Уже не соотношение несущих (цо­коля, колонн) и несомых (антаблемента, фронтона) частей - альфы и омеги антич­ного классического здания являлось основой архитектурной композиции. Во главу угла теперь ставилась функциональная задача - создание большого внутреннего пространства, соответствующим образом декорируемого.

В архитектуре утвердился классический тип симметричной крестово-куполь-ной базилики. По образцу собора св. Петра в Риме архитектор ЖакЖерми Суффло (1713-1780) возвел в Париже собор св. Женевъевы, построенный на месте старин­ной церкви, где были захоронены останки легендарной покровительницы Пари­жа. С 1791 г. по ассоциации с римским обычаем церковь была превращена в усыпальницу великих людей Франции и получила название Пантеон. Здание представляет собой в плане греческий крест, в центре которого возвышается ку­пол, опирающийся на четыре столба. Фасад воспроизводит древнеримский портик, украшенный фронтоном. Купол с фонарем покоится на высоком барабане, окру­женном колоннадой, над которой расположен еще один, аттиковый пояс - вид ба­рабана, созданный Ардуэном Мансаром для церкви Инвалидов. Именно этот ва­риант неоклассицизма надолго определил развитие церковной архитектуры не только во Франции, но и во всей Европе (собор св. Павла в Лондоне, Исаакиевский собор в Петербурге).



Собор св. Женевьевы (Пантеон). Арх. Ж. Ж. Суффло. Париж


Другим типом зданий той эпохи стала церковь св. Маг­далины, строительство ко­торой началось в 1764 г. Несмотря на христианские мо­тивы обильного декорума, со­оружение напоминает больше языческий храм, являясь воп­лощением античной простоты и целесообразности.

Выдающимся архитекто­ром и декоратором француз­ского неоклассицизма был Жак Анж Габриэль (1698-1782). Один из его шедевров - знаменитый Малый Трианон загородный дворец, построен­ный в Версале по заказу Лю­довика XV. Малый Трианон на десятилетия определил тип паркового дворца-павильона. Характерным для «стиля Га­бриэль» было изящное сочета­ние прямых и округлых линий в оформлении интерьера и в мебели. Этот стиль еще не по­рывал с рококо, а лишь вво­дил его формы в более спо­койное, рациональное русло.


Малый Трианон. Арх. Ж. А. Габриэль. Версаль


Площадь Согласия. Арх. Ж. А. Габриэль. Париж

На смену асимметрии и усложненности рококо в декоре все шире использовались античные мотивы: факелы, колчаны со стрелами, рога изобилия, грифоны, сфин­ксы. У кресел стали делать круглые спинки и ножки в виде звериных лап. Господ­ствовавшими цветами оставались все пастельные тона с преобладанием белого и золотого.

То же сочетание просторных плоскостей и округлых форм было положено в ос­нову проекта знаменитой площади Согласия в Париже. И по масштабу, и по за­мыслу эта площадь явилась гениальным творением, перешагнувшим свое время, и даже столетия спустя она органично вписывается в непрерывно меняющийся план Парижа. С обеих сторон площади Габриэль оставил зеленые массивы Елисей-ских полей и парка Тюильри, ничем не заслонив мягкие естественные линии ланд­шафта. Третья сторона нашла природную границу в набережной Сены. И лишь на четвертой архитектор поместил здания, но не замкнутой стеной, а двумя корпу­сами, в просвете между которыми открывается вид в глубину на церковь св. Маг­далины, созвучную боковым ризалитам корпусов. Так родилась площадь нового типа, со всех сторон наполненная движением: в нее вливаются улицы, парковые аллеи, мост, переброшенный через Сену, и сама Сена. Совсем небольшая по своим размерам, она кажется огромной из-за широкой раскрытости пространства и из-за глубины панорам, открывающихся с нее и включающих в ее ансамбль даже отда­ленные здания.

Под влиянием нравоучительства французских просветителей и примитивизма их эстетических оценок классицистические тенденции постепенно выродились в сентиментализм.

Сентиментализм являлся крупнейшим в художественной культуре течением, связанным с просветительскими идеалами о доброте, присущей каждому человеку от природы. Слова «добродетельный» и «чувствительный» стали в эти годы самы­ми лестными эпитетами. Любые проявления какого-либо переживания - состра­дания, горя, восторга, любви - принимали самые причудливые формы. Знатные Дамы украшали свои прически портретами подруг или медальонами с видами Церквей, где похоронены их родители; в театральных залах стало обычаем зады­хаться от рыданий или терять сознание.


В живописи идеалы сентиментализма наиболее полно выразил Жан Батист Грёз (1725-1805). Его картины отличаются морализаторством, назидательностью, граничащей с пошлостью, а кроме того, слащавостью в изображении молоденьких, соблазнительных, но обязательно бедных и несчастных девушек, нищих детей, обе­здоленных стариков (см. цв. вкл.). Как отмечали многие, «его простота была наи­гранной, а нравственность часто оказывалась двусмысленной». Успех художника именно в силу этих качеств был огромен, особенно в том, что касалось его бытовых картин с пропагандой банальных житейских истин. «Паралитик, за которым уха­живают его дети, или Плоды хорошего воспитания», «Балованное дитя, или Пло­ды дурного воспитания», «Наказанный сын», «Разбитые яйца» и другие картины Грёза вызывали фурор; перед ними собирались благоговейные толпы, люди плака­ли. Резонер заглушал в Грёзе художника, ему так важно было быть рупором добро­детели, что он писал пространные письма с подробными комментариями и объяс­нениями сюжетов и каждой детали своих картин.

Такая всепроникающая литературность, когда картины стали пересказывать, как роман, была отличительной чертой живописи эпохи Просвещения, девизом кото­рой была фраза: «Живопись и поэзия - сестры».

Сентиментализм не требовал особого стилистического оформления, посколь­ку обращен был к личному и утверждал самоценность внутреннего мира челове­ка, его интимные переживания.

Только Жак Луи Давид (1748-1825) сумел соединить классические образы и формы с идеями и ценностями, ставшими доминирующими во французском об­ществе. И это гениальное соединение дало искусству и всей культуре новый стиль -революционный классицизм.


Ж.Л. Давид. Клятва Горациев. Лувр. Парцж

К концу XVIII в. французская буржуазия превратилась в могучую силу, способ­ную оказывать решающее влияние практически на все стороны общественной жиз­ни. В области культуры она также выработала собственный вкус и эстетические


нормы, противопоставляя скром­ные добродетели, полезные для нации, легкомыслию паразитиче­ской и расточительной аристо­кратии. Новые ценности - чувство ответственности, готовность вы­полнить гражданский долг, спо­собность на искренние и вер­ные чувства, скромность - были созвучны духу римской антич­ности.

Давид первым воскресил тра­гически суровую республикан­скую античность, полную политических бурь. Появление «Клятвы Горациев», живопис­ного шедевра французского не­оклассицизма, возвещало начало новой, романтической эпохи. Не­случайно Давид в основу сюжета положил древнее предание, рас­сказанное римским историком Титом Ливнем и воспроизведен­ное в трагедии П. Корнеля.

Ж.Л. Давид. Спальня императрицы Жозефины. Мальмезон

В искусство, таким образом, пришел новый герой - римский республиканец, для которого гражданский долг превыше все­го и который во имя исполнения

его готов принести в жертву и себя, и своих близких. Воплощенный Давидом в Го-рациях идеал политического деятеля и борца стал художественной религией эпо­хи. И он как нельзя лучше соответствовал представлениям и настроениям того по­коления, которому предстояло совершить революцию.

Художественная манера Давида отличается удивительной точностью рисунка, «чеканностью» формы, В то же время его живописи присущи богатые, тончайшие цветовые нюансы,

Давид, один из вдохновителей Великой французской революции, ее активный участник, пережил затем тяжелый идейный кризис и стал первым живописцем Им­перии и придворным художником Наполеона Бонапарта, прославляя его так же, как до того - героев Римской республики, создав для него стиль «ампир» (от фр. empire -империя). За основу «стиля империи» были взяты формы искусства Древнего Рима, поскольку Наполеон стремился к блеску и славе римских императоров. Пышность, великолепие и театральность отличают этот «величественный стиль римлян». К примеру, спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон представляла со-бойнекое подобие походного шатра римских императоров; стало модным украшать любые предметы античными и египетскими орнаментами.

Выдающийся художник, Давид был, пожалуй, единственным живописцем, роль Которого так велика в создании не только стиля в искусстве, но и стиля жизни Целой исторической эпохи. Давид диктовал моду в одежде, прическе, манере по­ведения. Но при этом он был величайшим эклектиком в силу того, что всю жизнь


приспосабливал классицистические формы для выражения самых разных, быстро меняющихся актуальных идей. Его огромные полотна, истинно классические по духу, реалистичны по композиции и трактовке сюжета, романтичны по настрое­нию и ампирны по художественным амбициям,

XVIII век с точки зрения истории искусства был «коротким» веком, отделен­ным от предыдущего несколькими бесплодными десятилетиями. Его «сердцеви­на», наиболее значительная часть - была создана во Франции в годы между смертью Людовика XIV - короля-солнца и первыми признаками приближающейся револю­ции, т.е. в промежутке между двумя жесткими государственными системами.


ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: