В сознании русских живописцев буржуазный мир был лишен красоты, поэтому они начали ее поиски за пределами прозаической действительности, в области художественной фантазии. На этой основе возродился интерес к сказочным, мифологическим сюжетам, историческим реминисценциям1, что повлекло за собой появление новой живописной художественной формы, воссоздающей особую атмосферу фольклорных представлений или воспоминаний о прошлом. Такое романтическое мышление конца века проявилось в стиле модерн, ставшем, как и в европейском изобразительном искусстве, последним большим стилем. Сложный декоративный
1 Реминисценция - смутное воспоминание, отголосок.
В. Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. Фрагменты. ГТГ. Москва
ритм гибких текучих линий и плоскостных цветовых пятен в сочетании со стилизованным растительным узором отличает живописную манеру художников модерна.
Среди тех, кто занялся возрождением красоты, на первом месте и по времени, и по заслугам стоит Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Он первым в своем творчестве обратился к русскому прошлому, убежденный, что русский человек чувствует себя хорошо только окруженный привычными ему формами красоты. Еще в конце 70-х годов, в самый разгар реализма и передвижничества, Васнецов перестал изображать обыденную действительность и обратился к дивному миру народной фантастики. В картинах «Ковер-самолет», «Иван-царевич на Сером волке», «Снегурочка», «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» обнаружились с наибольшей полнотой коренные черты русского художественного вкуса.
В русле распространенных в конце века представлений о взаимодействии всех видов искусства, призванного украшать жизнь, Васнецов писал холсты больших размеров, рассчитанные на интерьер общественных зданий и являющиеся важной составной частью его оформления. Многие полотна были созданы по заказу СИ. Мамонтова для железнодорожных управлений, вестибюлей богатых домов и ресторанных залов.
Однако творчество Васнецова не просто возвращает нас к народным формам красоты, в своих картинах художник отразил высокие духовные и религиозные идеалы русского народа. Успеху его живописи во многом способствовало возрождение официальной религиозности и модное в начале 90-х годов увлечение мистицизмом. Эффектные росписи Владимирского собора в Киеве, имеющие в колорите сходство с красочными симфониями древних русских и византийских церквей, утвердили образованное общество во мнении, что Васнецов постиг самую глубину православного религиозного миросозерцания и создал стенопись, равноценную древним византийским и итальянским образцам (см. цв. вкл.).
Рядом с В аснецовым всегда назывгаотМихаила Васильевича Нестерова (18 62— 1942), который искал своих героев в религиозных легендах, среди русских святых
М. Нестеров. Благовещение. Фрагменты. Роспись Владимирского собора в Киеве |
на фоне идеальной природы. В церковных образах Нестерова просматривается влияние национально-романтического течения модерна с элементами театральности в подчеркнуто смиренных выражениях лиц, глазах, драматических жестах, отчетливой линии силуэтов и плоскостных цветовых пятнах. Чарующие по своей тонкой серебристой гамме краски смягчают до известной степени присущую этим изображениям некоторую искусственность и создают особое настроение в его прекрасных таинственно-поэтичных картинах «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», «Св. Сергий Радонежский», «Под благовест». Эти картины - целые поэмы русской природы, донельзя простой, хрупкой, однотонной, но и родной, и вдохновенной, точно воздух окрест звенит воскресным благовестом. Нестерова называют единственным русским художником, хоть отчасти приблизившимся к высокому духу природы Достоевского.
И Васнецов, и Нестеров принадлежали к так называемому абрамцевскому кружку (1870-1890), созданному по инициативе СИ. Мамонтова, владельца подмосковной усадьбы Абрамцево. Кружок объединял художников-реалистов И.Е. Репина, В.Д. Поленова, В.А. Серова, К.А. Коровина, И.И. Левитана, но именно на почве интереса к народной истории, фольклору началась эволюция в сторону неоромантического варианта модерна.
М. Нестеров. Труды Сергия Радонежского. Триптих. ГТГ. Москва
Васнецов совместно с Полено
вым построил усадебную церковь
в «русском стиле», ставшую пер
вой культовой постройкой сти
ля модерн в его национально-
романтическом воплощении.
Высочайшее мастерство декора
тора, проявившееся при создании
орнаментов для Владимирского
собора, было реализовано Васне
цовым в рисунках для майолик,
мебели, отделки стен, в театраль
ных декорациях и костюмах для
домашних спектаклей, в том числе
для его знаменитой«Снегурочки».
Главная прелесть декоративных
работ Васнецова - в их красочно
сти, сочных благородных цвето
вых сочетаниях, присущих изде
лиям древнерусских мастеров.
В. Васнецов, В. Поленов. Церковь в Абрамцеве |
Иллюстративно-фольклорная направленность творчества Васнецова оказала большое влияние на работу художников абрамцевского кружка. В Абрамцеве была столярная мастерская, где под руководством художницы-декоратора Е.Д. Поленовой выпускалась мебель в «русском стиле», украшенная резьбой по дереву, известной на всю Россию как «абрамцево-кудрин-ская». Там же была устроена мастерская женских рукоделий, где занимались преимущественно вышивками, рисунки для которых делала Поленова и в которых с наибольшей полнотой проявился ее редкий дар декоратора. Из абрамцевской керамической мастерской вышли знаменитые майоликиМА Врубеля, казавшиеся драгоценным материалом, а не раскрашенной глиной.
В абрамцевский кружок входил и такой крупный художник, как Константин АлександроеичКороеин(\ 861-1939), обладавшийнеобыкновеннымчувствомцвета, удивительно тонко передававший и своеобразную прелесть «северной идиллии», и пылающий огнями ночной Париж, и мерцающие в северном сиянии шхуны Гаммерфеста. Все эти картины написаны в импрессионистской манере, поэтому Коровин считается русским импрессионистом. Не менее ярко художник проявил себя в декоративных работах, театральных декорациях и панно для Парижской выставки 1900 г.
Отрицание прозы жизни и
литературной ПОДОСНОВЫ ТВОр- Л. Врубель. Фрагмент скамьи в Абрамцеве. Майолика
чества передвижников, решение чисто живописных задач, поиски абсолютной красоты обусловили появление в Петербурге на рубеже столетий художественного объединения «Мир искусства», или «мирискусников». В него входили в разное время почти все передовые русские художники - А.И. Бенуа, Л. С. Бакст, М.В. Добужин-ский, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, В.А. Серов, И. Э. Грабаръ. Главная организаторская роль во всех предприятиях «Мира искусства» принадлежала СП. Дягилеву.
Эстетической программой объединения провозглашалась «априорная» красота, являвшаяся единственным источником творческого вдохновения: все, что любит художник, все, что он считает красивым, может быть воплощено в его произведении, независимо от того, современно это или нет. Ретроспективность художественного мышления и почтительное отношение к художественным стилям прошлого обусловили выбор ведущего жанра в живописи «мирискусников»: им стали исторические фантазии на темы быта минувших эпох, но быта обязательно красивого, эстетически оформленного. Творчество «мирискусников» находило разнообразные стилевые опоры, неизменно оставаясь искусством неоклассицистским. Валентин Александрович Серов (1865-1911), на редкость многогранный художник, картины которого с неизменным успехом выставлялись на выставках передвижников, а затем «Мира искусства», являлся сам по себе «целой плеядой живописцев». Для него не существовало окончательно найденной манеры, раз и навсегда усвоенных живописных средств, он постоянно пребывал в поиске, но неизменно картины Серова оставались удивительно красивыми и живописными. В имении Абрамцево 22-летний художник под влиянием французских импрессионистов написал один из своих самых радостных, пронизанных светом и воздухом шедевров - «Девочку с персиками», портрет Веры Мамонтовой.
Обостренное чувство времени, простота и непосредственность в передаче модели делают Серова выдающимся портретистом концаХГХ-начала XX в. Портреты И.Е. Репина, К.А. Коровина, И.И. Левитана, А.П.Чехова, Ф.И. Шаляпина, Н.А. Римского-Корсакова, К. С. Станиславского, Ф.Ф. Юсупова отличаются замечательным сходством с оригиналом и тонким проникновением в психологию портретируемого. Так же достоверны портрет Александра III, царя-миротворца, с добродушной тонкой усмешкой на губах и холодным, пронизывающим взглядом, и особенно портрет императора Николая II в домашней обстановке, с которого на нас смотрит красивый, умный, все понимающий человек с печальными голубыми глазами.
В рамках классицистского
В. Серое. Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте. течения МОДерна Серов СОЗДЗЛ
грм. Санкт-Петербург настоящие живописные шедев-
: 'jaws r S В. Серое. Похищение Европы. ГТГ. Москва |
ры, черпая вдохновение в исторических стилизациях и античных реминисценциях. Его картина «Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте», где на фоне покосившихся изб скачут на горячих конях грациозные всадники, представляет тонкую стилизацию XVIII в., рождая яркое представление об этой удивительной эпохе со всем ее европейским камуфляжем и маска-радностью.
Новые приемы декоративного решения - живописный лаконизм и графич-
ность в духе «мирискусников» проявились в поздних работах Серова - портрете известной танцовщицы Иды Рубинштейн и картинах «Похищение Европы», «Одиссей и Навзикая». В двух последних работах Серов удивительным образом соединил античную строгость с живым наблюдением натуры. Живописно-графический образ быка - Зевса и девушки - Европы достигнут с помощью линейных контуров, точного взаимоотношения цветовых пятен, т.е. особого художественного языка, способного ритмикой линий и цветовых сочетаний выразить сложный символический смысл. Модерн в творчестве Серова сохранял черты живописного реализма.
Константин Андреевич Сомов (1869-1939) нашел свой источник вдохновения в «галантном» веке, изображая лукавых маркиз в фижмах и напудренных париках с неизменными мушками на бледных лицах, изнеженных дам в кринолинах и кавалеров, словно сошедших с полотен А. Ватто. Реальностью для Сомова стала театральность, погоня за ускользающими видениями ушедшего века Людовика XV или эпохи «Бедной Лизы» и «Графа Нулина». Сомов создавал свой мир, имеющий «антикварный» привкус. Все его «маркизы», «поцелуи», «фейерверки» - иронически-стилизованные сценки в жеманно-эротическом духе, созвучны стихам А. Ахматовой:
Луна освещает карнизы, Блуждает по гребням реки. Холодные руки маркизы Так ароматны-легки.
«О принц! - улыбаясь присела, -В кадрили вы наш vis-a-vis», -И томно под маской бледнела От жгучих предчувствий любви..
Иллюзорный мир регулярных парков, напудренных париков, хрупких фарфоровых «багателей» потребовал нового живописного языка и своеобразной символики. Сомов, подобно Боттичелли, - мастер линии, передающий тончайшие оттенки настроения в сочетании с техникой прозрачно-нежной акварели или плотной матовой гуаши. Он - один из самых ярких художников-стилизаторов, точнее других отразивший в своем болезненно-утонченном творчестве дух душевно-растерзанного, истеричного, разочарованного «fin de siecle».
Александр Николаевич Бену а (1870-1960) черпал сюжеты для своих исторических фантазий в частных подробностях быта Версаля, Петергофа, Царского Села. Историзм художественного мышления и глубокие познания истории искусства
позволяли ему точно вос
производить эпоху во все-
мее аристократическом
изяществе («Прогулка
К. Самое. Осмеянный поцелуй. ГРМ. Санкт-Петербург |
короля», «Купание маркизы»). Индивидуальный стиль Бенуа формировался подвлиянием немецкой и английской журнальной графики и характеризовался преобладанием линейно-графического начала над живописным; он почти не обращался к масляным краскам, писал акварелью и гуашью, которые ориентировали его на силуэт, подчеркивающий цветовое К. Сомов. Поэтому плоскость картины часто уподоблялась экрану теневого театра, как, например, в произведениях версальской серии, и представляла собой художественный синтез рисунка и цвета, что порождало парадоксальную живописность его работ (см. цв. вкл.).
А. Бенуа создал свой эфемерный мир театра, подобный итальянской комедии дель арте, приобщая зрителя к тому зыбкому, преходящему, невысказанному, что так ценилось поэтами-символистами:
А под маской было звездно, Улыбалась чья-то повесть, Короталась тихо ночь. И задумчивая совесть, Тихо плавая над бездной, Уводила время прочь. (А. Блок)
Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946) также черпал вдохновение и мотивы в русском искусстве XVIII в. Начав с «виньеточной деятельности» художника-графика изысканного петербургского стиля, Лансере нашел опору в романтических акварелях на темы петровского Петербурга. Таковы, например, «Санкт-Петербург в начале XVIII в.» и «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе». Петр Великий был кумиром «мирискусников». Поэтому «окно в Европу» -Петербург - как символ единения русской и западноевропейской культурных традиций занял особое место в творчестве художника, столь созвучном образам, навеянным стихами А. Ахматовой:
Фонари на предметы Лили матовый свет, И придворной кареты Промелькнул силуэт. Так мне хочется, чтобы Появиться могли Голубые сугробы С Петербургом вдали...
Там солдатская шутка Льется, желчь не тая... Полосатая будка И махорки струя. Ворон криком прославил Этот призрачный мир... А на розвальнях правил Великан-кирасир.
Е. Лансере. Петербург в XVIII в. ГРМ. Санкт-Петербург
Однако его виньетки, заставки, заглавные буквы, экслибрисы1 по своему изяществу, виртуозности исполнения и остроумию по-прежнему считаются высшим достижениям в области книжной графики.
Анализируя художественный метод «мирискусников» в целом, можно сказать, что они были «синтетиками», т.е. тяготели к соединению в одной композиции пейзажа, натюрморта, портрета или «исторического этюда» с выходом в книжную графику и музыкальный театр.
«Мир искусства» издавал журнал под тем же названием - своеобразный литературно-художественный альманах, в котором сотрудничали художники, поэты, философы. Богато иллюстрированный журнал стал одним из первых образцов исключительно эстетического оформления книги. Именно благодаря усилиям «мирискусников» сценография и книжная графика получили в России такое широкое развитие, какого они не имели в то время ни в одной стране.
Особое место в живописи конца века занял символизм. Основойхудожественного творчества символистов стал образ-символ, отображающий либо некие мистические таинственные силы, якобы управляющие миром, либо смутные недостижимые идеалы. Богатый мир романтической символики использовался художниками конца века в их попытках создавать цельные художественные ансамбли, «очаги красоты», созвучные эстетическим установкам стиля модерн.
Главная идея символизма как метода художественного мышления заключалась в разработанном еще в Средневековье принципе соответствий, когда изобразительные средства - краски, линии - только условные знаки, они ничего не изображают, а лишь символизируют мир идей.
В России самым ярким мастером, который утвердил символизм как стиль и способ мышления, был Михаил Александрович Врубель (1856-1910). Творчество Врубеля имело иные исходные пункты движения, чем, например, Васнецова или Серова: он никогда не увлекался пленэром, ему был далек реализм передвижников и даже, несмотря на «априорность» красоты, провозглашаемой «мирискусниками», Врубель был далек и от них по избираемым темам.
1 Экслибрис - книжный знак, указывающий на принадлежность книги ее владельцу.
В основе сюжетов лежали романтические увлечения художника экзотикой, мифологическим фольклором, образами Средневековья и античности. Его художественные образы имели характерный для символизма двойственный смысл. Один -внешний, всем понятный, второй - скрытый, с намеком на иное, более глубокое содержание, понятное лишь посвященным, как и поэтические образы поэтов-символистов, в первую очередь А. Блока:
Плачет ребенок. Под лунным серпом Тащится по полю путник горбатый. В роще хохочет над круглым горбом Кто-то косматый, кривой и рогатый. В поле дорога бледна от луны. Бледные девушки прячутся в травы. Руки, как травы, бледны и нежны. Ветер колышет их влево и вправо.
Шепчет и клонится злак голубой. Пляшет горбун под луною двурогой. Кто-то зовет серебристой трубой. Кто-то бежит озаренной дорогой. В роще косматый беззвучно дрожит. Месяц упал в озаренные злаки. Плачет ребенок. И ветер молчит. Близко труба. И не видно во мраке.
Врубелевские образы были на редкость многозначными и всеобъемлющими: обладающий сверхчеловеческими возможностями демон, злой дух, которого так любили поэты-символисты, столь же злой и коварный Мефистофель, фантастические птицы-женщины, мифический Пан, богатыри - воины, всадники, косцы, пахари. Между тем за всеми образами стояли извечно человеческие категории добра, страдания, любви: Царевна-лебедь выражает своим взглядом безмерную печаль, Демон, «дух изгнанья», - трагизм одиночества, Пан - мудрость (см. цв.
вкл.). Для Врубеля Демон - «дух страдающий, но не злобный», в интерпретации лермонтовского образа художником выделено лирическое начало, а не дух бунтарства, гордыни, презрения к миру.
Л. Врубель. Царевна-лебедь. ГТГ. Москва |
Все творчество Врубеля пронизано поисками новой духовности, истоки ко-торойонвиделвхристианскомискусстве. Его акварельные эскизы на темы «Воскресение» и «Надгробный плач» для росписей Владимирского собора в Киеве - наглядное тому свидетельство. Будучи страстным ревнителем красоты, ставя категорию красоты в центр художнических представлений, Врубель наделял ее эпическим смыслом, поскольку красота в его представлении должна возвышать душу. Врубелевские образы обладают высокими художественными достоинствами, чему способствует и его живописная манера, заключающаяся в бесконечном дроблении формы на грани, окрашенные как бы изнутри светом и цветом, наподобие кристаллов или фантастических каменных цветов. Врубелев-ская живопись приблизилась к мозаике,
и ее отличительным качеством стала орнаментальность. Уже в картину 1886 г. «Девочка на фоне персидского ковра» орнамент был включен и как предмет изображения, и как принцип всей композиции.
С годами это стремление к декоративности линий, силуэта и цвета обусловило выход художника за пределы станковой живописи, подвигло его на поиск новых материалов и выразительных возможностей, прежде всего в мозаике и в керамике. Декоративные росписи и витраж в особняке З.Н. Морозовой, который Врубель оформлял вместе с Ф. Шехтелем, являлись отражением синтеза искусств, характерного для русского модерна. Весьма показательно пожелание, высказанное художником по поводу картины «Сирень», которую он хотел видеть не в музее, потому что, по его мнению, «музей - это покойницкая», а «вделанной в стену жилого дома, чтобы она совершенно с нею слилась».
Другим выдающимся русским живописцем, творчество которого складывалось подвлияниемтмволтма,сталВикторЭльпидифоровичБорисов-Мусатов(1870- 1905). Его основная тема - ностальгия по уходящему дворянскому быту. Изысканно-декоративные полотна «Осенний вечер», «Водоем», «Реквием» с заброшенными парками, заросшими прудами, колоннами домов и беседок с облупившейся штукатуркой создавали особое элегическое настроение, созвучное стихам Г. Иванова:
Как лед, наше бедное счастье растает, Растает, как лед, словно камень, утонет, Держи, если можешь, - оно улетает, Оно улетит, и никто не догонит.
В. Борисов-Мусатов. Водоем. ГТГ. Москва |
Борисов-Мусатов стремился облечь непосредственные сюжетные мотивы в форму аллегорий, передать не конкретную жизненную ситуацию, а обобщенное выражение поэтического замысла, некий пластический эквивалент идеи. Как истинный живописец, Борисов-Мусатов мыслил красочными пятнами и пластикой
линий, которые он воплотил в своеобразную живописную форму, стилизованную под старинный гобелен.
Своеобразный тип картины-панно, картины-гобелена, слегка стилизованного под классическое искусство XVIII в., созданный Борисовым-Мусатовым, получил продолжение в творчестве живописцев-символистов «Голубой розы», содружества художников под эгидой журнала московских поэтов-символистов «Золотое руно». Художники «Голубой розы» П.В. Кузнецов, Н.Н. Сапунов, М.М. Саръян, СЮ. Су-дейкин были по природе театралами и декораторами, соединившими в своих картинах декоративность с элементами восточного искусства, иконой и русским лубком. Их выставки в оформленных стильной мебелью и живыми цветами залах сопровождались концертами, где звучала музыка А. Скрябина и известные поэты К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый читали нараспев свои стихи.
«Голубой фонтан» Павла Варфоломеевича Кузнецова (1878-1968) -одна из наиболее значительных работ русского символизма. Как и все прочие картины художника, она полна поэтического вымысла: струятся воды фонтана, шелестит листва, возникают из зыбкого тумана призрачные силуэты человеческих фигур и аркада какого-то фантастического здания. Изысканность форм на картинах Кузнецова сочетается с удивительной палитрой розовых, фиолетовых, перламутрово-голубых тонов, напоминающих живописную палитру Дионисия.
Такой же перламутровый колорит, в дымке которого мерцают вазы старинного хрусталя, и даже живые цветы как бы тронуты патиной времени, господствует и в живописи Николая Николаевича Сапунова (1880-1912). Его «Голубые гортензии» -своеобразный гимн хрупкой, преходящей, но в то же время и вечной красоте.
Сергей Юрьевич Судейкин (1882-1946) при создании своего эфемерного мира прибегал к театрализации и эстетской изощренности композиционных приемов. В его чувственных и чуть ироничных картинах «Пастораль», «Амур», «Любовь» как бы изначально заложены литературно-поэтические реминисценции, музыкальные образы, созвучные таким стихам М. Кузмина:
Люблю, сказал я не любя, - Ручей журчит мне новый сон;
Вдруг прилетел Амур крылатый Я жадно пью струи живые -
И, руку взявши, как вожатый, И снова я люблю впервые,
Меня повлек вослед тебя... Навеки снова я влюблен!
Это видение, сочетающее мечту и реальность, более всего ощущается в картине «Романс Глинки» (см. цв. вкл.), где ритмические линии, сложная живописная фактура позволяют ясно услышать звуки музыки, почти физически ощутить аромат летнего сада и ностальгически почувствовать атмосферу старинной усадьбы:
В гостиную, сквозь сад и пыльные гардины, Струится из окна веселый летний свет, Хрустальным золотом ложась на клавесины, На ветхие ковры и выцветший паркет. (И. Бунин)
Стилистике Судейкина было свойственно игровое начало, вероятно, поэтому, раскрыв для себя красоту народного примитива, балаганов, чайных, ярмарок и став приверженцем русского лубочного стиля, он сделался первоклассным театральным художником и работал с лучшими театральными режиссерами - К. Станиславским, В. Мейерхольдом, А. Таировым.
В 1907 г. в Москве открылась первая выставка так называемого русского авангарда, знаменующая собой начало нового направления в искусстве, привлекавшего к себе повышенное внимание в течение последующих двух десятилетий. Экспози-
ция выставки свидетельствовала о том, что с утонченной стилизацией, господствовавшей в живописи с 90-х годов XIX в., покончено. М.Ф. Ларионов, 77. С.Гончарова, А.В. Лентулов в равной степени отвергали как критический реализм передвижников, так и стиль модерн. За источник своего искусства они приняли народное творчество во всех его проявлениях, положив начало неопримитивизму. для которого характерны лаконичная форма, полное отсутствие перспективы и какого бы то ни было подражания природе, цветовые контрасты. И. Грабарь с издевкой замечал об этих художниках, что «один пишет квадратами и цифрами, другой запятыми, а третий шваброй». Геометрические фигуры - квадрат, крест, круг, написанные чистыми локальными цветами, изображал на своих картинах К. С. Малевич, основатель супрематизма.
В 1910 г. на выставке «Бубнового валета», ставшего затем объединением московских художников, были представлены русские последователи 77. Сезанна - P.P. Фальк, П.П. Кончаловский, А.В. Куприн, ИМ. Машков. Эти художники, следуя установке своего мэтра - «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса», стали строить на холсте предмет как архитектуру, вернув ему массу, объем, трехмерную форму, экспрессию цветовых сочетаний: кроваво-красного, темно-синего, фиолетового. Их устремлением к синтезу цвета и формы объясняется интерес к натюрморту, ставшему ведущим жанром в их творчестве.