Архитектура и иконопись Новгорода и Пскова

Монголо-татарское нашествие жестоко поразило Древнюю Русь. Естественно, что в большинстве городов центральной и северо-восточной Руси, таких, как Вла­димир, Суздаль, Ярославль, Ростов, замерло крупное строительство. Однако Вели­кий Новгород и Псков, сильные независимые города, продолжали строить, в том числе и каменные церкви, понимая, что богатый соборный храм - зримое свидетель­ство могущества города. Правда, после появления на Руси татар полностью прекра­тилось сооружение крупных городских и монастырских соборов, появился обычай строить совсем небольшие храмы.

Были церкви монастырские, сооруженные по инициативе новгородских архие­пископов, и уличанские, строителями которых выступали жители того или иного прихода, причем львиную долю расходов несли богатые «гости» - купцы.

Поскольку монастырская община состояла обычно из десяти-двадцати монахов, необходимости в монументальном монастырском храме и не было. Кроме того, в этих городах княжеская власть утратила свой авторитет иуступила место республи­ке, в которой огромным влиянием пользовались архиепископы. Церковь же пред­почитала иметь много, пусть и небольших, церковных зданий.


Первым каменным храмом после нашествия татар, построенным в 1292 г., была монастырская церковь Николая Чудотворца Липенского мужского монастыря. Дру­гим образцом монастырского храма являлась церковь Успения Богородицы на Во-лотовом поле. Обычно монастырский храм - это квадратное в плане небольшое помещение с четырьмя столбами, тремя нефами, одной массивной апсидой на вос­токе, притвором на западе и одним куполом шлемообразной формы.

Уличанские храмы крупнее, и весь их вид более торжественный. Почти все они, как и монастырские церкви, одноглавые, с одной массивной апсидой, но без при­твора. Вместо него на западной стене паперть - крыльцо перед входом.

Фасады всех новгородских храмов имеют обычно трехлопастное заверше­ние, крыши, как правило, восьмискатные. Такое отступление в строении крыши от общевизантийского стиля определялось местными климатическими условиями - частыми холодными дождями, снегопадами. Нетрадиционное устройство внут­ренних посводных перекрытий продиктовало и особую организацию внутреннего пространства новгородского храма: столбы, поддерживающие своды, широко рас­ставлены и близко придвинуты к стенам. Из-за этого внутри храм кажется выше, чем на самом деле.

Новгородские храмы строили целиком из кирпича или из разноцветного бу­лыжника с вставками из плоского кирпича - плинфы, что обеспечивало перели­вы цвета от серовато-голубого до ярко-красно-коричневого и сообщало зданию не­обычайную живописность.

Украшали храмы очень скромно: вставленными в клад­ку крестами из кирпича; тремя маленькими прорезями там, где должно было быть одно боль­шое окно; «бровками» над окна­ми и типичным псковско-нов-городским узором на барабане. Узор этот состоял из квадратов и треугольников. Выше орна­ментального пояса, а иногда вместо него, шла цепь кокош­ников - дуговых ступенчатых углублений. Алтарную апсиду оформляли вертикальными ва-ликовыми разводами, соединен­ными поверху дугами. Особо следует сказать про свойствен­ные только новгородским церк­вам так называемые голосники: горшки и кувшины, вмазанные горизонтально в стены, в бара­бан купола, в «паруса» и своды и служившие своеобразными микрофонами.

Главные культовые построй­ки Пскова располагались на тер-

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. риториикремляив ДОВМОНТОВОМ

Новгород городе - участке, тесно при-


мыкавшем к кремлю. Все псковские церкви невелики по размерам, приземистые, обширные в нижней части, и выглядят они чрезвычайно устойчиво. Для создания большей устойчивости и внешней мягкости очертаний мастера слегка «завалива­ли» стены внутрь. Все они одноглавые, на четырех либо шести столбах, с одной (редко с тремя) апсидой, притвором и позакомарным покрытием.

Церковные паперти были весьма массивными сооружениями, основу которых составляли мощные каменные столбы. На них укладывали один конец арки, а дру­гим она упиралась в стену. Нередко сверху арки обрамляли щипцовой кровлей.

Отличительной особенностью псковских церквей являлось наличие подклета -специального подвала, предназначавшегося для хранения церковного имущества, товаров и даже оружия.

Характерный признак псковского церковного зодчества - асимметрия, созда­вавшаяся наличием придела и звонницы. Придел - небольшая церковка, имеющая главу и апсиду на востоке и посвященная какому-либо святому, пристраивался к храму с южной либо северной стороны. Входили в него через главный храм, но ча­сто он имел свой притвор. Звонницы, появившиеся впервые в псковском зодчестве, либо возвышались над западным притвором или над папертью придела, являясь не­отъемлемой частью храма, либо представляли собой отдельно расположенное стол­пообразное сооружение - колокольню с проемами для колоколов и двускатной кры­шей, увенчанной главкой.

Склонность псковских мастеров к асимметрии особенно просматривается в церкви Николы на Усохе, построенной на границе осушаемого болота - усохе. Цер­ковь представляет собой одноглавый храм с тремя апсидами, подклетом, притвором, крыльцом-папертью. С северной стороны к нему примыкает обширный придел, имеющий притвор, над которым воз­ведена звонница. К южной апсиде пристроена одноглавая часовня «Не­угасимая свеча», имеющая сильно выступающее крыльцо-паперть. Вся эта конструкция представляет собой сложную асимметричную компози­цию.

Построенные вновь храмы не­пременно украшали. И если в Киев­ской Руси и крупных княжествах первоначального периода феодаль­ной раздробленности храмы укра­шали в основном мозаичными ком­позициями и фресками, то во второй половине XIII в. главенствующая роль отводится иконе. Вообще с татаро-монгольским нашествием больше развивались такие виды ху­дожественного творчества, которые не требовали крупных денежных за­трат и предметы которого в случае нужды легко можно было переме­щать.

До середины XIII столетия мест­
ные особенности ИКОНОПИСИ ВЬфа- Церковь Николы на Усохе. Псков


жались довольно слабо, поскольку основной школой живописи, где приобретали свои умения мастера, была киевская, выросшая в свою очередь на традициях ви­зантийского искусства.

Вторжение татар, длительная изоляция Руси от Византии, а также разоб­щенность русских городов в известной степени способствовали развитию мест­ных особенностей в искусстве. Именно в XIII в. произошло окончательное форми­рование новгородской школы живописи, а чуть позже, в XIV в., - псковской и московской.

Уже с конца XII в. в новгородской иконописи стали появляться черты, кото­рые в дальнейшем определили ее особенности: наличие ярких красочных пятен, их контрастное сочетание, повествовательность и пристрастие к сюжетным под­робностям. Стилистически характерными для новгородской живописи второй по­ловины XIII в. являются иконы «Иоанн Лествичник, св. Георгий и св. Власий», «Спас на престоле», «Св. Георгий с житием», в них совсем не ощущается высо­кий аристократизм «Устюжского Благовещения». Глядя на лики святых и все, что их окружает, понимаешь, с каким теплым чувством писал эти иконы богомаз и по­чему они гораздо больше, чем иконы аристократического круга, отвечали вкусам широких слоев новгородского общества.

Для новгородских иконописцев чрезвычайно показателен выбор святых. Чаще всего изо­бражались Никола, Георгий, Илия, Власий, Флор и Лавр, Параскева Пятница, Анастасия. Эти святые имели в народном сознании прямое отношение к ходу сельской и городской жиз­ни. К Николе обращались во всех трудных случаях, он также охранял на водах и в путеше­ствиях. Илию молили о дожде в засуху, просили уберечь от грозы и огня. Флор и Лавр по­читались как покровители коневодов. Параскева Пятница и Анастасия слыли пособницами торговли и брака. Многие святые заменили прежние языческие божества. Так, Власий счи­тался покровителем скота и как бы сменил Велеса - «скотьего бога». Велико-мученик и по­кровитель воинства Георгий стал покровителем земледелия и коневодства, поскольку его день отмечался 25 апреля, когда табуны выгоняли в поле. По народному убеждению все эти святые могли принести конкретную пользу.

На иконе «Иоанн Лествичник, св. Георгий и св. Власий» центральная фигу­ра изображает Иоанна Лествичника, византийского религиозного писателя, автора «Лествицы», в тридцати главах которой говорится о тридцати нравственных под­вигах монахов. Образ Иоанна Лествичника совпадал с образом популярного в Нов­городе архиепископа Иоанна. В расположении фигур сказываются традиции кти-торских портретов, в которых покровитель главы семьи - большего размера, чем покровители сыновей, и изображен в центре. Контуры фигуры Иоанна, крупные черты лица, ровные пряди его бороды, которым как бы вторят вертикально падаю­щие складки одеяния, делают похожим его на деревянное изваяние. При этом икона отличается большой художественной выразительностью благодаря красному фону, высветлению на одеждах, сочетанию ярких цветовых пятен (см. цв. вкл.).

На иконе «Св. Георгий с житием» вокруг св. Георгия на коне, поражающего ко­пьем дракона, по периметру доски, в клеймах (небольших прямоугольниках), изо­бражались сюжеты из жизни святого, «страсти»: отречение св. Георгия от богатства и раздача его нищим, суд царя, отсечение св. Георгию головы и т.п. Эта икона так­же написана на алом фоне (так в древнем Новгороде изображался «свет вечности»), яркими, звучными красками. По композиции она крайне проста. Клейма по краям средника служат орнаментальным украшением; рисунок четкий, несколько жест­коватый, напоминающий вырезанные из дерева фигурки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: