Основные направления в архитектуре модерна

Культ красоты как нравственное этическое начало, преобразующее действи­тельность, нашел воплощение и в архитектуре. Стремление создать стиль, отве­чающий запросам времени, обусловило появление зданий с подчеркнуто индиви­дуализированным обликом, причудливой, асимметричной композиции: Главный принцип модерна в архитектуре заключался в выборе какого-либо мотива декора­тивной стилизации и в подчинении ему прочих форм композицией. Такими моти­вами могли быть исторические и национальные элементы архитектуры (неороман­тизм), природные формы (неопластицизм), фрагмен­ты ордера (неоклассицизм), новейшие технико-конст­руктивные средства (ра­ционализм). Самым вы­дающимся архитектором модерна, творчество ко­торого стилистически мно­гообразно и признано во всем мире, был Федор Осипович Шехтель (1859-1926).

В духе неоромантиче­ской стилизации под фор­мы английской готики Шехтель построил особ­няк для 3. Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве.

Здесь ИМ был впервые Особняк З.Г. Морозовой. Арх. Ф.Шехтель. Москва


реализован новый архи­
тектурный принцип. Он
отказался от традицион­
ной фронтальности, клас­
сического деления здания
на цоколь, основную и за­
вершающую части, от ор­
дерного декора и применил
планировку по принципу
«изнутри нару жу», идя от
целесообразной группи­
ровки помещений к наруж­
ному объему, не имеюще­
му главного фасада. При
планировке окон Шех-
тель перенес акцент с их
декоративного оформле­
ния на форму и ритм самих
Интерьер столовой в особняке З.Г. Морозовой. ОКОННЫХ проемов. В СВЯЗИ

Арх. Ф. Шехтель. Москва с этим возросло Значение

их пропорций, рисунка пе­реплетов, фактуры и цвета стекла.

Логичен и тщательно продуман интерьер зданиям вестибюль, парадная лестни­ца, аванзал; гостиная являются композиционным центром, через который сооб­щаются между собой прочие - жилые, деловые, хозяйственные - помещения. Про­странственный принцип связи, при котором внутренние объемы плавно перетекают один в другой, позволил архитектору трактовать интерьеры как эффектные карти­ны, сменяющие одна другую. Роспись стен гармонирует с балками потолка, ре­шеткой вестибюля, камином, светильниками, рамой зеркала, оконными витража­ми, декоративной скульптурой, даже крючками вешалок. В украшении интерьеров все декоративные росписи и витражи, выполненные М. Врубелем, искусно стили­зованы под Средневековье: стена парадной лестницы украшена витражом с изо­бражением едущего на коне рыцаря, а ее подножие - разноцветной скульптурной группой наподобие тех, что украшали готические фонтаны средневековых горо­дов. Огромные окна с крупным причудливым узором оконных переплетов, в ко­торые вставлены цветные стекла, наполняют радужными бликами пространство комнат. В интерьерах особняка Морозовой кредо модерна - «априорная» красо­та - нашло воплощение в гармонии бесчисленных деталей, составляющих уди­вительный по своему многообразию ансамбль. В результате было достигнуто ха­рактерное для модерна гармоничное единство внешнего и внутреннего облика здания.

В павильонах для международных выставок в Глазго (1901), стилизованных под деревянные шатровые храмы русского Севера, Шехтелю удалось создать впе­чатляющий эпический и сказочный образ. Эти павильоны представляют собой национально-романтическую разновидность модерна, так же как и Ярославский вокзал в Москве. Центральная часть здания, имитирующая гигантскую въездную башню, увенчана шатром, стилизованным под кокошник праздничного одеяния девушек северных губерний. Вдоль всего объема здания тянется широкая лента майоликового фриза, создавая ощущение единства композиции. Здание, рассчи­танное на обозрение вблизи, кажется монументальным и массивным. А издали


эта монументальность и весомость пропадают. Фактура и цвет отделочных мате­риалов - кирпича, камня, штукатурки в модерне вообще и в частности в произве­дениях Шехтеля обретают такое же значение, как и декоративные элементы, со­ставляя единое целое с рельефами, майоликовыми панно, изразцовыми фризами, металлическими решетками.

Наряду с постройками, относящимися к национально-романтической ветви мо­дерна, Шехтель проектировал здания в духе неопластицизма с его изменчивыми, текучими пластичными формами, как бы воплощавшими собой настроения «fin de siecle» с его неприятием действительности, зыбкостью ощущений и тоской о луч­шем «завтра», словом, всем тем, что поэт-декадент/f. П. Минский охарактеризовал следующим образом:

Тоска неясная о чем-то неземном, Куда-то смутные стремленья, Вражда к тому, что есть, Предчувствий робкий свет И жажда жгучая святынь, которых нет.

Особняк Рябушинского в Москве - блестящий образец этого стиля, сочетающе­го в себе мягкие очертания массивных крылец, прихотливые линии оконных пе­реплетов, мерцающий мозаичный фриз, блеск зеркальных стекол. Здесь Шехтель впервые применил железо в декоративных целях: беспокойный спиралевидный ритм звеньев решетки ограды и балкона напоминает вечное движение волн.

Устройство внутренних помещений, как бы сгрудившихся вокруг парадной лестницы, отражает особенности планировки особняков стиля модерн, в которых пространство лестницы естественно перетекает в пространство открытой пло­щадки, затем в холл, выходя огромным проемом в столовую. Ощущение единства помещений, создаваемое планировкой, поддерживается декоративными приема­ми: вестибюль отделяется от парад­ной лестницы витражом и витраж же украшает окно парадной лестницы; текучие формы ее парапета напоми­нают волны, тот же волнообразный мотив повторяется в рисунке парке­та, дверной раме, в орнаментальной росписи стены; на рельефе, украша­ющем камин, волнистые волосы ска­зочной девы превращаются в крылья и как бы в легчайшую ткань, окуты­вающую тело, и, наконец струящим­ся потоком стекают вниз. Особняк Рябушинского представляет собой зримое воплощение эстетической установки конца века - увести мыс­ли выше, дальше мира повседневно­сти в область чистой красоты.

В начале 10-х годов XX в. искус­
ство модерна, главным образом ар­
хитектура, сменило свою пластич­
ность на конструктивную ясность,. _, „ „.

rJ J Лестница в особняке С. II. Рябушинского.

простоту И даже аскетизм. В русле Арх. ф. Шехтель. Москва


Собственный особняк арх. Ф. Шехтеля на Большой Садовой в Москве

модерна возникло течение неоклассицизма, представленное в творчестве Шехтеля особняком на Большой Садовой в Москве. Здание состоит из разных по высоте про­стых геометрических объемов; и украшено рустовкой и лаконичными рельефами в стиле ампир. Ядром здания является холл, выходящий на уличный фасад гигант­ским окном в виде четырехколонного дорического портика. Легкое, элегантное зда­ние воплощало собой новые идеалы прекрасного, при этом малейшие нюансы пла­нировки естественно и гармонично отражены в композиции фасада.

Неоклассицистский вариант модерна получил распространение при строи­тельстве доходных домов, контор, банков, т.е. различных учреждений русского ка­питала. Купечество, вошедшее в силу к этому времени, стремилось сделать стиль модерн своим. Закономерно, что этот стиль расцвел в первую очередь в купеческой Москве и торговых городах России (например, Ростове-на-Дону), а не в чиновном Петербурге. Большое значение в развитии этой архитектурной формы сыграло при­менение металлических конструкций, позволяющих создавать большие (остеклен­ные поверхности фасадов. Таковы здания банка Рябушинских, типографии «Утро России», Московского купеческого общества, безукоризненная правильность кон­струкции которых стала новым критерием красоты.

Недавно я прошел знакомым переулком И не узнал заветных мест совсем. Тот, мне знакомый мир был тускл и нем, -Теперь сверкало все, гремело в гуле гулком! Воздвиглись здания из стали и стекла, Дворцы огромные, где вольно бродят взоры, Раскрыты навсегда таинственные норы, Бесстрастный свет вошел туда, где жалась мгла, -

писал В. Брюсов, восхищенный сооружениями Шехтеля. Все эти здания облицо­ваны глазурованным или матовым кирпичом, особо любимым архитектором, либо покрыты цементной штукатуркой - новым отделочным материалом.


В Петербурге выработался свой стиль неоклассицизма, характеризующийся мо­нументальностью, использованием гранитной облицовки с рустовкой. Он был осо­бенно популярен при строительстве зданий банков, символизируя консерватизм, надежность и устойчивость.

Жилые дома петербургского модерна отличались подлинно классической стро­гостью; их украшали полукруглые или многогранные эркеры, майоликовые фри­зы, фигурные металлические кронштейны, поддерживающие кровлю. И все эти и без того нарядные особняки декорированы рельефами и масками на замковых кам­нях, рустовкой, затейливыми решетками и светильниками, обелисками, башнями и шпилями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: